Катастрофы на воде: россияне делают ставку на авось

03/08/2011 - 08:59

Крушение теплохода "Булгария", а также недавняя авария катера на Москве-реке, по мнению экспертов, поднимают вопрос не только о состоянии водного транспорта в России, но и об отношении россиян к собственной безопасности.

Затонувшая на Волге 10 июля "Булгария", как отмечали многие очевидцы и выжившие в катастрофе, даже визуально производила впечатление ветхого судна.

Насторожить участников злополучного круиза могли и низкие цены билетов: стоимость места в простой каюте, по данным российских СМИ, начиналась от тысячи рублей (около 36 долларов). Реальная цена подобных круизов, говорят эксперты туриндустрии, гораздо выше.

Что касается катера "Ласточка", столкнувшегося напротив столичного стадиона "Лужники" в ночь на 31 июля с баржей, то и там причиной крушения стала, по предварительной версии Следственного комитета России, неисправность двигателя.

Один из участников вечеринки на катере рассказал сайту Life News, что ночью капитан судна несколько раз заглушал мотор и подолгу в нем копался.

Социологи отмечают, что страх перед изношенностью инфраструктуры и техногенными катастрофами – одна из основных фобий россиян. Но эта фобия не удерживает их от сомнительных поездок и приключений.

Советское наследие?

Начальник отдела экстренной психологической помощи московской службы психологической помощи населению Сергей Тиунов говорит, что чрезмерная беспечность россиян, во многом, обусловлена недавним историческим опытом.

"В советские времена нас приучили к тому, что за все отвечает государство, – отмечает психолог. – Люди сегодня по-прежнему пытаются довериться, но напрасно. Сейчас такая ситуация, что ты должен заботиться о собственной безопасности".

"Самому нужно думать о безопасности и перед поездкой, и в том случае, если поездка обернулась катастрофой: "В первую минуту не будет никого: ни спасателей, ни пожарных, ни полиции - только ты один на один с бедой", – говорит Сергей Тиунов, который не раз работал с пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций.

Социолог из ВЦИОМ, доктор исторических наук Ольга Каменчук также склоняется к тому, что "люди в России, наверное, чрезмерно оптимистически смотрят на вопросы, связанные со своей безопасностью".

Прямые подтверждения этого, по ее словам, получить в ходе опросов сложно. Ведь на вопрос "Думаете ли вы о своей безопасности?" подавляющее большинство респондентов ответят утвердительно.

Но по косвенным признакам, признает Ольга Каменчук, видно, что многие россияне в вопросах собственной безопасности чаще полагаются не на трезвый расчет, а на русский авось.

В интервью Русской службе Би-би-си социолог сказала, что ни Нажать акула,
покусавшая российских туристов прошлой осенью в Египте, ни разразившиеся в этой стране зимой антиправительственные протесты поначалу не испугали россиян, желающих отдохнуть на Красном море.

Неоднозначная статистика

Впрочем, данные социологических опросов неоднозначны, а зачастую и диаметрально расходятся. Одни социологи называют страх перед техногенными катастрофами главным страхом россиян, в то время как другие отводят ему более скромное место.

Так, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному несколько лет назад, техногенные катастрофы являются для россиян главным источником тревоги.

"Возможность пострадать от техногенной катастрофы (пожара, взрыва и так далее) беспокоит вдвое большее количество респондентов, нежели вероятность стать жертвой террористов (46% и 23% соответственно)", – констатировали авторы опроса.

В то же время свежий опрос "Левада-центра" оценивает страх россиян перед техногенными катастрофами значительно ниже: боязнь автомобильных катастроф и аварий на АЭС заняли восьмое и девятое места таблицы соответственно.

"Похоже, технические катастрофы (даже после проблем на "Фукусиме"), а тем более повсеместные пренебрежения правилами безопасности беспокоят россиян куда меньше, чем наркомания, пьянство, загрязнение окружающей среды и иные социальные бедствия", – прокомментировал результаты опроса в интервью bbcrussian.com замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин.

Дмитрий Булин
bbc.co.uk

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ