Политические игры Горздрава
Политические игры редко приводят к продуктивной работе, а если в них замешаны врачи, от которых зависит здоровье и жизнь пациентов, это может стать действительно опасным.
Врач – это человек, которому мы доверяем свое здоровье, свою жизнь – то бесценное, что есть у каждого человека. Возможно, именно поэтому профессия врача с одной стороны весьма сложна, а с другой – хороший врач ценится очень высоко. Но как стать хорошим врачом, если тебе не дают работать? Кто-то сдается и просто уходит в малюсенькие поликлиники, кто-то спивается и отказывается от карьеры, а другие продолжают бороться до последнего, несмотря на «ставленников» руководства, которые зачастую, имея прикрытие начальства, совсем отказываются работать. А потом в Ростове происходят трагедии – гибнут пациенты, дети становятся инвалидами из-за врачебных ошибок, а сами горожане о ростовской медицине откликаются с откровенным пренебрежением.
Ирина два года работала врачом-урологом в 9-й поликлинике Ростова-на-Дону, а затем, после смерти от рака главного врача, в мае 2011 года прошла по конкурсу, победила трех претендентов и стала главврачом. Примерно в это время закончилась спокойная врачебная жизнь – как только она была назначена, начались анонимные жалобы, проверки прокуратуры, ОБЭПа, наркоконтроля и других ведомств, а также проблемы с главным бухгалтером из-за этих самых проверок. По предписанию прокуратуры главврач была обязана ее наказать, а по распоряжению начальника управления здравоохранения Ростова Рафаила Девликамова - только выносить замечания… Но не увольнять, не наказывать административно и никоим образом не лишать возможности работать. Уже тогда начали возникать неявные подозрения... Которые подтверждались удивительной бумагой, «подписанной» предыдущим главврачом через 2 дня после ее смерти.
Однако окончательно «наступила на хвост» новый главврач, когда взялась за стоматологов. В частности, по должностной инструкции стоматологи обязаны финансово компенсировать поликлинике использованные материалы, а одна из сотрудниц, как выяснила главный врач, не делала этого весьма длительный срок, собрав задолженность около 90 000 рублей. И, по мнению Ирины, именно эта ситуация помогла ее оппонентам выработать весьма интересную идею: написать заявление в ОБЭП о вымогательстве.
Несмотря на то, что главврач и стоматолог вроде бы договорились о виде компенсации – стоматолог пообещала купить новую установку, на которой она будет работать, а главврач с этим согласилась, 16 сентября на столе главного врача оказалась пачка с купюрами. Ирина попросила забрать деньги и вышла из комнаты, но покинуть соседнее помещение она уже не смогла – ее ждали сотрудники ОБЭП, которые, видимо, были весьма удивлены, что главный врач так и не взяла меченые деньги и даже не коснулась их. Их «удивление» закончилось черепно-мозговой травмой главврача, после чего ей пришлось длительное время восстанавливать свое здоровье.
«Не мытьем, так катаньем» - так можно охарактеризовать дальнейшее. Несмотря на то, что находилась на больничном, Ирина вышла на работу и была тут же вызвана к своему начальнику Девликамову, где ей вручили приказ об увольнении без предупреждения и уведомления. Статья увольнения звучит как «инициатива собственника», а собственником является администрация Ростова… Однако уволить главврача не удалось, так как она официально находилась на больничном. В ответ ее «поставили в известность», что таким же образом без предупреждения она лишится рабочего места, как только выйдет с больничного.
Впрочем, поликлиника не дождалась главврача с больничного – вместо нее коллективу представили новую сотрудницу, которая приехала из Сыктывкара – Татьяну Хинталь. Ранее эта врач работала у главврача Областной больницы № 2, нынешнего депутата Законодательного собрания Игоря Пакуса, заместителем по терапии. А сейчас вернулась в Ростов и, как говорят, без конкурса оказалась главврачом 9-й поликлиники при наличии действующего главврача, которая находилась в этот момент на больничном.
Ситуация выходила весьма своеобразная и двоякая – сразу возникал вопрос, а что будет с предыдущим главврачом, которая отказалась от «взятки»? И одно из «самых простых» ростовских решений – это суд. Пока Ирина пыталась восстановиться после незаконного увольнения, на нее успели завести уголовное дело по 159-й статье, ч. 3 (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения), правда, ее саму по данному делу никто не вызывал. Суть дела: присвоение денежных средств, выписанных на покупку сплит-системы. Однако сама Ирина утверждает, что сплит-система к моменту выделения денежных средств (которые являлись компенсацией за покупку) уже неделю как была поставлена на баланс. Таким образом, получается, что деньги получены за установленную сплит-систему, но заодно заведено уголовное дело. Речь, кстати, идет о сумме порядка 15 000 рублей.
На данный момент дело в суде, и мне удалось присутствовать при допросе самого главного свидетеля – бухгалтера, которая выдавала деньги на сплит-систему. Больше всего поразило, что «материально ответственный» человек «не помнит» либо «не знает» самых важных фактов. А в крайних случаях, оглядываясь на адвоката, опять «забывает», что происходило в указанный период.
К сожалению, это не единственный конфликт между главврачом и начальником городского управления здравоохранения. Ранее уже складывались подобные ситуации, но дело решалось другими методами – подчиненный Девликамову врач просто уходил под руководство министра здравоохранения области Татьяны Быковской. Или просто уходил… Не все готовы были бороться и отстаивать свои права.
Казалось бы, что простому человеку до политических игр горздрава? Но если задуматься, то можно вспомнить, как в городской детской больнице Новочеркасска несколько месяцев управлял назначенный экс-мэром Анатолием Кондратенко главный врач. За это время успели «разбежаться» около половины сотрудников, были «забыты» и не использовались весьма дорогостоящие аппараты для проведения обследования и различных процедур и т.д. В итоге получается, что от всех этих «политических игр» страдают пациенты, которые вместо врача, знакомого с проблемами поликлиники и ее коллективом, получают «ставленника», который зачастую очень долгое время притирается к новым условиям, а в итоге иногда так и не вписывается в реальности новой работы.
Алена Ревина