ЧС Джубга – Сочи, или Дорога к морю – вопрос стратегический
Жители Туапсинского района, проживающие на участке автодороги М-27 Джубга – Сочи, где недавно произошел оползень, в результате чего образовался провал участка федеральной трассы глубиной до пяти метров, не раз обращались к местным властям по поводу того, что интенсивное автомобильное движение на этом участке, постоянное движение большегрузных машин разрушают дорожное покрытие. Погодные условия в начале февраля усугубили состояние дороги, машины не могли ехать, их пускали по уцелевшей полосе, в минувшую пятницу движение было практически прекращено. Обследования показали, что грунт проваливается со скоростью до 20 см в час, и этот процесс продолжался – к такому выводу пришли эксперты, обследовавшие участок трассы. Опасность угрожает и жилым домам вблизи трассы, людей расселили в гостиницы
Грузовики с гравием тщетно пытались засыпать провалы. Чтобы остановить оползень, дорожники приняли решение возвести опорную стену, на что уйдет, по словам специалистов, до трех недель. Но это исключит возможность подтопления жилых домов в долине. Тем временем автомобили массой до пяти тонн направляются в объезд – через Шаумянский перевал, который, несмотря на снежную погоду, работает в круглосуточном режиме. Остальным машинам, в частности, перевозящим грузы для олимпийской стройки, придется отправлять их по железной дороге или на пароме – из Новороссийска в Сочи, когда закончится шторм на море. Такое решение озвучил губернатор Кубани А. Ткачев, побывав на аварийном участке вместе со спецкомиссией. Известно, главной причиной произошедшего эксперты признали погодный фактор и изношенность дорожного плотна, не рассчитанного на такое интенсивное движение и нагрузку, связанную со строительством олимпийских объектов.
Однако и власти и дорожники заверяют, что сведут негативные последствия оползня к минимуму.
Еще до поездки в Туапсинский район Ткачев осмотрел площадку в Горячем Ключе, где большегрузным машинам придется ждать, пока закончится ремонт поврежденного участка трассы.
Учитывая число скопившегося транспорта таких площадок на пути к побережью уже несколько. На участке от Туапсе до Сочи находится до 250 большегрузных машин. Водители к ситуации относятся с пониманием, однако жалуются на сервис, на то, что их обдирают на стоянках – чай продается чуть ли не по цене коньяка.
Жители Сочи в свою очередь переживают, что в течение нескольких недель будут испытывать неудобства и, возможно, перебои с поставками продовольствия.
Синоптики тем временем вновь предупреждают о возможных неблагоприятных погодных условиях – усиление ветра, снегопад.
Прокомментировать ситуацию на аварийном участке федеральной трассы Джубга – Сочи мы попросили руководителя межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (УГАДН) Павла Переверзу, который был в составе комиссии, проводившей обследование участка, как представитель надзорного органа.
– Если сказать коротко – состояние удручающее. По сути, проблема с огромной нагрузкой на автодороги с высокой интенсивностью движения по дорогам региона, где расположены морпорты, куда идут немалые инвестиции, где строятся олимпийские объекты, властям известна. Сегодня автотранспорт – наиболее дешевый и удобный вид перевозки грузов, доставляется, что называется, от ворот до ворот.
Мы уже не раз отмечали, что из-за недостатка финансирования нам необходимо следить за сохранностью того, что имеем, и своевременно ремонтировать дороги.
Ежегодно дважды в год, в осенний период и весной, участвуем в комплексных проверках. Главой региона издается постановление, назначается комиссия, в которую входят представители ГИБДД, управления федеральных дорог и мы. Инспектируем все полторы тысячи федеральных дорог – 1309 км в Краснодарском крае и 208 в Адыгее, которые находятся у нас в управлении и которые обслуживаются 14 подрядными организациями. В целом состояние дорог – удовлетворительное, в соответствии с градацией уровня содержания дорог, их четыре – допустимый, средний, высокий и недопустимый. О высоком, конечно, говорить не приходится. Отдельные участки можно отнести к среднему, но большинство – только к удовлетворительному.
Сегодня покрытие дорог в очень тяжелом состоянии, на многих участках оно начинает интенсивно разрушаться. Безусловно, на качество дорог влияет износ. Установлены нормативные сроки для капремонта дорог с асфальтобетонным покрытием. Через каждые 12 лет дорожники должны укладывать слои усиления дороги. У нас есть участки, которые пропустили по два межремонтных срока.
Федеральные дороги в регионе занимают порядка 14,5 процента от всей сети общего пользования. Но на эти дороги приходится 55 % грузооборота и 70 % пассажирооборота. Это основная трасса на Юг – М-4 «Дон». Магистраль Джубга – Сочи очень перегружена, но она как была третьей категории, таковой и осталась. И в плане профиля – весьма сложная.
Однако практически все федеральные дороги края сегодня по интенсивности движения должны технически соответствовать первой категории, но никак не третьей.
Интенсивность движения по годовым средневзвешенным показателям на трассе М-4 «Дон» – от Горячего Ключа на Джубгу, в Сочи в летний период составляет от 35-ти до 45-ти и более тысяч машин в сутки. В итоге – все негативные последствия.
По моему мнению, причина разрушения дорог отчасти как раз в том, что они не выдерживают нагрузки – интенсивного движения, перевозки тяжеловесными машинами большого количества грузов. По этому вопросу мы проводили проверку в крае, возглавляли комиссию еще в ноябре 2009 года, в которую входили и члены автодорожных структур. Определили места дислокации стационарных постов – пунктов весового контроля. В том же году направляли письмо на имя заместителя губернатора Краснодарского края Д. Хатуова о необходимости организовать систему весового контроля в крае для того, чтобы сохранить те дороги, что имеем. И последняя – осенняя проверка, в частности участка Джубга – Сочи показала – надо уделять внимание ремонту и содержанию дорог.
Сегодня же прозвучало в СМИ, что на восстановление обрушившегося участка дороги потребуется 150 млн рублей.
О проблеме разрушения автодорог, испытывающих большие нагрузки от тяжеловесных машин, говорилось и в Республике Адыгея на одном из заседаний Госсовета – Хасэ. И там отмечалось, что деятельность передвижного поста с весовым контролем не регламентируется законодательством, что в сложившейся ситуации недопустимо. Необходимо ускорить процесс по строительству стационарного поста весового контроля.
Тем временем, в Республике Адыгея не раз поднимался вопрос о строительстве автодороги и железной дороги к морю – через Адыгею. Президент РА Аслан Тхакушинов считает этот вопрос для республики стратегическим. И это могло бы разгрузить автотрассы, ведущие на Юг через Краснодарский край. Рассказать об идее, которая, как показали последние события на трассе Джубга – Сочи, и сегодня актуальна, мы попросили заместителя министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства РА Николая Петровича Янушкевича.
Он, в частности, отметил, что на самом деле тема актуальна, но идею строительства похоронили экологи. Адыгея в свое время передала 18 тыс. гектаров земель в национальный заповедник в Майкопском районе. В результате пройти к морю дорогой по этой территории через Адыгею сегодня нет возможности.
– Чтобы нам провести дорогу, мы вынуждены пересекать заповедные территории, – говорит Н. Янушкевич. – Однако гравийная дорога от станицы Черниговской на НПЦ «Биосфера» уже есть. Сейчас строительство дорог законсервировано и, думаю, до 2014 года не возобновится.
Дорогу эту, протяженностью чуть более 50 километров, мы могли бы построить за год. Часть средств на 25 километров дороги из 7 млрд рублей, выделенных на строительство, израсходованы, часть отозваны. По идее, эта дорога очень необходима, и не только потому, что мы живем в Адыгее, и это наш интерес. Она важна для курортного Сочи – весь Кавказ ехал бы по этой дороге на побережье, и она могла бы снять часть проблем с нагрузкой на федеральной автотрассе М-4 «Дон».
В настоящее время население северокавказских республик вынуждено ехать на курорты через Туапсе.
На государственном уровне также прорабатывался проект строительства скоростной железной дороги Москва – Адлер от поселка Каменномостский по долине реки Белой – вверх через Гузерипль с выходом на Красную Поляну. С его реализацией можно было бы разгрузить и железнодорожное направление в сторону Сочи, Адлера, минуя перегруженные дороги, идущие через Краснодарский край и тот же участок Джубга – Сочи. Оттуда в Сочи и далее по побережью. И этот проект тоже законсервирован.
Есть еще вариант выхода к морю через Адыгею. Проект строительства дороги – станица Даховская – плато Лагонаки, предусматривающий выход на Дагомыс, был разработан еще несколько десятков лет назад. Предполагалось, что проект данной дороги может иметь военно-стратегическое значение.
Сегодня, по мнению Николая Янушкевича, в связи с нестабильностью в Северо-Кавказском регионе, близостью Грузии, этот проект с точки зрения стратегии становится более актуальным. Чтобы в случае чего сочинский анклав с почти полумиллионным населением не остался отрезанным от железной и автодороги. ЧС на трассе Джубга – Сочи – также подтверждение тому, что запасная стратегическая дорога к морю Юга страны необходима.
– На мой взгляд, это долгосрочная работа, она ведется в рамках госпрограмм строительства автодорог в РФ, варианты изучены. Когда будет достигнуто согласие с «зелеными», строительство может начаться, – заметил Н. Янушкевич.
Насколько соответствует действительности мнение о том, что якобы Краснодарский край может препятствовать осуществлению строительства дорог к морю через Адыгею, отстаивая свои бизнес-интересы при развитии транспортной системы в регионе? Этому подтверждения нет. Да это и закономерно – лоббировать развитие своей территории. Любой регион «тянет одеяло» на себя при распределении бюджетных средств на какие-либо проекты. Другой вопрос – чтобы это было всем во благо. И хорошо бы для России иметь запасной вариант выхода к морю и – обратно.
Ольга МОРОЗОВА
P.S. Получить комментарий в ФГУ Упрдор- «Кубань» - структуре, в чьем ведении находится аварийный участок автодороги Джубга-Сочи, в минувший понедельник не представилось возможным.