Эксперты: российский закон о полиции поможет коррупции

07/07/2011 - 09:20

Новый российский закон "О полиции" слишком расплывчато описывает некоторые полномочия полицейских и тем самым сохраняет предпосылки для коррупции - к такому выводу пришли эксперты организации Transparency International Russia.

Российское подразделение Transparency International - Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл - Р" - провело антикоррупционную экспертизу закона, вступившего в силу с 1 марта, и обнаружило, что он позволяет полиции произвольно толковать свои полномочия. Например, при проверке или изъятии документов у граждан и организаций, или при выдаче организациям обязательных к исполнению предписаний.

"Очень большое количество не прописанных административных процедур, очень много "широты дискреционных полномочий", то есть нет однозначных рамок, где заканчиваются эти полномочия", - обрисовала для журналистов недостатки закона юрист Transparency International Russia Софья Дробинская.

Transparency International Russia и сотрудничавших с ними экспертов из других организаций не устраивает, например, норма, согласно которой полицейские обязаны изымать "документы, имеющие признаки подделки".

По словам Дробинской, никакие процедуры - как определять признаки подделки, как изымать документы - в законе не прописаны. "Сотрудник полиции может изымать документы на свое усмотрение", - резюмирует юрист.

Слишком велики и расплывчаты, с точки зрения Transparency International Russia, полномочия полиции в отношении фирм и организаций: ей позволено и поручено проверять у них, кроме лицензий, некие "иные документы" - какие, не уточняется, а также выносить обязательные к исполнению предписания об устранении "причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан [...], совершению преступлений".

"Вы мне подозрительны"

Критерии этих причин и условий не определены, и это, по мнению борцов с коррупцией, тоже дает полиции инструмент произвола.

Основания, на которых полицейский может проверять у граждан документы, тоже кажутся экспертов коррупциогенными: "Если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом", - говорится в законе.

"Каковы эти "данные", что есть "подозревать" - все это не указано. Наиболее коррупциогенные ситуации складываются как раз при проверке документов, и это наиболее важный момент, который необходимо четко разъяснить", - сказала Софья Дробинская.

По словам Дробинской, в этом пункте новый закон о полиции стал даже хуже прежнего закона о милиции, поскольку там были прописаны конкретные основания для проверки документов.

Впрочем, российские милиционеры и до принятия нового закона требовали документы у простых прохожих - обычно с целью проверить регистрацию - никак фактически не объясняя основания, на которых они это делают.

Всего Transparency International Russia насчитала в законе 17 норм, либо потенциально способствующих коррупции, либо просто слишком широко и неопределенно описывающих полномочия полицейских.

Результаты экспертизы глава "Трансперенси Интернешнл - Р" Елена Панфилова передала 5 июля инициатору закона "О полиции" президенту Дмитрию Медведеву на заседании Совета при президенте по правам человека. Реакция Медведева дала Панфиловой повод надеяться, что замечания будут учтены.

По словам Панфиловой, Медведев сказал, что отдаст выводы "Трансперенси Интернешнл - Р" в контрольно-правовое управление своей администрации.

"Он сказал, что как только мои юристы посмотрят, если мы придем к единому мнению - будем менять закон о полиции. Он сказал, что и сам сознает, что в законе о полиции многое надо усовершенствовать, и это будет хорошим поводом начать такую работу", - сообщила глава "Трансперенси Интернешнл - Р" журналистам.

Панфилова заверила, что она с соратниками будет всеми силами добиваться исправления закона "О полиции".

"Мы с них не слезем"

"Мы с них просто так не слезем, мы будем дневать и ночевать и в Минюсте, и во всех органах, которые обязаны это делать. Если им удастся от этого нашего постоянного контроля увернуться и ничего не сделать, значит, это будет повод для нашей следующей пресс-конференции. Я абсолютно уверена, что если мы хотим что-то сделать, это будет не быстро, но это будет сделано", - сказала глава "Трансперенси Интернешнл - Р".

В конце июня Главное управление собственной безопасности МВД России объявило, что количество выявленных правонарушений в органах внутренних дел в 2011 году выросло на 24%: ГУСБ выявило 48 тыс. проступков и 2 тыс. уголовных преступлений. Глава ГУСБ Юрий Драгунцов сказал, что это связано не с ростом преступности в МВД, а с активизацией борьбы с ней.

Одним из средств борьбы с коррупцией в милиции-полиции, как предполагалось в начале реформы, станет, помимо нового закона и других документов, переаттестация милиционеров в полицейские: она теоретически позволяла отсеять особо нечистоплотных сотрудников МВД.

По подсчетам российского журнала "Профиль", из 360 высших милицейских чинов, переаттестованных к июню специальной президентской комиссией, по подозрению в коррупции были уволены 18 человек.

Всего к июню были отправлены в отставку или лишились должности 112 высших милицейских начальников, но подавляющее большинство из них просто ушли на пенсию.

Юрий Маловерьян
bbc.co.uk

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ