Новочеркасск: между «красными» и Красновым

23/10/2012 - 16:07

Как в скоропостижной отставке, так и самом избрании мэром столицы донского казачества Анатолия Кондратенко есть немало странного.
Экс-мэр выдвигался в кандидаты от КПРФ. Он – преподаватель одного из высших учебных заведений города – не имел опыта административно-хозяйственной деятельности. На предвыборную кампанию было потрачено менее одного миллиона рублей, и особыми изысками она не отличалась. Тем не менее – с полуторократным перевесом он всё-таки победил действующего мэра Анатолия Волкова.

Коммунисты и комиссары
Политологи в свое время озвучили несколько предположений. Первое: за Кондратенко проголосовали в пику Волкову. Второе: в Новочеркасске живет много военных в отставке, которые еще не забыли о руководящей роли КПСС и воспринимали КПРФ как ту самую партию, которая «всё исправит и наладит». И третье: современных коммунистов вернее будет называть социалистами, чем большевиками – строителями бесклассового общества равных возможностей.

Уж кого-кого, а большевиков на Дону, а особенно – в столице донского казачества, не очень любили со времен Октябрьского переворота. Было несколько лет – с 1918 года по 1920-й, когда вешать или рубить большевиков — ставленников Кремля – в Новочеркасске и окрестностях было обычным делом.

Весной 1918 года Красная армия выбила Добровольческую армию и казачьи части генерала Каледина с Дона. 23 марта Военно-революционный комитет создал Донскую Советскую республику. Столица находилась в Ростове-на-Дону – городе пролетариата, а не в казачьем Новочеркасске.

Комиссары – Ф. Подтёлков, М. Кривошлыков, А. Шамов, С. Сырцов и многие другие принялись энергично выполнять декреты и постановления Кремля. И если городская голытьба отнеслась с восторгом или нейтрально к перспективе Советской власти, то станичникам – людям, как правило, зажиточным – многое не понравилось. Особо – попытки земельных переделов, мародерство и жестокие карательные меры большевиков. Кроме того, руководство Донской Советской республики открыто не желало защищать интересы казачества, считая их классово чуждыми.

Последней каплей стал захват красноармейцами Новочеркасска и лишение власти атамана Голубова, являвшегося в то время верховным атаманом.

С конца марта 1918 года в станицах стали вспыхивать восстания. Одна станица за другой освобождались от носителей марксистско-ленинских идей и советской власти… Наконец, объединившись, казаки отправились в поход на Новочеркасск – освобождать столицу донского казачества.

Идет война народная
Новочеркасск ненадолго брали два раза – 14 и 16 апреля. Лишь с третьей попытки, 6 мая, донцы прочно заняли город и стали готовиться к походу на Ростов.

Подтёлков вместе с группой коммунистов бежал из Ростова. Он попытался собрать северных (верховых) казаков и подавить восстание, но за месяцы правления Донской Советской республикой безнадежно испортил свою репутацию. Теперь его имя ассоциировалось не с боевой славой, заслуженной в Первую мировую, а с расстрелами мирных казаков…
10 мая верховые казаки арестовали Подтёлкова и его товарищей. 11 мая судили и повесили.

С конца весны по начало осени 1918 года на территории Донской Советской республики царила полная неразбериха. Была Гражданская война во всей своей неприглядности: «белые» казаки убивали «красных» казаков и красноармейцев, не успевших бежать.

Войска Красной армии, посланные Кремлем, попытались войти на территорию Донской Советской республики. Им противостояли германские войска и 60-тысячная Донская казачья армия под командованием Петра Краснова.

К сентябрю Красная армия потеряла надежду отбить утерянную территорию и с боями откатилась к границам Саратовской и Воронежской губерний, влившись в состав Южного фронта.

30 сентября 1918 года Президиум ВЦИК постановил считать Донскую Советскую республику упразднённой.

Это решение было тем более необходимо, что уже несколько месяцев в тех краях не было советской власти. И, более того, там уже две недели существовало принципиально иное государство – казачье: Донская республика Всевеликого Войска Донского.

Государство казачьего типа
Строго говоря, решение о создании Казацкой республики было принято 11 мая 1918 года. Тогда в Атаманском дворце Новочеркасска закончил работу так называемый Круг спасения Дона, состоящий из представителей восставших станиц: Луганской, Баклановской, Филоновской, Кривянской, Заплавской, Бессергеневской, Мелеховской, Раздорской… и многих других.

На пост донского атамана выбрали генерала Петра Краснова. Именно он и предложил название, вдохновленный оборотом речи, обычным в царских посланиях на Дон в XVII веке: «к Атаманам и Казакам и ко всему Всевеликому Войску Донскому…».

Был разработан основной свод законов, первый пункт которого провозглашал независимость республики.
Большой войсковой Круг, который состоялся 15 сентября 1918 года, утвердил постановление Круга спасения Дона. Этот день и считается днем создания республики – без Советской власти, без большевиков.

У государства, просуществовавшего около двух лет, был свой гимн: «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон…». Свой государственный флаг, состоящий из трёх продольных полос равной ширины — синей, жёлтой и алой. Своя печать, восстановленная по оттиску на документе 1704 года. Даже свои деньги (см. фото).

Территориально республика располагалась на землях современных Ростовской и Волгоградской областей, а также Луганской и Донецкой областей Украины. Административная структура государства была близка к федеральной. Внешняя политика строилась на преемственности Петровским временам.
Период благоденствия закончился в 1919 году. Германия вышла из участия в Первой мировой войне. Не имея больше возможности опираться на немецкие штыки, Краснов был вынужден пойти на союз с Добровольческой армией, которой командовал А.И. Деникин, который не простил ему дружбу с Германией. 15 февраля 1919 года Краснов сложил с себя полномочия. Начался закат республики, кое-как просуществовавшей до начала 1920 года под руководством другого атамана – Африкана Богаевского. Потом Красная армия выбила белогвардейцев из Ростовской области и на многие десятилетия установила советскую власть.

«...предаваться сожжению при первом случае....»
Историки имеют основания полагать, что само существование в течение почти двух лет республики без советской власти и реальные предпосылки для расширения ее на Украину, а также на Кубань и Ставрополье (Краснов много сил потратил на переговоры с местными атаманами и почти добился своего) сильно напугало руководство большевиков и заставило начать целенаправленный геноцид против казачества.

Речь идет о секретной директиве «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», разработанной 24 января 1919 года оргбюро ЦК РКП(б). 29 января директиву подписал председатель ВЦИК Яков Свердлов, положив начало расказачиванию.

Директива, спущенная из Центрального комитета партии в Реввоенсовет Южфронта, приобрела еще более ужасающие формы:
«… Предлагаю к неуклонному исполнению следующее: напрячь все усилия к быстрейшей ликвидации возникших беспорядков путём сосредоточения максимума сил для подавления восстания и путём применения самых суровых мер по отношению к зачинщикам-хуторам:
а) сожжение восставших хуторов;
б) беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании;
в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов;
г) массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;
д) широкое оповещение населения хуторов, станиц и т.д. о том, что все станицы и хутора, замеченные в оказании помощи восставшим, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и предаваться сожжению при первом случае обнаружения помощи; примерное проведение карательных мер с широким о том оповещением населения...».

В результате исполнения директив погибли или были сосланы десятки тысяч казаков.
Ну как после этого на Дону – и в Новочеркасске в частности – могут любить большевиков-коммунистов?

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ