G8 отбрасывает тень мирового кризиса
Начало войны на Ближнем Востоке, приуроченное к саммиту G8, дает ответ на многие вопросы о том, кто и во что играет на «великой шахматной доске» современной геополитики.
Конфликт как способ развития
Так уж сложилось, что развитие человечества осуществляется за счет конфликтующих структур: культура – варварство; бедные – богатые; работодатели – наемные работники и т.д. Однако наиболее захватывающей, определяющей судьбы государств и народов является конфликтующая структура «власть – бизнес».
Цели этой конфликтующей пары – борьба за возможность распоряжаться ресурсами противника. Власть, приватизировав законодательное поле и контрольно-исполнительные органы, пытается отнять у бизнеса деньги. Бизнес в ответ пытается отвоевать у власти право изменения законов так, чтобы денег было все больше и больше. Борьба идет с переменным успехом.
Основным ресурсом, по поводу которого бьются насмерть чиновники и бизнесмены, является государство и всё, что на его территории находится: природные ресурсы, земля, люди, технологии, накопленные богатства и т.д. Когда бизнес переходит некую границу, власть «принимает меры», вроде отрезания бороды боярам Петром I или посадки олигархов типа Ходорковского в тюрьму; бизнес в ответ на беспредел власти финансирует государственные перевороты и революции.
Империя – симбиоз власти и бизнеса
«Консенсус» власти и бизнеса достигается только в одном случае: когда появляется возможность поживиться за счет другого государства. Любимое совместное занятие власти и бизнеса – создание Империй. Тогда чиновники и бизнесмены начинают понимать друг друга с полуслова. Создание Империй всегда замешано на крови, а кровь объединяет чиновничество и бизнес крепче любых договоров.
Экономическая сущность Империи – пожирание ресурсов всех государств и народов, попадающих в сферу ее влияния. Культурная сущность Империи – унификация национальных, культурных, законодательных и прочих основ завоеванных народов по своему образу и подобию. Экзистенциальная сущность Империи – это война во всех ее проявлениях.
Однако создание Империи – полдела, основная проблема – удержание колоний. Первостепенная задача – контроль над региональными элитами. Имперский симбиоз бизнесменов и чиновников вынужден создавать для региональных элит фиктивные международные структуры масонского толка типа «Совета по международным отношениям», «Бильдербергского клуба», «Трехсторонней комиссии» и т.д., называя эти фикции не иначе как мировой элитой или мировым правительством.
В качестве промежуточной версии «легального» мирового правительства сегодня преподносится самопровозглашенная «Группа восьми» (G8). Лидеры Великобритании, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, России под негласным, но четким руководством последней мировой Империи – США – все более замещают громоздкую ООН и фактически заместили собой Совет Безопасности ООН.
Очевидно, что «решение» мировых проблем наиболее «развитыми» государствами, будь то борьба с терроризмом или энергетическая безопасность, лежат в логике групповых интересов. Ни у кого не вызывает сомнения, что члены G8, что бы они ни декларировали, прежде всего решают свои проблемы, естественно, в ущерб менее развитым государствам.
И у Империи задача значительно упрощается – «убедить» семерых сытых значительно легче, чем сотни голодных.
Глобализация - могильщик Империи
Логика исторического процесса такова, что разрушителем Империи становится процесс глобализации, порожденный самой Империей. Глобализация перевела «армрестлинг» чиновников и бизнесменов в новое качество. Мировые транснациональные корпорации (ТНК) стали опрокидывать государства и поставили чиновников перед необходимостью выживать на международной арене, и они стали создавать свои собственные глобальные структуры. Как грибы вырастают международные организации, и ООН – главная из них.
Упорные попытки последней мировой империи – США – «приватизировать» ООН саму организацию только усиливают. Парадокс состоит в том, что чиновники госдепа США, поменяв статус «имперского чиновника» на статус «мирового чиновника», неизбежно становятся мировыми чиновниками не только по форме, но и по содержанию. Причина проста – в Империи они служили государству, прислуживая бизнесу, а в ООН они служат мировому чиновничеству, то есть самим себе. Игра ценностных самоопределений не в пользу империи.
То же самое происходит с профессиональными чиновниками Евросоюза и Совета Европы. Вырвавшись из тисков идиотизма начальства и соблазна взяток в своей стране и перейдя в структуры Совета Европы или Евросоюза, чиновники впервые приобретают европейское достоинство и самоуважение. А это стоит того, чтобы послать подальше интересы родного государства и начинать отстаивать интересы международного клана чиновников.
Без сомнения, государственные и имперские чиновники рано или поздно «сдадут» и свои государства, и американскую империю. Империя и государства стали слишком неэффективным инструментом борьбы чиновничества за мировое господство. Деятельность ООН, Евросоюза, других региональных международных организаций, даже в их нынешнем малоработоспособном состоянии, определила принципиальный выигрыш чиновников в борьбе с бизнесменами на глобальном уровне.
Мировое правительство
Перспективы развития ООН в логике борьбы мирового чиновничества с мировым бизнесом очевидны – создание реального, а не теневого мирового правительства, мировая валюта и, главное, мировые налоги и мировой бюджет. Другого пути нет, по той простой причине, что для реализации программ ООН, которые по определению не совпадают с меркантильными интересами мирового бизнеса, нужны эффективные инструменты. Вопрос лишь в том, годится ли для этой задачи ООН в ее нынешнем виде.
Появление «Декларации тысячелетия» на месте неизвестно куда девшейся программы ООН «Повестка дня на ХХI век» – яркий пример невозможности реализовать собственные программы с помощью той организационной структуры ООН, которая есть сегодня. Сам принцип разделения государств на побежденных и победителей, развитые и развивающиеся, заложенный в структуру ООН, вошел в неразрешимое противоречие с сегодняшней политической реальностью.
Одни минусы. К плюсам можно отнести сложившуюся в рамках ООН мировую административно-чиновничью инфраструктуру и, главное, – сформировавшийся класс профессиональных «мировых чиновников», которые давно оторвались от своих государств и служат мировому чиновничеству. Это определяющий ресурс. Проблема одна: найти консенсус между мировыми и государственными чиновниками по созданию класса цивилизационных чиновников (чиновников международных организаций).
Очевидно, что такое развитие ООН никак не устраивает Империю. При том, что возникают и новые угрозы.
Угрозы для Империи
Самая серьезная новая угроза империи - формирование территориальных межгосударственных объединений по принципу отношения к той или иной цивилизации. Сегодня этот процесс стремительно развивается. Межгосударственные объединения – АСЕАН, АС, АТЭС, КАРИКОМ, ЛАГ, МЕРКОСУР – набирают силу уже не год от года, а месяц от месяца, приближаясь к организационной мощности Евросоюза. И с этим обстоятельством ни американской, ни любой другой империи уже не справиться.
В ближайшем будущем Совет Международных Организаций (СМО) или Совет Цивилизаций (СЦ), их более компактные и мощные исполнительные органы, могут стать гораздо более эффективным инструментом международного регулирования, чем ООН. Это реальный путь победы мирового чиновничества над мировым бизнесом и обуздания военных конфликтов, постоянно организуемых бизнесменами по переделу сфер влияния.
Но Империя не сдается.
G8 – это качественно новый инструмент борьбы Империи с ООН и международным чиновничеством. Не случайно в G8 нет постоянно действующих рабочих структур. В этом смысле G8 – чисто имперский инструмент, не отягощенный никакими правовыми условностями. Реакция остального мира будет неизбежной и адекватной. Начало войны на Ближнем Востоке – кровавая тень саммита G8.
Мир цивилизаций
В осмыслении вызванного глобализацией процесса возрождения цивилизаций и понимании проблем Евросоюза и ООН особенно важно понять, в чем состоит современный феномен Китая. Глобализация, наконец докатившаяся до Поднебесной, выявила ее главное преимущество в сравнении со всем миром – в Китае границы государства, империи и цивилизации – совпали.
Цивилизационное самоопределение Китая не требует «собирания» цивилизации, как в Европе, России или в арабском мире, и не требует сворачивания империи до границ цивилизации, как в Америке. Это главный ресурс развития Китая. Нет никаких сомнений, что Китай в социально-экономическом развитии обгонит Америку. Нет никаких сомнений, что Америка предпримет все меры, чтобы этого не допустить.
В то же время Китай и Евросоюз уже сегодня являются субъектами равного статуса межцивилизационного сотрудничества, тогда как России еще предстоит найти адекватную организационную форму для Российской цивилизации.
Путь к не конфликтующему миру
Вопросов на этом пути пока больше, чем ответов. Необходимо заново построить понятие «цивилизация»; понять, как будут устроены институты цивилизационного самоуправления, правовые и организационные основы межцивилизационного взаимодействия, и начинать их создавать.
Главный вопрос – являются ли цивилизации конфликтующими структурами? Бытующее мнение, что конфликтующими структурами являются религии и цивилизации, а государства эти конфликты сдерживают – совершенно не соответствует действительности.
Почему?
Ресурсом государства является совокупность природных, интеллектуальных, технологических и других ресурсов. При этом ресурсы одного государства являются ресурсами для развития другого государства. Конфликт государств неизбежен.
Ресурсом религии является статистическое количество верующих. Развитие любого религиозного сообщества – это обращение в свою веру неверующих или представителей другой веры – суть не менее конфликтная, чем посягательство одного государства на ресурсы другого.
Ресурсом цивилизации является ментальная культурно-историческая сущность, ограничивающая себя исторически сложившимся ореолом территории, государств, религий и народов. Цивилизация поглощает в себе государственные, национальные и религиозные амбиции. Ментальная культурно-историческая сущность одной цивилизации по определению не может быть ресурсом для развития другой цивилизации, то есть цивилизации суть не конкурентная и не конфликтующая; цивилизации суть взаимодополняющая.
Развитие неконфликтующих структур – совершенно новая, неизвестная страница человеческой истории. Услышит ли человечество этот вызов истории? Сумеют ли ООН или региональные международные организации преодолеть конфликтующие структуры государственного, религиозного и национального самоопределения? Станет ли неконфликтующее межцивилизационное взаимодействие определяющим в человеческой истории ХХI века?
Самый главный вопрос современности – кто возьмет на себя инициативу не только ответить на эти вопросы, но и начать практическую реализацию плана нового мироустройства?
Россия и G8
Подложив под G8 начало войны на Ближнем Востоке, Империя поставила Россию перед необходимостью сделать стратегический выбор: либо продолжать имитировать самостоятельность, а действовать в кильватере Империи, выторговывая у сильных мира сего свой кусок пирога в процессе грабежа «ведущими государствами» остального мира - в виде вступления в ВТО, энергетической безопасности и т.д. и т.п., либо стать инициатором принципиально нового цивилизационного мироустройства.
В преддверии саммита G8 в политической риторике В. Путина появились понятия «цивилизация», «конфликт цивилизаций», «диалог цивилизаций». Это говорит о том, что кто-то сформулировал для Кремля новый цивилизационный подход. Вопрос лишь в том, будет Россия разрушать цивилизационный подход в угоду Империи или сумеет использовать во благо себе и всего мира.
Мальцев Виктор