Закупки дорогостоящей медицинской техники, и в частности компьютерных томографов, по-прежнему остаются в центре внимания Генеральной прокуратуры
Закупки дорогостоящей медицинской техники, и в частности компьютерных томографов, по-прежнему остаются в центре внимания Генеральной прокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре. После того как в конце лета президент Дмитрий Медведев распорядился установить всех виновных в завышении закупочных цен на этот вид оборудования, ревизоры ищут доказательства злоупотреблений по всей стране. И находят без особого труда.
Вчера представитель СКП Владимир Маркин сообщил, что уголовное дело по статье о халатности возбуждено в отношении заместителя начальника управления развития министерства здравоохранения Московской области Натальи Савельевой. Ей вменяется в вину сразу несколько случаев необоснованного завышения стартовых цен на закупаемую технику. Так, по данным СКП, в мае 2009 года г-жа Савельева в конкурсной документации указала цену на компьютерный томограф и передвижную рентгеновскую установку в 55,8 млн руб. «В результате конкурса лот выиграла фирма, предложившая товар за 50,1 млн руб. Вместе с тем установлено, что реальная цена этих томографов колеблется от 30 до 40 млн руб. в зависимости от комплектации и условий поставки», -- сообщил г-н Маркин. В августе 2009 года подмосковный минздрав купил схожий томограф у другой фирмы за 43,94 млн руб. «Ненадлежащее исполнение Натальей Савельевой своих обязанностей нанесло ущерб бюджету РФ в размере 9 млн 645 тыс. руб.», -- считают в СКП.
Особенностями чиновничьей «томографии» надзорные ведомства заинтересовались в конце лета, когда резкой критике по поводу злоупотреблений при закупке дорогостоящей медтехники подверглось федеральное Министерство здравоохранения и социального развития. Тогда руководитель контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко доложил г-ну Медведеву, что с ведома министерства томографы закупались регионами по завышенным ценам, а это привело к необоснованной растрате бюджетных средств.
По данным Генпрокуратуры, только в 2008 году должностными лицами Минздравсоцразвития были заключены договоры с двумя коммерческими структурами на поставку в учреждения здравоохранения Москвы и Воронежской области трех 64-срезовых компьютерных томографов Toshiba Aquilion 64 по цене 89 млн руб. и одного по цене 95 млн при их рыночной стоимости 28--40 млн руб. В результате федеральному бюджету причинен ущерб в размере не менее 200 млн рублей.
В ведомстве Татьяны Голиковой довольно спокойно отреагировали на обвинения и пообещали подтвердить с документами в руках обоснованность цены каждого томографа, купленного с ведома министерства. По словам сотрудников Минздравсоцразвития, прокуроры проводили зачастую совершенно некорректное сравнение цен различных аппаратов, учитывая только название производителя и модели. «Стоимость томографа -- это отнюдь не цена железки, в первую очередь это цена программного обеспечения и базовых станций, которыми он укомплектован», -- отмечают эксперты министерства. По их мнению, пока особенности медицинской техники и ее отличие от мебели или стройматериалов не будут учитываться, нарушителями будут фактически все.
В том же ключе на претензии Генпрокуратуры и СКП отреагировал и другой «обвиняемый» в неправильной покупке томографов -- глава минфина Чувашии Николай Смирнов. Чиновников этого региона тоже обвиняли в злоупотреблениях при закупке медтехники. «Томографы в республике закуплены в соответствии с конкурсами, проведенными согласно федеральному закону. А то, что цены играют, это предмет разбирательства президента Российской Федерации. У нас сделано формально все правильно -- это факт», -- заявил Николай Смирнов, выступая на днях на сессии Госсовета Чувашии.
В министерстве здравоохранения Московской области также не склонны паниковать и каяться. «Никаких официальных бумаг относительно уголовного дела к нам пока не поступало», -- сообщили вчера «Времени новостей» в этом ведомстве. И уточнили, что Наталья Савельева по-прежнему работает.
Кого именно в итоге привлекут к уголовной ответственности и сколько таких «крайних» найдется в региональных органах здравоохранения, пока неизвестно. Но решить проблему на системном уровне репрессивные меры явно не помогут. Дело в том, что в соответствии с действующим законом о госзакупках организаторы фактически только обеспечивают техническую сторону аукциона. Стартовая цена обычно выставляется отнюдь не после некоего мониторинга цен (как пишут в своих документах ревизоры СКП), а исключительно исходя из того, по какой стоимости аналогичное оборудование закупалось на предыдущих торгах. Да и при всем желании провести мониторинг цен было бы очень сложно, учитывая, что производители томографов продают свою технику исключительно через посредников, которые никогда не публикуют свои прайс-листы. Цена назначается индивидуально каждому заказчику на условиях неразглашения.
«Существует большая проблема в неоднородности аукционных лотов, -- рассказал «Времени новостей» директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. -- В одном может быть голая единица техники, а в другом -- та же техника, но с трехлетним обслуживанием и набором расходников». По словам эксперта, ни один документ не устанавливает унификацию лотов, которые могут участвовать в государственных торгах. А закупающие лица и организации абсолютно не заинтересованы в нормальной работе приобретаемой техники в будущем -- такова специфика нынешней нормативной базы.