Как уволенный за растрату гендиректор "Трансстроя" Иван Кузнецов "сливал" капитал.

21/09/2010 - 15:53

В последнее время произошел ряд событий, обозначивших начало крупнейшего за последние годы скандала в нашей экономике, связанного с раскрытием целого ряда масштабных афер в строительстве, в том числе и в олимпийском. В центр общественного внимания выходит тема корпоративной коррупции, которую юристы деликатно называют конфликтом интересов. Это то, что в США проходит по разряду «беловоротничковой преступности». В приоритетах и бюджете оперативных расходов ФБР она не опускалась ниже четвертой ступени (год за годом идет, как правило, сразу за терроризмом и наркотрафиком). В цивилизованном мире опасность этого явления для национальной безопасности понимают. В России деньги, изымаемые управляющими из бюджетов компаний всех форм собственности, давно стали кровью коррупционной системы, накрывшей всю страну.
Понедельник начинается...
В понедельник, 6 сентября, около полудня Иван Николаевич Кузнецов, генеральный директор «Трансстроя», одной из главных строительных компаний России с бизнесом на многие миллиарды долларов, после важного мероприятия в центре Москвы подошел к своей служебной машине и привычным движением дернул ручку правой задней дверцы. Ручка не поддалась. Иван Николаевич дернул сильнее. Тщетно. Он нагнулся и заглянул в салон — водителя в машине не было. Покачав головой, он вызвал водителя со служебного мобильного телефона. Ответил автоинформатор: «Вызов не может быть установлен». Теперь это была уже не его машина, и телефонный номер был не его. В этот момент были аннулированы электронные пропуска ближайших доверенных лиц Кузнецова в корпорации. Еще минуту назад ровня иному министру, Кузнецов медленно развернулся и пошел в сторону, где, по его воспоминаниям, должна была находиться станция метро. Он давно им не пользовался.

Увольнение гендиректора было проведено в стиле спецоперации, при соблюдении полной служебной тайны. Ему предшествовало подробное расследование обстоятельств и устройства личного бизнеса Кузнецова. Материалы, собранные в ходе внутренней проверки, уже переданы в правоохранительные органы. Компания будет настаивать на возбуждении уголовных дел, подтвердили нам в пресс-службе «Главстроя».

Едва ли начатая в «Трансстрое» чистка завершится одним только увольнением Кузнецова. Ведь очевидно, что он не мог действовать в одиночестве и что помимо «партнеров» на стороне в схему были встроены сотрудники компании. Любой проверяющий со стажем, обнаружив нарушения у генерального директора, пойдет шерстить по двум направлениям — заместители и бухгалтерия. Заместителей много, и далеко не все они имеют отношение к освоению денег, а вот финансы в любой крупной компании централизованы.

В «Трансстрое» за это направление работы отвечала уже бывший теперь финансовый директор Галина Абрамкина — ее уволили сразу вслед за Кузнецовым. Ей, очевидно, придется отвечать на неудобные вопросы аудиторов, а возможно, и следователей, если правоохранительные органы найдут в себе силы и возбудят уголовные дела. В пресс-службе компании «Главстрой» «Новой» подтвердили, что проверки «Трансстроя», в том числе финансовой деятельности компании, продолжаются, и в этой связи нельзя исключать отставок других топ-менеджеров.

Для справки: в Уголовном кодексе есть такая статья — 160, присвоение или растрата. Это хищение вверенного имущества. Как нельзя лучше подходит для описания действий менеджеров, перекачивающих средства акционеров в свой параллельный бизнес.
Новогодний подарок
Бизнес Кузнецова был устроен по вполне традиционной схеме — оплачивать деньгами «Трансстроя» бесполезные в действительности услуги малоизвестных подрядчиков, владельцы которых были связаны между собой и с самим Кузнецовым.

Например, 31 марта 2008 года Кузнецов заключил от имени одной из «дочек» «Трансстроя», ЗАО «Инжтрансстрой» (генеральным директором которого он тогда являлся), договор с ЗАО «Экогазинформ» на оказание комплекса инжиниринговых работ. Результатом этих «работ» оказался отчет на нескольких страничках. А заплатил Кузнецов за эти странички 194,4 млн руб. Хотя мог поручить сделать то же самое штатным сотрудникам «Инжтрансстроя», не заплатив за это ничего, кроме зарплаты.

При этом одним из учредителей «Экогазинформа» является Павлюченко Людмила Ивановна — супруга бывшего заместителя министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Валентина Павлюченко. Фирмам его родственников вообще везло на выгодные подряды от Кузнецова. В частности, 11 января 2010 года Кузнецов от имени ЗАО «Инжтрансстрой» заключил договор с ООО «Фирма ИКЭМ» (один из учредителей — Борис Валентинович Павлюченко, президент — Павлюченко Валентин Михайлович). За выполнение «комплекса инжиниринговых работ и услуг» было перечислено 142 млн руб.

Договоры на многомиллионные суммы, копии которых есть в редакции, составлены, прямо скажем, без особых затей. Кредитный договор на покупку чайника и то более детализирован и содержит больше юридически обязывающих стороны пунктов. Зато простота и отсутствие конкретики обеспечивают свободу маневра. Так, первый договор с «Экогазинформом» был составлен всего на 144 млн руб., но 1 января, видимо, в честь Нового года, стороны подписали к нему допсоглашение, предусматривающее увеличение оплаты на 50 млн руб. без какого-либо увеличения обязательств подрядчика. А вы получаете 13-ю зарплату?
Тоннельный наш отряд
Не меньше хлопот проверяющим любого уровня создаст и аудит дочерних обществ «Трансстроя» — ведь это крупная многопрофильная корпорация с разветвленной структурой. Первый кандидат на тотальную проверку — ОАО «Тоннельный отряд № 44». И, как сообщает наш источник, правоохранительные органы этим «отрядом» уже заинтересовались.

Фирма, прежде известная только специалистам, уже оказалась в центре скандала. Вскоре после увольнения Кузнецова министр регионального развития Виктор Басаргин с помощью правительственной телеграммы остановил проведение собрания совета директоров «Тоннельного отряда». С нетривиальной формулировкой — «в целях предупреждения срыва выполнения программы строительства олимпийских объектов в Сочи, в которой участвует ОАО «Тоннельный отряд № 44», и для формирования позиции акционера — Российской Федерации».

Все мы догадывались, что на олимпийской стройке воруют. Но вот первое абсолютно официальное подтверждение тезиса о том, что коррупция может оставить нас без Игр-2014.

Для того чтобы понять значимость компании «Тоннельный отряд № 44», достаточно перечислить некоторых ее крупнейших заказчиков. Госкорпорация «Олимпстрой» среди них фигурирует, но занимает далеко не первое место как по статусу, так и по объему перечисленных средств (менее 8 млн руб. в 2008—2009 годах). Куда интереснее будет проследить путь полумиллиарда рублей, уплаченных «тоннелевцам» дирекцией федеральной целевой программы «Государственная граница» (структура ФСБ) за строительство двух погранзастав на российско-грузинской границе. Почти 42 миллиона заплатила за услуги строителям Федеральная служба охраны (наименование объекта «Бочаров Ручей» хорошо известно всем, кто смотрит телевизионные репортажи о летнем отдыхе президента). Ну и ФГУ ДСД «Черноморье», которое строит дорогу от Сочи до границы с Грузией и дублер Курортного проспекта (центральная транспортная артерия города, без которой он сгинет в пробках), не пожалело более 12,5 млрд руб. в качестве платы за услуги ОАО «Тоннельный отряд № 44». Если вспомнить еще о подряде со стороны управления федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю на почти четверть миллиарда, то станет очевидно: через систему тоннелестроителей прогнали примерно десятую часть государственной части олимпийского бюджета. И, что еще серьезнее, в случае неэффективного освоения этих денег под ударом оказываются ключевые олимпийские объекты, а также безопасность первых лиц государства — и самого государства.

Тем более что нынешний менеджмент загоняет компанию в долговую яму. Получив на строительство дублера Курортного проспекта около 8 миллиардов рублей аванса, Леван Гоглидзе первым делом… оплатил свои долги почти на 2 миллиарда рублей, которые возникли при строительстве предыдущих объектов. Откуда они?

А сомнения по части эффективности возникают серьезные. Достаточно зайти на официальный сайт компании, чтобы почерпнуть любопытную информацию. У нее существует фирма-близнец, ЗАО «Тоннельный отряд № 44», зарегистрированная, в отличие от прочих подразделений, не в Сочи, а в Москве. Регистрация одноименных ОАО, ООО и ЗАО — классика жанра, позволяющая выстраивать сложные комбинации взаимосвязанных фирм. Связаны они обычно бывают не только названиями, но и акционерами. Вот и в нашем случае г-н Гоглидзе — не только генеральный директор, но и акционер ОАО «Тоннельный отряд № 44» (наряду с «Трансстроем» и Российской Федерацией) — ему принадлежит 23,8% акций. Он же имеет блокпакет в одноименном ЗАО, а также крупную долю в ООО «НИИ Волна», которое, в свою очередь, контролирует ЗАО «Трансинжтоннель». Из трех фирм, связанных акционером Гоглидзе, и состоит движок машины по освоению олимпийских денег.
Сочи — Москва: олимпийский привет
Получив крупный заказ, ЗАО «Тоннельный отряд № 44» не всегда берется выполнять его самостоятельно, хотя имеет для этого необходимые кадры, оборудование и опыт, а зачастую перекладывает почетную миссию на ЗАО «Трансинжтоннель». (В 2008—2009 годах таких проводок зафиксировано почти на 4 млрд руб.) Но и трансинжтоннелевцы, позиционируемые на официальных сайтах как опытные строители-монтажники, справиться своими силами не всегда в состоянии. И деньги (транш на сумму более миллиарда рублей) кочуют из Сочи в Москву, на счета ЗАО «Тоннельный отряд № 44».

Это — ключевой этап всей схемы. Наше государство, несмотря на присказки о вертикали, устроено весьма феодально. В том смысле, что местные органы власти работают только на территории своего региона. А координация с коллегами-соседями у них выстроена из рук вон плохо. И если денежки утекли на территорию другого субъекта, то найти их следы местным проверяющим будет трудно. Что уж говорить о ситуации, при которой проверяющие в силу ряда причин не особо к этому и стремятся.

Так вот, ЗАО «Тоннельный отряд № 44» хоть и входит в структуру одноименного ОАО, хоть и приходится ему «дочкой», но едва ли является активным участником олимпийского строительства. Олимпиада в Москве была в 1980 году, и в обозримом будущем ремейка не предвидится.

Поэтому не стоит удивляться тому обстоятельству, что ЗАО «Тоннельный отряд № 44» ведет хозяйственную деятельность по собственному усмотрению. Например, перечисляет крупные транши (в сумме — под миллиард рублей) на счета ООО «Стройконтракт». За какие услуги — неизвестно. Но при этом крайне сомнительно, что «Стройконтракт» мог бы заниматься строительством дорог и тоннелей в Сочи.

Про «Стройконтракт» вообще информации немного, но вся — любопытная. Например, на сегодня ее единственный учредитель, а заодно гендиректор — Михаилиди Константин Федорович. В течение прошлого года он получил в своей фирме зарплату на общую сумму более миллиона рублей — наличными. Притом что дела у компании шли не слишком хорошо. 28 января 2009 года налоговая инспекция № 30 обратилась в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании ООО «Стройконтракт» банкротом — фирма задолжала государству более 700 тысяч рублей и платить не собиралась. Но уже в судебном заседании налоговики ходатайствовали об отзыве иска, потому что должник расплатился с ними сполна. Надо же — не было ни гроша, и вот тебе 700 тысяч. Не иначе выгодный контракт от тоннелестроителей подвернулся.

До того как «Стройконтракт» возглавил столь талантливый антикризисный менеджер, как Константин Михаилиди, учредителем фирмы был некий Щербак Николай Иванович. О нем известно два обстоятельства: в 2004 году утерял паспорт (после чего документ объявили в федеральный розыск), а в 2005—2006 годах оформил на себя свыше 280 фирм. Не иначе повредился головой на фоне невыносимой утраты.

И партнеры у Щербака были соответствующие. Например, сумму денег, чуть меньше 1 миллиарда, «Стройконтракт» перевел на счета ЗАО «Стройплан». Эту контору учредила Боева Надежда Ивановна, на которую зарегистрировано еще более сотни фирм. Такой вот у них с Щербаком клуб по интересам.

А «Стройплан» и вовсе неразборчив в связях. Среди его контрагентов по финансовым операциям замечены, к примеру, ООО «Стройгарант», учредитель которого, Токарева Анна Евгеньевна, неоднократно привлекалась к уголовной ответственности: четыре раза за хранение наркотиков (героин), два раза — за мошенничество и один раз — за угрозу убийством своей бабушке. Не отстает и учредитель ООО «Континет» Конорова Ольга Витальевна, которая привлекалась к уголовной ответственности за хранение героина. Что, однако, не помешало получить «Континету» от «Стройконтракта» свыше 39 млн руб. в 2009 году.

Любопытно и крайне важно то, что большое число подобных фирм зарегистрированы в той самой налоговой инспекции № 30 по Москве, которая неудачно пыталась обанкротить «Стройконтракт». К ней же приписано и ЗАО «Тоннельный отряд № 44» — основной перевалочный пункт при движении денег из Сочи в Москву и далее — в неизвестность. То есть у правоохранителей будет с кем и о чем поговорить, если они все же решат разобраться в «тоннельных» схемах.

Предугадать дальнейшую судьбу денег, попавших на счета фирм, учрежденных наркоманами и бомжами, не так уж и просто. Возможно, на них будут куплены векселя какого-нибудь ООО «Вэст инвестментс», вскоре после этого ликвидированного. Или они будут потрачены на услуги связи со стороны ООО «Реал». А то и вовсе одолжены кипрской офшорке без надежды на возврат. Можете погадать на подготовленной нами схеме.

И только одного не может произойти с этими деньгами — они никогда не будут потрачены на олимпийское строительство. Ну разве что косвенно: Леван Гоглидзе — известный в Сочи меценат. Считается, что за свой счет.
Страна посредников
Можно ли считать подобную схему движения денег преступной? Ответ на этот вопрос дадут правоохранительные органы и впоследствии — суд. Мы же можем оценить масштаб проблемы с точки зрения национальной экономики.

Речь не только о миллиардных хищениях. И не просто о коррупции. Известный в деловом мире владелец крупной финансовой корпорации раз за разом вынужден увольнять наемных менеджеров: они быстро осваиваются и начинают переводить финансовые потоки на собственные фирмы. Их не интересуют собственная зарплата и бонусы, когда они снимают проценты с капитала хозяев.

Все менеджеры обложили денежные потоки фильтрами из ими же созданных посредников, как врезками в национальную нефтяную трубу. Вот только врезки мы зовем незаконными, а посредники, принадлежащие высшим управленцам, незаконными пока не являются. Максимум, что мы можем сделать, — назвать подобные методы ведения бизнеса неэтичными. Как нам сообщил директор по корпоративным отношениям Управления корпоративных отношений и правового обеспечения РСПП Сергей ТОНИН, в российском корпоративном праве понятия «конфликт интересов» не существует — эта норма действует только в отношении чиновников.

Перенаправляя миллиарды, крупный управленец имеет возможность заткнуть рот местным и даже федеральным силовикам (есть сведения, что Гоглидзе — хороший приятель начальника Службы ФСБ по городу Сочи Родионова и заместителя начальника ГУВД по Краснодарскому краю (он же начальник УВД Сочи) генерал-майора милиции Бирилло). Он может купить многих чиновников, организующих строительство за бюджетные деньги.

Но корпоративные хищения, составляющие общую кровеносную систему с госаппаратом, искажают и саму природу бизнеса, делают его неконкурентоспособным. Они порождают у корпоративных дельцов самоуверенность (говорят, самая яркая черта уволенного Кузнецова) на грани самомнения. А пусти их в реальную конкурентную среду, которую нам еще предстоит создать, и выяснится, что они, оставив бизнес на толковых исполнителей (которым никогда не пробиться наверх), всего лишь умели договариваться об откатах с такими же, как они сами, чиновниками и менеджерами. Это междусобойчик в теплице, это не бизнес.

Неудивительно, словом, что олимпийские стройки ведутся бездарно, а стоимость их завышена в разы. Но проблема даже не в отдельно взятом проекте. Если не появится закон, регулирующий конфликты интересов во всех сферах (не только на госслужбе), кто же из иностранных инвесторов поверит в Международный финансовый центр, который президент Медведев собрался строить в России, и — шире — в объявленную им модернизацию?

P.S. Помощник генерального директора ОАО «Тоннельный отряд № 44» Александр Луцкевич на официальный запрос «Новой» ответил: «Леван Васильевич надеется на ваше понимание того, что за день-два такие серьезные материалы не готовятся, а учитывая, что на носу Сочинский инвестиционный форум (16—19 сентября), отнимающий много времени, генеральный просил передать, что в понедельник-вторник следующей недели у вас будут исчерпывающие ответы».
Источник: Новая газета

Автор: Сергей САХАРКОВ