Знай свои права: жилищный кодекс.

08/09/2010 - 12:31

Вопрос: Каковы должны быть действия собственников многоквартирного дома, если они не желают платить за содержание и текущий ремонт жилья (дом 4-х квартирный). При этом, Управляющая организация, избранная собственниками многоквартирного дома, эти услуги не оказывает и в договор они не включены. Т.е. собственники где-то должны отразить данный момент или достаточно договора управления в такой редакции (без услуг по содержанию и текущему ремонту жилья)?

Ответ:
Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Отсюда следует, что предмет договора управления единый и не может быть раздроблен на составные части. Если управляющая компания не оказывает собственникам услуг и не выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, то между ними не может быть заключен именно договор управления, предусмотренный ЖК РФ. В данном случае управляющая организация выступает в роли ресурсоснабжающей организацией и свои договорные отношения строит на основании договора предоставления коммунальных услуг, положения которого регламентированы Гражданским кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Так как коммунальные услуги предоставляются через присоединенную сеть, то в этом случае § 6 гл. 30 ГК РФ предусматривает конструкцию договора энергоснабжения, положения которого согласно ст. 548 ГК РФ применяются к таким отношениям. В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом выступает гражданин, использующий энергию (электрическую или тепловую, воду, газ и т.д.) для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Вопрос:Допускается или нет отключение теплоснабжения в многоквартирных домах муниципальной собственности отдельными жильцами (собственниками приватизированных квартир) в связи переходом на автономное газовое отопление только своей квартиры.
В соответствии со ст. 25-26 ЖК РФ данный вид переустройства должен согласовываться с органами местного самоуправления. В данном случае, мы, являемся балансодержателями муниципальной собственности, и ответственность за сохранность и эксплуатацию жилья возлагается Администрацией района на наше предприятие.Имеем ли право давать разрешение на переустройство? За чей счет проводится отключение и перепланировка теплосети соседей. Какими нормативно-правовыми документами (статьями), мы, можем отклонить решение этого вопроса?

Ответ:
Согласно п. 1 ст. 25 ЖК РФ под переустройством жилого помещения понимается установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технической паспорт жилого помещения. Установка системы автономного газового отопления, в этом случае, должно быть согласовано с органом местного самоуправления, а не с МУП. В случае обращения с соответствующими документами, Вам необходимо отказать в согласовании переустройства жилого помещения на основании пп. 2 п. 1 ст. 27 ЖК РФ. Вообще, отношения складывающиеся по поводу переустройства и перепланировки жилого помещения четко регламентирован главой 4 ЖК РФ, и субъектами в этих отношений являются собственники жилых помещений и орган местного самоуправления.
Договор управления многоквартирным домом заключается в целях управления, т.е. для осуществления управляющей организацией комплекса юридически значимых и фактических действий, направленных на обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, а также оказание коммунальных услуг собственникам и иным пользователям помещений. При этом договор управления многоквартирным домом, в отличие от договора доверительного управления имуществом (гл. 53 ГК РФ), не предусматривает передачи правомочий собственников управляющей организации, а также передачи управляющей организации самого имущества. Отчуждение данного имущества в целом в какой-либо форме без передачи прав на жилые и нежилые помещения в доме невозможно.
Соответственно, не требуется передачи дома на баланс управляющей организации, составление актов приема-передачи и т.д. К договору должен прилагаться лишь перечень объектов, составляющих общее имущество, надлежащую эксплуатацию которых обязана обеспечить управляющая организация. Данный перечень должен являться неотъемлемой частью договора управления.
Как указывается в письме Минрегиона РФ от 20 декабря 2006 г. N 14316-РМ/07 "О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления", законодательство Российской Федерации не предусматривает передачу многоквартирного дома как объекта недвижимого имущества собственникам помещений, вновь выбранной управляющей организации или созданному товариществу собственников жилья. П. 10 ст. 162 ЖК РФ предусмотрена только передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов.
В соответствии со ст. 36 ЖК, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, многоквартирный дом, в котором помещения принадлежат двум и более различным собственникам, независимо от сведений бухгалтерского учета не может считаться принадлежащим одному лицу. Общее имущество в таких многоквартирных домах находится в общей долевой собственности всех собственников помещений.
Учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества и/или бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным.
Жилые и нежилые помещения, права государственной или муниципальной собственности на которые прекращены в результате приватизации и иных гражданско-правовых сделок, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете списываются с баланса унитарных предприятий или государственных и муниципальных учреждений, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Это же положение закреплено в ст. 36 ЖК РФ, ст. 290 ГК РФ.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ