Секреты сочинских тоннелей... Или как осваивает бюджетные миллиарды глава "Тоннельного отряда № 44" Леван Гоглидзе
Сочи уже несколько лет находится в центре всеобщего внимания из-за подготовки к Олимпиаде-2014. Стремительно строятся новые объекты, расширяется инфраструктура. Но не обошлось без тех, кто хочет просто нажиться на развитии Сочи. Стали известны интересные подробности работы «ОАО «Тоннельный отряд № 44» — компании, участвующей в строительстве многих знаковых для города проектов.
«Тоннельный отряд № 44» — от структуры с таким названием не ждешь ничего, кроме рутинных отчетов. И в самом деле, не только за пределами Сочи, но и в самом регионе немногие знают о существовании такого «отряда». Между тем, эта организация — один из крупнейших генподрядчиков, выполняющий госзаказы на строительство важнейших объектов по всей России. Достаточно сказать, что эта организация принимала участие в строительстве метрополитена в Казани, освоив там немалые средства — более 400 млн руб.
Но основной фронт работ этой компании разворачивается дома, в родном регионе. Здесь «отряду» доверяют серьезнейшие объекты и суммы. Именно эта компания, руководит которой Леван Гоглидзе, прокладывает автодорогу Джубга-Сочи до границы с Грузией; именно она отвечает за готовность двух погранзастав на российско-грузинской границе. Только на эти цели «отряду» было выделено свыше 13 млрд рублей.
На этом фоне логично выглядит участие столь уважаемой структуры и в таких знаковых проектах, как олимпийские стройки. В общей сложности на эти объекты ОАО «Тоннельный отряд № 44» получило в 2008-2009 годах около 14 млрд бюджетных рублей. В свою очередь, Гоглидзе, как в лихие 90-е, перечисляет бюджетные средства на счета десятков мелких фирм и фирмочек, отвлекая внимание проверяющих из Москвы щедрым кавказским гостеприимством и реляциями о своих успехах.
Схема классическая: компания, получившая госзаказ, переводит деньги за выполненные работы другой компании, та — третьей, третья — четвертой… и так до тех пор, пока бюджетные миллиарды не раздробятся на сотни мелких ручейков, отследить которые уже невозможно. Учредителями же этих субподрядчиков оказываются либо акционеры «материнской» компании, либо посторонние лица, умудряющиеся одновременно зарегистрировать на себя десятки и сотни микрофирм с глухой отчетностью.
Вот только один пример: в 2008-2009 гг. ОАО «Туннельный отряд № 44» перечислило на счета ЗАО «Трансинжтоннель» почти 4,5 млрд рублей. «Трансинжтоннель» в свой черед перечислил деньги на счета ЗАО «Тоннельный отряд № 44» (осторожно, не перепутайте). ЗАО перечисляло деньги некоему «Стройконтракту», «Стройконтракт» — не более внятному «СтройПлану», «Стройплан» — еще 97 организациям, разбросанным по разным регионам. И при каждой проводке на счетах посредников оседали миллионы бюджетных рублей.
Надо ли добавлять, что посредниками были не чужие люди. Учредителями «Трансинжтоннеля» — первой фирмы, получившей деньги от ОАО «Туннельный отряд № 44» — были само это ОАО, а также заместители его гендиректора. Учредителями второго в длинной череде посредников ЗАО «Тоннельный отряд № 44» — ОАО «Тоннельный отряд № 44» и другие заместители его гендиректора. Хорошо, что у Гоглидзе столько заместителей! Последние, теряющиеся в тумане фирмы, на счета которых переводились уже «скромные» суммы — меньше 10 млн рублей — зарегистрированы просто на кого придется.
Так, учредителем и генеральным директором ООО «Стройконтракт» являлся некто Щербак Николай Иванович, который числится учредителем или руководителем около 280 организаций. ЗАО «СтройПлан», получавшее деньги от «Стройконтракта», учреждено гражданкой, на имя которой зарегистрировано свыше 100 организаций. «СтройПлан», напомним, перечислял деньги еще почти сотне фирм. В числе их учредителей — лица, неоднократно привлекавшиеся к уголовной ответственности — то за мошенничество, то за угрозы, но в основном — за хранение наркотиков. Финансовых отчетов такие «фирмы», как правило, не сдают.
Большинство компаний, занимающих основные места в цепочке посредников, имеют счета в одном и том же банке. А в последние годы к тому же они меняют свои юридические адреса так, чтобы оказаться на учете в одной и той же налоговой инспекции. Таким образом, создается целая плотная завеса, сквозь которую бюджетные миллиарды просто не могут прорваться к реальным объектам. А объекты, напомним, имеют не только стратегическое значение, но и политическое.
Полученные из бюджета миллиарды, пройдя через сито «посредников», превращаются в миллионы. И возникает резонный вопрос: как выглядят объекты, на которые потрачена в лучшем случае десятая часть отпущенных средств? Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что они будут на порядок хуже, а их надежность — не на самом высоком уровне.
Надо полагать, если бы в спецслужбах знали, как реально расходуются их средства, как на самом деле ведутся работы на российско-грузинской границе, силовики немало подивились бы бесстрашию таких «строителей». Что уж говорить об олимпийских объектах! Сочинская Олимпиада — гордость России. «Пилить» деньги на таких объектах — это не просто воровство, это оскорбление.
В этой ситуации на ум приходит история о «новом платье короля». И в самом деле, до поры до времени можно делать вид, что работа ведется вполне успешно. Однако погранзастава, австострада, правительственная резиденция — это объекты вполне конкретные. И, возможно, именно в преддверии их проверки на самом высоком уровне — а значит, скандала на уровне столь же высоком — ОАО «Туннельный отряд № 44» затеял собрание акционеров. Какие решения продвигал бы там гендиректор Гоглидзе, остается только догадываться.
К счастью, государство затормозило его бурную деятельность. Министерство регионального развития своей телеграммой за подписью лично В.Ф. Басаргина остановило планы проведения собрания акционеров. Как указано в телеграмме, «в целях предупреждения срыва выполнения программы строительства олимпийских объектов в г. Сочи, в которой участвует ОАО «Тоннельный отряд № 44», и для формирования позиции акционера — Российской Федерации». Последнее слово остается за следственными органами и прокуратурой.
Источник : " Известия"