Юнус-Бек Евкуров: "Надо показывать реальную Ингушетию..."
Об участии Республики Ингушетия во Всемирной выставке Экспо-2010, проходящей с 1 мая по 31 октября 2010 года в Шанхае (Ингушетия будет там представлена во второй половине октября), и о перспективах привлечения инвестиций в процесс развития республики в эксклюзивном интервью рассказал глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
- Юнус-Бек Баматгиреевич, скажите, в каком формате Ингушетия будет представлена на Шанхайской выставке?
- Мы поедем небольшой делегацией, буквально несколько человек. На выставке в Шанхае субъектам не предоставлены такие большие площадки, чтобы расставлять все, как в Сочи, к примеру. Мы привезем туда три стенда – наши инвестиционные проекты. Это и развитие Магаса, и птицефабрика, и инвестпроекты по воде, по лесозаготовке, по агропромышленному комплексу. Все они будут представлены в Шанхае. Я недавно побывал в Карачаево-Черкесии и посмотрел там завод, который построен совместно с китайцами. Мы сейчас крайне заинтересованы в том, чтобы привлечь инвестиции для строительства подобного завода и в нашей республике.
- О каком заводе идет речь?
- Завод по производству китайских автомобилей. И эта тема сейчас нам очень интересна. Мы надеемся, что китайцы сюда потянутся. Реально они могут здесь вложиться в две сферы – это строительство жилья, в чем у них есть хороший опыт, и автомобилестроение.
- Это, что касается сотрудничества с китайцами, а с кем и в каких сферах Вам бы еще хотелось наладить партнерские отношения в рамках форума?
- В сфере товарооборота. Не в плане экспорта, а именно импорта более дешевой и доступной для наших жителей продукции и через этот проект создать рабочие места.
- Как именно?
- Открыть здесь сеть дилерских пунктов напрямую от китайских производителей. Пусть продают те же запчасти от машин. Ряд таких дилерских пунктов есть в Карачаево-Черкесии и эта практика себя оправдывает – один такой пункт обеспечивает порядка ста рабочих мест. Еще одна важная тема, которую мы там хотим затронуть – это строительство швейных фабрик в республике, чтобы наши безработные женщины могли там трудоустроиться. Это было бы большим подспорьем. Сырья у нас хватает, профессионалов тоже достаточно. Конечно, мы не замахиваемся на большие проекты, но то, что я уже озвучил – это вполне реальные проекты.
- Что республике дают такие выставки, как EXPO-2010?
- Мы можем показать себя там! Даже если мы на выставке каких-то результатов не добьемся, зато мы показываем наши проекты, фирмы – это очень важно. Мы сейчас обсуждали, а стоит ли вообще туда ехать, большие расходы.… Решили, стоит. Надо показать, что есть Россия, есть ее субъект - Республика Ингушетия. Не бородатые бандиты, которых по телевизору показывают, а образованные, современные люди. Мы сейчас планируем изменить немного наш стиль и на форуме в Сочи. Чтобы там кроме молодых людей и девушек в традиционных ингушских одеждах присутствовали и ребята в современных костюмах. Чтобы не только станцевали, но и показали присутствующим какие-нибудь схемы из области высоких технологий. Такой психологический фактор. Надо показывать реальную Ингушетию, а не такую, какой ее привыкли видеть в СМИ. Или хотят видеть…
- В какие проекты на территории Ингушетии инвесторы уже сегодня вкладывают средства, и каков предполагаемый эффект?
- У нас в последнее время обсуждалась тема развития цементной промышленности, но потом на какой-то стадии увидели, что эта программа нереализуема и были вынуждены остановить процесс.
- Почему?
- Мы увидели схему, что там пытались не столько реализовать сам проект, сколько заработать какие-то дивиденды. Может мы предвзято отнеслись к этому, но схему увидели. Там было еще много подозрительных вещей. Конечно, цементпромовский проект был хорош, но пока мы не видим каких-то гарантий, что они могут его сделать. Кроме того, были нерешены вопросы по части экологии.
- Проект заморозили?
- Нет, мы пока вообще отменили его. Кроме того, мы сейчас с одной канадской фирмой проговариваем проект заготовки древесины и полный цикл ее обработки – цеха, мебельные фабрики, то есть, безотходное производство. Это хороший проект. Есть еще такой важный, интересный и нужный нам проект – энергетический. Это строительство газотурбинной электростанции. Мы ищем того инвестора, который заинтересуется этим проектом.
- Есть ли какие-то примеры участия крупных российских госкомпаний в развитии республики?
- Да. Например, по моей просьбе "Ингушнефтегазпром" был передан в управление концерну "Роснефть". Это огромный плюс! Мы тут примерно подсчитали, что последние 5-6 лет эта компания была убыточной. Даже тогда, когда баррель нефти стоил большие деньги. Сейчас всякие "патриоты" могут говорить, что раздаем недра, но это не так. От сотрудничества с "Роснефтью" республика только выигрывает. Это и рабочие места, и модернизация производства, и освоение месторождений, и создание сети автозаправочных станций, и новый полк охраны, и помещения для сотрудников, и налоги, и даже вахтовый метод работы для людей, когда они могут выезжать на заработки за пределы республики – там для них будут выделены специальные месторождения нефти. То есть много преимуществ.