Дагестанской газете грозит уголовное преследование за публикацию анекдота
Популярный дагестанский еженедельник «Новое дело» опубликовал анекдот, суть которого сводится к тому, что эсэсовцы, обсуждающие идущий из трубы крематория дым, говорят друг другу: «Смотри, табор уходит в небо». В дагестанском управлении СКП шутку не оценили и посчитали ее оскорбительной.
Вчера правоохранительные органы республики объявили о том, что по факту публикации местная прокуратура начала доследственную проверку. Каков будет ее результат, сказать трудно, однако общественные деятели и юристы сходятся в одном: максимум, чего достойна эта история, -- обсуждения в прессе и собственного расследования комитета Союза журналистов по этике, который может лишь публично осудить редакцию еженедельника. Повода же для возбуждения уголовного дела фактически нет, утверждают эксперты.
В среду в дагестанском управлении СКП заявили о том, что местная прокуратура проводит проверку по факту публикации в ведущей республиканской газете «Новое дело» анекдота про военнослужащих СС, которые шутят по поводу вылетающего из трубы крематория дыма. В ведомстве также отметили, что в связи с этим может быть возбуждено уголовное дело. Шутка, о которой идет речь, была опубликована 27 августа, в последнем номере популярного еженедельника, который имеет самый высокий тираж среди местных газет. Какой именно состав преступления усмотрели следователи в этой публикации, не сообщалось.
«По мнению прокуратуры республики, подобный «юмор» является глумлением над памятью миллионов граждан СССР и всей Европы, замученных в концлагерях СС и сожженных в печах крематориев. Виновные в этой безответственной публикации должны понести за это ответственность. Материалы проверки будут направлены в следственное управление СКП по Дагестану для решения вопроса о возбуждении уголовного дела», -- заявили в прокуратуре.
Впрочем, как полагают в правоохранительных органах, появление уголовного дела маловероятно. Об этом заявили в Генпрокуратуре России, где отметили, что хотя «такие анекдоты и неприлично печатать в СМИ», но «уголовного дела скорее всего не будет, а руководству газеты будет вынесено устное предупреждение».
«Правильно, что СКП Дагестана начало проверку по этой публикации, -- сказал представитель ведомства. - Так называемый черный юмор вообще неуместен по отношению к жертвам фашизма. Сейчас местное СКП проведет лингвистическое исследование, которое в данной ситуации является решающим для оценки действий руководства газеты «Новое дело». Оно должно было подумать не только о последствиях публикации, но и об этической стороне вопроса».
«После получения экспертизы будет принято окончательное решение о возбуждении или невозбуждении дела. Если дело возбудят, то не по статье «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием СМИ» (ч. 2 ст. 280 УК), а по статье «унижение человеческого достоинства» (ч. 1 ст. 282 УК). Прокуратура тоже не останется в стороне и тщательно изучит материалы проверки СКП, после чего вынесет свое решение, -- рассказал источник в Генпрокуратуре. -- Раньше таких случаев у нас в практике не возникало. Правда, в 90-е годы в одном сборнике анекдотов была опубликована аналогичная шутка. Тогда проверку проводить не стали, но владельцу брошюры объяснили, что если он продолжит и дальше публиковать такие анекдоты, у него могут не только отозвать лицензию, но и возбудить уголовное дело».
В том, что вся эта история вряд ли дойдет до возбуждения уголовного дела, уверены и ведущие российские юристы. В частности, как сказал президент адвокатской палаты Москвы Генри Резник, «язык анекдотов в принципе не вмещается ни в какие уголовные статьи». Впрочем, он оговорился, что «зная наши суды и следствие, возможно что угодно».
В свою очередь известный адвокат Юрий Шмидт также высказал мнение, что повод для возбуждения уголовного дела «ничтожный». «Анекдот -- это специфическая форма литературного жанра. Он может быть и злым, и дискредитирующим. В принципе, если говорить в общем, он может стать поводом для возбуждения дела, так как мы знаем много случаев, когда то или иное произведение признавалось экстремистским и запрещалось. Но если брать эту конкретную ситуацию, то она не тянет на уголовное дело, -- считает адвокат. -- Могут, конечно, возбудить дело по 282-й статье по факту оскорбления достоинства, но повод для этого абсолютно ничтожен. Единственное, чего достойна эта история, -- некое журналистское разбирательство, так как тут, возможно, есть нарушение журналистской этики».
Солидарен с г-ном Шмидтом и директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. «Мне этот анекдот тоже не нравится. Он некорректен и выглядит как глумление над жертвами геноцида. Редакция издания должна была быть более осторожна, и претензии СКП выглядят обоснованными, -- сказал правозащитник. -- Однако я бы не сказал, что здесь обязательно вмешательство правоохранительных органов. Тут можно ограничиться полемикой в СМИ и в Интернете, подняв этическую сторону вопроса. Комитет Союза журналистов по этике может провести собственное расследование, по итогам которого осудить своих коллег».
Самому руководству «Нового дела» претензии СКП непонятны. Как рассказал главный редактор газеты Марко Шахбанов, это «просто развлекаловка». «У нас есть полоса, на которой мы размещаем анекдоты, перепечатанные из других изданий. Анекдот туповат, но никакого состава преступления там нет. Кого этим можно оскорбить, непонятно. Если они думают, что ветеранов, ветеранов мы поддерживаем -- они бесплатно получают нашу газету».
«Причины, которые побудили прокуратуру проявить активность, на самом деле совсем другие, -- считает г-н Шахбанов. -- У нас бывают массовые обращения, на которые прокуратура не реагирует. А тут они отреагировали на такой пустяковый повод».