Незаменимых у нас нет? Открытое письмо Президенту России
Президенту РФ Медведеву Д.А.,
Министру по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий РФ Шойгу С.К.,
Губернатору Ростовской области Голубеву В.Ю.,
Депутатам Законодательного Собрания Ростовской области
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
ВМЕСТО ЭПИГРАФА
«Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?» – одной этой фразы знаменитого юриста XIX века Плевако, обращенной к присяжным заседателям, оказалось достаточно для оправдательного вердикта обвиняемому священнику. Мы долгие годы посвятили работе спасателей, а теперь помощь нужна нам и нашей службе спасения!
Уважаемые господа!
В середине-конце 1930-х годов, во время первого витка массовых сталинских репрессий, по надуманным обвинениям масса командиров среднего и высшего звена советской армии была расстреляна или отправлена в лагеря. Армию обескровили, смену подготовить не успели. Потом грянула война, и нехватка подготовленных и закаленных командиров отрицательно сказалась на боеспособности армии. А это, в свою очередь, привело к многочисленным бессмысленным жертвам… Мы никогда не могли подумать, что столкнемся с подобными вещами и подобным подходом в начале 21-го века!
Честная служба
«Ростовский поисково-спасательный отряд (ПСО) был создан в январе 1991 года. Отряд является лучшим профессиональным спасательным подразделением среди аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований Ростовской области, а также входит в число передовых отрядов Российской Федерации. Среди личного состава 1 спасатель международного класса, 9 спасателей - 1 класса, остальные – второго и третьего класса» – это все – из официальной справки про нас и наш отряд. У нас есть правительственные и ведомственные награды, которые мы носим с гордостью. В том числе – «Орден Мужества».
От себя добавим: мы помогали в ликвидации последствий таких больших трагедий, как: теракт в Волгодонске, обрушение жилого дома в декабре 1999 г. в г. Зернограде, крушение самолета ТУ-154 над Ростовской областью в результате теракта в 2006 году, обрушение домов по ул. Доватора, 158 и ул. Селиванова, 64 в г. Ростове-на-Дону (2002 и 2005 годы). Работы при взрыве газа в жилом доме г. Батайска. Мы первыми прибыли к месту крушения пассажирского поезда «Ростов-Баку». Уникальная спасательная операция на шахте «Западная» в г. Новошахтинске, после которой трое спасателей нашего отряда были награждены правительственными наградами, также на счету ПСО. Мы ликвидировали порыв нефтепровода «Лисичанск-Тихорецк», занимались эвакуацией пострадавших из зоны военных действий в Южной Осетии. Всего и не вспомнишь, да и нет в этом необходимости, так как мы просто делали и продолжаем делать свою работу. Всего на нашем счету – более 1500 «боевых вылетов». При этом за последние 10 лет у нас была, слава Богу, всего одна потеря в личном составе. И та – во время учений, а не спасательной операции.
Мы приобрели опыт работы по спасению людей в самых экстремальных ситуациях, когда времени на размышления нет, каждая секунда промедления – это чья-то жизнь. Самый младший из нас по стажу проработал в отряде на данный момент четыре года, самый старший – 17 лет. Мы имеем свидетельства на право проведения более 20 видов работ в зоне ЧС, и на нашем «боевом» счету – более тысячи спасенных жизней, свыше четырех тысяч человек, которым мы помогли. Оказывается, все это – больше не нужно…
Торжество самодурства
Постановлением Администрации Ростовской области от 21 января 2005 г. №10 была создана ГУ РО «Ростовская областная поисково-спасательная служба» (ПСС). Она входит в Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ДПЧС) Ростовской области. Работа – сутки через трое, в случае ЧС готовность для дежурной смены – 5 минут, для остального отряда – полтора часа.
Возглавил департамент г-н С.П. Панов. Нашу службу – Н.Г. Аникин. И началась очень интересная «статистика»: за пять лет до прихода гг. Панова и Аникина из отряда ушел один человек, а в очереди за право попасть в его состав люди стояли годами. За пять лет работы этих руководителей в отряде сменилось порядка 10 человек, четверо из этих ушедших – заслуженные и опытные руководители, награжденные правительственными и ведомственными наградами.
Так, например, в апреле этого года нам был зачитан приказ №131 от 15.04.2010 г. начальника службы на основании распоряжения директора ДПЧС №55 от 12.04.2010 г. о сокращении нештатной водолазной группы в связи… «с отсутствием необходимости»… И это - после десяти лет работы водолазов в профессиональном спасательном отряде! Тех самых водолазов, которые зимой и летом выполняли свою нелегкую работу, проходили дорогостоящее обучение, ежегодные экзамены, специальную подготовку… Но, вдруг, они становятся внештатными водолазами.
Есть и такие особенности «кадровой политики» нашего руководства: сокращая профессионалов в г. Новошахтинске, г-н Аникин набирает туда своих родственников и родственников руководства службы – к примеру – там работает его зять, жены руководства службы, дочь главного бухгалтера… В это же время, он назначает спасателей 1-го класса – помощниками диспетчеров! На телефонах!
Г-н Панов постоянно нам говорит, что мы получаем незаслуженно много денег, что у нас слишком высокая зарплата, и мы должны дневать и ночевать в отряде за такие деньги. К сведению: зарплата у спасателя в среднем от 14 до 25 тысяч рублей, в зависимости от классности и выслуги лет. А г-н Панов на сайте областной администрации задекларировал доход за 2009 год в размере почти 4 млн. рублей – больше, чем у Губернатора...
Последний штрих – 2 августа 2010 г. нам сообщили о приказе, в соответствии с которым отряд реорганизуется и мы, оставшиеся восемь самых активных членов профсоюза, будем уволены в двухмесячный срок.
О профсоюзе – подробнее. Он был создан как раз при новом начальстве, трения с которым у нас начались практически сразу. То г-н Панов приезжает в расположение отряда и требует от начальника поисково-спасательной группы – заметьте, от начальника группы! – помыть его личную машину. За отказ – лишить премии. То требует, чтобы спасатели находящиеся между прочим на дежурстве, вместо тренировок, таскали в его новую личную квартиру стройматериалы. Всем недовольным – выговоры, штрафы, увольнения. Одного из нас товарищ Аникин пригрозил уволить за то, что ему не понравилась стрижка спасателя! И человека вынудили уйти!
Это – целевое расходование бюджетных денег? Где это в должностных инструкциях спасателей это записано? Мы просто вынуждены были создать профсоюз для защиты своих трудовых прав. А теперь «новичков» отряда строго-настрого предупреждают: «В профсоюз не вступать под страхом увольнения!».
Получается, что нашему начальству спасатели-профессионалы, которые имеют чувство собственного достоинства и готовы постоять за себя, не нужны. Нас увольняют, как говорят в народе, «к бабке не ходи» – именно из-за нашего активного участия в профсоюзном движении. И никакие законы, никакой Трудовой кодекс РФ нашему руководству не писаны. Так, одному из нас был объявлен необоснованный выговор, который был оспорен через суд, и суд постановил – отменить! Думаете, это сделано? Другой пример: коллективный договор с профсоюзом два года лежит у нашего руководства, а оно – без объяснения причин – подписывать его не желает! Третий пример – председателя профкома увольняют без согласования с вышестоящей профсоюзной организацией. И таких примеров – множество. Причем, все это творится в государственном учреждении, а не в «частной лавочке»…
Кто спасать будет?
Да, руководство однозначно выражает свое личное отношение к Ростовскому поисково-спасательному отряду, к нам, к порученному делу. Одна лишь фраза: «Я вместо вас людей с улицы наберу, и как-нибудь справимся!», на наш взгляд, дает полное представление о «высоком профессионализме» и «чувстве долга» у этих руководителей. Тех, кто придет «с улицы», надо еще научить оказывать пострадавшим реальную помощь…
Кстати, на профессиональные региональные соревнования по многоборью спасателей наш отряд, занимавший прежде призовые места в регионе и в России, ездить давно перестал. Потому что г-н Панов считает поддержание себя в форме и постоянное повышение квалификации «бестолковым и никому не нужным занятием»!
Нам очень обидно писать все это. Мы привыкли не жаловаться, а работать, реально помогать людям, оказавшимся в чрезвычайной ситуации. И гораздо больше, чем за каждого из нас по отдельности (восьмерых, увольняемых сейчас, и доброго десятка профессионалов, которых успели разогнать раньше), нам больно и горько за всю нашу спасательную службу.
Мы себе другую работу найти можем – квалификация позволяет (мы владеем востребованными сейчас промышленным альпинизмом, водолазными работами, навыками борьбы с разливом химикатов и многим другим), даже в зарплате не потеряем, а, возможно, и выиграем. Но горько и больно за наш Ростовский спасательный отряд, куда намереваются набрать и наберут дилетантов. Горько за область, где вероятность техногенных и природных катастроф очень высока из-за износа основных фондов коммунального хозяйства и производств. Нет, мы не сомневаемся в том, что наши «преемники» пойдут спасать людей, если что-то, не дай Бог, случится. Да только ведь их, не имеющих должной подготовки, возможно, самих спасать придется…
И еще одна ремарка. Г-н Панов вмешивается, как государственный чиновник, в дела общественной организации. По направлению МЧС их у нас две на всю область – Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» и Ростовское региональное отделение Всероссийской общественной молодежной организации «Всероссийский студенческий корпус спасателей». Наш начальник издает приказ, подчеркиваем, по государственному учреждению и по муниципальным образованиям, а касается этот приказ – выборов делегата на Всероссийскую конференцию «РОССОЮЗСПАСа». Приглашаются по три делегата, при этом, членство в данной организации, по мнению г-на Панова, абсолютно не обязательно. Сам г-н Панов в ней, кстати, тоже не состоит, но в кулуарах заявлял руководителю обеих общественных организаций: «Я их у тебя заберу!»
Мы не зря начали свое открытое письмо с примера сталинских репрессий в армии. Сталин стремился не столько учитывать интересы максимально большего количества людей, руководство которыми ему было доверено, сколько жаждал неограниченной власти над их жизнью, судьбой, личностью. И непокорных – просто уничтожал. Как и любого, кто имел свое мнение, кто пытался жить и действовать по закону, по справедливости. Не даром, именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Незаменимых у нас нет!» Мы повторили ее в заголовке нашего письма и по ближайшим действиям всех, кому оно адресовано, совершенно четко увидим: кто окажется незаменимым в нашей ситуации, что руководству области и страны дороже – тиранские замашки отдельного человека, занявшего высокий пост, или же грамотная, профессиональная работа слаженного коллектива людей? Тем более, в такой сфере, как наша…
Нам очень хочется не просто остаться в отряде, но еще больше нам бы хотелось, чтобы его сохранили, чтобы сам Ростовский поисково-спасательный отряд был профессиональным и боеспособным. Чтобы им руководили профессионалы и преданные делу люди, а не самодуры и «сталины». Ведь это – самый старый и опытный отряд на территории нашей области. С такой мольбой и обращаемся к вам, уважаемые адресаты письма! Нам – терять нечего, области и России – есть!
Карасев Роман Евгеньевич –
Мишков Петр Алексеевич –
Кобозев Вячеслав Михайлович –
Адаев Дмитрий Викторович –
Раскатов Алексей Георгиевич –
Тихонов Сергей Николаевич –
Аришин Евгений Васильевич –
Русев Николай Иванович –
Сорока Михаил Владимирович –