Премьеру можно. Владимир Путин сел за штурвал пожарного Бе-200, нарушив КоАП и Федеральные авиационные правила

17/08/2010 - 13:18

Во вторник Владимир Путин в нарушение авиационных правил сел за штурвал самолета-амфибии БЕ-200, чтобы лично тушить лесные пожары. Подобное отступление от норм и законов премьер позволяет себе далеко не в первый раз.

Владимир Путин совершил полет спустя сутки после того, как Дмитрий Медведев заявил о недопустимости использования темы пожаров для политического пиара и "информационной поддержки политической силы". Ряд наблюдателей расценили это обстоятельство как прямую демонстрацию премьером своего неповиновения президенту. Еще больше они укрепились в этом мнении, когда три информагентства ("Интерфакс", "Прайм-ТАСС" и ИТАР-ТАСС) одновременно передали практически идентичные сообщения, содержавшие одну и ту же опечатку: Путин летал на "самолете-амбиции".

Другая часть комментаторов сосредоточилась на разборе собственно самого полета, во время которого, если верить информагентствам, Путин в кресле второго пилота совершил два забора воды из Оки, сбросил на горящий лес 24 тонны воды и потушил два очага пожара. Как отмечалось в различных блогах и на специализированных авиационных форумах, сев за штурвал, премьер грубо нарушил Федеральные авиационные правила. Они требуют, чтобы все члены экипажа прошли соответствующий курс обучения (длится несколько лет), медицинское освидетельствование, имели допуск к управлению конкретным типом воздушного судна и т. п. Глава Белого дома, надо полагать, ничего этого не проходил (сообщалось лишь, что ему был проведен "необходимый блицинструктаж"), так как в противном случае страна бы уже давно знала, что помимо всего прочего Путин еще и настоящий пилот. Согласно ст. 11.5 КоАП ("Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов"), премьеру за полет без права управления самолетом полагается штраф от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб., а тем, кто допустил его к штурвалу,— от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Некоторые нашли в действиях Путина состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 Уголовного кодекса ("Злоупотребление должностными полномочиями, совершенное лицом, занимающим государственную должность", наказание — до семи лет лишения свободы). Но это лишь теория, на практике никаких санкций, естественно, не последует, о чем весьма красноречиво говорит богатый путинский опыт безнаказанного отступления от правил и законов.
В первый раз летными правилами Путин пренебрег в 2005 году. В качестве второго пилота он управлял стратегическим ракетоносцем Ту-160, после чего дал показания журналистам как на себя, так и на командира судна: "Командир доверил мне попилотировать самолет. Интересно было".

Неоднократно нарушались им и Правила дорожного движения. В том же 2005 году Путин сам приехал на день рождения к Никите Михалкову, где выпил с ним алкогольной настойки. Сам ли он вел машину обратно — неизвестно, но в телеэфире все выглядело так, будто президент пьет за рулем. В 2007 году он не пристегнулся, когда катал на Mercedes Никола Саркози. В 2008 году вновь не был пристегнут и к тому же проехал по тоннелю с выключенными фарами, когда за рулем Mercedes инспектировал сочинские дороги. В 2009 году Путин продемонстрировал всем свою новую "Ниву". Автомобиль был оборудован "кенгурятником", использование которых в России запрещено. В июле этого года премьер нарушил уже украинские ПДД, когда в Севастополе ездил на мотоцикле без шлема.
Игнорировал Путин и требования техники безопасности, расхаживая без каски по предприятиям, являющимся объектами повышенной опасности. Так было, например, на Волжском трубном заводе, Калининской АЭС, Бурейской ГЭС и Магнитогорском металлургическом комбинате.

Отступал он и от правил предвыборной агитации. Обычно это фиксирует оппозиция, но в 2003 году факт нарушения Путиным избирательного законодательства признала Генпрокуратура (он агитировал за кандидата в губернаторы Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко), а в 2004-м — Центризбирком (перед президентскими выборами по телевидению была показана встреча Путина с его доверенными лицами).

Наконец, будучи президентом, он не раз пропускал сроки внесения кандидатур губернаторов в региональные заксобрания, установленные законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Как правило, задержка составляла три-четыре дня, но кандидатуру Олега Кожемяко он представил корякскому парламенту спустя две недели после дедлайна, а с назначением Валерия Шанцева губернатором Нижегородской области опоздал почти на месяц.

Автор: Сергей САХАРКОВ