Две беды. По - прежнему у российских дорог остается репутация одной из главных бед.

23/06/2010 - 12:15

По - прежнему у российских дорог остается репутация одной из главных бед. На прошлой неделе руководство страны в очередной раз искало пути, как с ней справиться.

Проблемы в регионах примерно одинаковые – с финансированием, строительством дорог, и поддержанием их в должном виде. Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что нашему дорожному хозяйству денег не хватает. По установленным нормативам потребность в ремонте и содержании автодорог федерального значения составляет около 200 млрд рублей, а региональных и муниципальных в 650. На эти цели в бюджете предусмотрены совсем иные средства. Дефицит, считает Президент, пусть и не сразу, необходимо восполнить. Губернаторы здесь - за воссоздание региональных дорожных фондов. У правительства свой план – создать дорожный инвестфонд. По мнению министра финансов А. Кудрина, этот фонд, не будет иметь недостатков старого дорожного фонда. Минфин и Минтранс совместно прорабатывают эту идею.
А пока идея прорабатывается… люди подвергаются опасности, как из-за состояния автодорог, так и из-за состояния пассажирского автотрансопрта.

Поездка в город Славянск на Кубани Краснодарского края пришлась как раз после страшной автокатастрофы в Турции, где погибли российские туристы, после «шоу» волгоградского – «танцующего» моста, после обрушения моста - путепровода в Адыгее, близ аула Гатлукай.
На просьбу пассажира, зафиксировать спинку кресла в первичном положении, чтобы не находиться в положении полулежа, водитель предложил пересесть на другое свободное место. Но свободные места – кресла оказались в том же состоянии – спинки не фиксировались. На это водитель автобуса № О 550 НМ (рейс «Краснодар-Славянск-на Кубани» 28 05 10 в 07-31 грубо заявил, мол, что вы хотите, Икарусу несколько десятков лет, сейчас мы поедем, а он в пути может развалиться пополам!..
Вряд ли стоит говорить о том, какой эффект вызвали его слова у пассажиров… Этот факт и послужил поводом к обращению в соответствующие органы. Мы попросили руководителя межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея (УГАДН) Павла Переверзу прокомментировать этот факт и рассказать о том, какие функции возложены на данный надзорный орган, и каковы результаты его работы.

- Основные функции УГАДН – госконтроль и надзор за исполнением всеми структурами субъекта, должностными, юридическими, гражданами лицами установленных Конституцией, федеральными, иными нормативными правовыми актами требований, в том числе исполнение этих требований юрлицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющих деятельность по обеспечению перевозки пассажиров и грузов на автотранспорте. Сюда же входит контроль, надзор за соблюдением требований при проектировании, строительстве, ремонте, содержании автодорог общего пользования, и за деятельностью организаций, по выполнению законодательства в данной сфере.
Что касается контроля и надзора за содержанием дорог, полагаем, что сегодня необходимо сохранить то, что имеем, исходя из недостатка средств. За последние годы, и это везде озвучено, сокращено финансирование за содержанием дорого более чем в три раза. Еще в 2007 году было принято постановление правительства по утверждению нормативов ремонта и содержания дорог. Нормативы утверждены, но применять их планируется в 2011 г.
Когда министр транспорта Левитин докладывал об этом Путину, тот спросил: а как сейчас с финансированием, тот ответил, что от этих нормативов финансируется 30%.
Поэтому не понятно, когда сегодня ставится вопрос о том, чтобы иметь высокий уровень содержания дорог, обеспечить безопасность движения на дорогах при 30 % финансировании от необходимого. Каким образом не иметь то, что имеем? А дороги сами не ремонтируются.

-И что же имеем в Краснодарском крае – какова оценка состояния федеральных дорог в регионе?

- Ежегодно дважды в год в осенний период и весной участвуем в комплексных проверках. Главой региона издается постановление, назначается комиссия, в которую входят ГИБДД, управление федеральных дорог и мы. Инспектируем все полторы тысячи федеральных дорог - 1309 км в Краснодарском крае и 208 в Адыгее, которые находятся у нас в управлении, и которые обслуживаются 14 подрядными организациями.
Оценка – удовлетворительная в соответствии с отраслевыми нормами, градацией уровня содержания дорог, их 4 - допустимый, средний, высокий и недопустимый. О высоком конечно говорить не приходится. Отдельные участки можно отнести к среднему, но большинство – только к удовлетворительному.
Да, сегодня покрытие дорог в очень тяжелом состоянии, на многих участках оно начинает интенсивно разрушаться. К сожалению, в этом плане в целом, почти ничего не меняется. Если на обочинах что-то делается – подсыпается, то на основном полотне дорог производится только косметический – ямочный ремонт.
Предыдущий осеннее - зимний период был очень губителен для дорог из-за резких перепадов температур. Дорожникам приходилось заниматься латанием дыр тогда, когда позволяла погода. Уже в январе – феврале пошел ямочный ремонт.
Безусловно, на качество дорог влияет износ. Установлены нормативные сроки для капремонта дорог с асфальто – бетонным покрытием. Через каждые 12 лет дорожники должны укладывать слои усиления дороги. У нас есть участки, которые пропустили по 2 межремонтных срока.

-Где самые проблемные участки дороги в крае и Адыгее?

- Это зависит от нагрузки. Федеральные дороги в регионе занимают порядка 14, 5 процентов от всей сети общего пользования. Но на эти дороги приходится 55% грузооборота и 70% пассажирооборота. Это основная трасса на Юг – М-4 «Дон». Магистраль Джубга – Сочи очень перегружена, но она как была третьей категории, таковой и осталась. И в плане профиля весьма сложная. Трасса Краснодар-Новороссийск в очень тяжелом состоянии. На этом направлении, по нашему мнению, необходимы экстренные меры.

Практически все федеральные дороги края сегодня по интенсивности движения должны технически соответствовать первой категории, но никак не третьей. Интенсивность движения обусловлена курортным регионом и наличием морских портов, куда наземным транспортом доставляется большое количество всевозможных грузов большегрузными машинами, что понятно, весьма негативным образом влияет на состояние покрытия дорог.
Интенсивность движения по всем федеральным дорогам края и РА за исключением подъезда к Майкопу (там менее 7 тысяч машин в сутки), на остальных – по 16- 20, по годовым средневзвешенным показателям. На трассе М-4 «Дон» – от Горячего Ключа на Джубгу, в Сочи в летний период нагрузка составляет от 35 до 45 и более тысяч машин в сутки. В итоге – все негативные последствия.
Понятно, что наши люди не очень дисциплинированы на дорогах, а если учесть и вышеназванные факторы, ситуация намного усугубляется.
Безусловно, мы выявляем проблемные участки, даем предписания подрядным организациям, но они, недорабатывают по части эксплуатации дорог. Не всегда своевременно устраняются так называемые «дикие» - несанкционированные съезды - их устраивают не там где все едут, а там, где хочется.

-Вероятно, этому есть объяснение – если невозможно проехать санкционировано – пробки на дорогах… Вопрос: сколько выявлено нарушений в результате инспекционных поездок в весенний период?

- Более сотни, всем хозяйствам выданы предписания. Сроки устранения устанавливаются в соответствии с ГОСТом, к примеру, если утерян знак приоритета, и водитель выскочил на дорогу, он не виноват. Такой знак должен быть восстановлен в течение суток с момента обнаружения. Другие знаки в зависимости от важности – в течение 3-5 суток и т.д.
Что касается качества дорог. В ГОСТе долго не было нормативов по части эксплуатации – были только нормативы на строительство, соответствующий ГОСТ вышел в 1993 году. Он регламентирует в частности, наличия повреждений на покрытии, которые могут быть не глубже 5 см. и шириной не более 60 см. Все обнаруженные неполадки на полотне дороги, которые превышают допустимые нормы, должны устраняться в течение 5-7 дней в соответствии с ГОСТ.

-Как выполняются предписания, и какое наказание за невыполнение?

-Подрядные организации в основном выполняют. Штраф за невыполнение от 1 до 20 тысяч рублей. В прошлом году штрафы составили более 4 млн рублей. При этом, замечу, что прежде, чем выписать штраф, нам 3- 4 раза надо проверить устранение проблемы.
В качестве примера могу сказать, что мы вынуждены были оштрафовать юрлицо на 20 тысяч. Район Олимпийской стройки - дорога на Красную Поляну, строится по левому берегу Мзымты совмещенная железная и автодорога. С февраля по апрель мы 4 раза выезжали и выдавали четырежды предписания строительной фирме УСК-Мост. Ею было сделано 9 временных выездов на период строительства мостов через реку. При этом не выполнялись соответствующие ТУ на строительство дорог – выезд на дорогу – Адлер-Красная поляна, которая 2 года назад была реконструирована, построены тоннели. Они выезжали на новую дорогу тяжелым транспортом и всю грязь со стройки несли на асфальт – мойки не работали. Им необходимо было построить полосы торможения и полосы разгона на основной дороге, они этого не сделали и выезжают прямо на трассу, создавая аварийную ситуацию. Не учитывая, что после окончания реконструкции пропускная способность трассы увеличилась до12 тысяч авто в сутки, и она стала по интенсивности равной дороге первой категории. (А она 3 категории). Мы добились результата – фирма за 2 недели построила переходно-скоростные полосы. Полгода не строили, мол, мосты временные. А временное олимпийское строительство у нас, известно, до 2013 года. И все это время мосты будут действовать, и столько можно иметь аварий! К сожалению, ряд крупных строительных фирм полагают, что они делают большое дело – строят Олимпийские объекты и им что-то должно прощаться.
К одному из основных разрушающих дороги факторов относится и превышение веса перевозимых грузов. Дороги наши были построены под нормативную нагрузку 8 тонн на ось. С учетом запаса приказом министерства действует норматив в 10 тонн. Но эта нагрузка, конечно, превышается, весовой контроль отсутствует. Есть методика расчета, насколько превышена нагрузка, какой нанесен ущерб, пишем, составляем акты, но взыскать по настоящему нанесенный ущерб невозможно. Направляем акты и в ГИБДД, дорожникам, эксплуатирующим те или иные участки, взыскиваются штрафы. Но это не те компенсации, которые могут покрыть нанесенный ущерб. В этом плане у нас слабая законодательная база.

Мостовое хозяйство на наших федеральных трассах (270 мостов общей протяженностью более 17 км.) также оставляет желать лучшего. Многие мосты построены давно по старым нормативам – тот же обрушившийся путепровод в Адыгее построен в 60 годах по старым конструкциям и под меньшую нагрузку. Если крупные мосты реконструировали – Джубга – Сочи, Лазоревское, то мелкие требуют ремонта, замены. И по габаритам большинство мостов требуют замены Были обрушения на наших федеральных дорогах и ранее. Старый мост по дороге на Новороссийск, Керченский пролив. Есть мосты, которые построены из старых стальных ферм. И их надо менять.
Несомненно, особый разговор о качестве покрытия. Этот вопрос в ведении органа оперативного управления федеральными автомобильными дорогами края ФГУ Упрдор «Кубань», а так же Краснодарского территориального управления ГК «Автодор», в чьем доверительном управлении находится федеральная автомагистраль М-4 «Дон».
Ежегодно Росавтодор оплачивает заказ автобуса Ростовскому ГИПРОДОР НИИ, приезжает лаборатория и проводится диагностика всей сети федеральных дорог. Определить качество, прочность покрытия, сцепление, можно только лабораторным путем.

-Как влияет на аварийность не устранение предписаний своевременно?

- Такой статистики нет. ГИБДД, рассматривая причины ДТП, усматривает или не усматривает косвенный дорожный фактор, влияние его на аварийность.
В 2009 году ДТП в которых усматривается прямой дорожный фактор у нас не было, а косвенный составил 10%. Это достаточно большой процент. В ГИБДД кроме ДПС существует дорожная инспекция, с которой мы работаем. Она согласует дислокации дорожных знаков, дорожную разметку. Все 1500 км наших дорог имеют разметку. Это много значит – организует, дисциплинирует. Хотя для хама и разметок не существует…
Скажу и о том, что на территории Краснодарского края и Адыгеи, к сожалению, имеет место осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом без специального разрешения (лицензии). В этом направлении Управлением ведется работа по выявлению незаконных перевозчиков совместно с ГИБДД, прокуратурой и администрациями городов и районов на территории Краснодарского края и Республике Адыгея. В текущем году, в г. Сочи был выявлен факт перевозки пассажиров без специального разрешения ( лицензии) предпринимателем. Специалистами Сочинского отдела оформлены материалы административного правонарушения и направлены в суд. Суд принял беспрецедентное решение по ч.2 ст. 14.1 оштрафовав предпринимателя на 2 тысячи рублей с конфискацией транспортного средства –автомобиля ГАЗ. Так и должно быть, когда работают законы.
Полагаю, что мы выполняем важную задачу, возложенную на Управление в части контроля, (надзора) за обеспечением безопасной перевозки пассажиров автомобильным транспортом, в части надзора за состоянием дорог, в качестве применения санкций к нарушителям транспортного законодательства.

-К имеющемуся законодательству, на ваш взгляд, необходимы дополнения, изменения или там все четко прописано и просто надо, чтобы Закон работал?

-Дополнения необходимы. Те законы, что сегодня существуют, они трактуются некоторыми структурами по - разному. В том плане, что нет жесткого указания, конкретики, что это делается так, а не по иному.

- В случае, приведенном выше - отсутствие фиксации спинок кресел и слова водителя о том, что, мол, автобус вот-вот развалится, есть угроза жизни? И есть ли перспектива курортному региону, куда приезжают не только россияне, но и иностранцы, избавиться от почти разваливающейся «рухляди» в виде сорокалетних Икарусов, ЛАЗов, ЛиАЗов?

– Естественно. Как пассажир, заплативший за проезд, которому не оказали услугу в полной мере, гражданин имеет право написать заявление, мы проведем внеплановую проверку, примем меры воздействия к владельцу лицензии, а так же к ответственному лицу, который выпускал транспортное средство на линию. Именно он отвечает в первую очередь за техническое состояние в данном случае автобуса, отправляющегося в рейс.
Что касается второй части вопроса, скажу, что на межведомственной комиссии Краснодарского края первый вице-губернатор не двусмысленно ставит задачу по обновлению парка транспортных средств по перевозке пассажиров. Цитирую «…при проведении конкурсов на оказание услуг по перевозке пассажиров, комиссии отдавать предпочтение юридическим лицам и предпринимателям имеющим новые автотранспортные средства». Это тоже своеобразный стимул для перевозчика желающего осуществлять пассажирские перевозки на территории Краснодарского края.
(Однако, источники, близкие в этой теме, предполагают, что владельцы новых автобусов, а они есть(!) не могут встать на маршрут из-за «лоббирования» интересов владельцами старых машин. – Прим - ред.).
По имеющейся информации в Думе находится проект закона, который регламентирует срок эксплуатации транспортных средств по перевозке пассажиров и грузов. Сегодня пассажирские перевозки осуществляются на легендарных «Икарусах», которые 30 и более лет находятся в эксплуатации и именно на этих автобусах растёт количество ДТП из-за технических неисправностей.
Согласно действующего Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование создает условия для предоставления транспортных услуг населению и осуществляет организацию транспортного обслуживания в пределах своих границ. Поэтому на уровне администраций городов и районов грамотно составленный договор определяет порядок работы на маршруте. Если сегодня будут выставлены соответствующие условия, и они будут оговорены, то завтра автобусы с большим стажем эксплуатации не будут выходить на дороги Краснодарского края и РА. Вот и все.

Актуально
Особенности курортного сезона

Безусловно, значительную роль на дорогах к морю в курортный сезон играют сотрудники ГИБДД. Именно они, что называется, «разруливают» последствия всех бед, идущих от состояния дорог, до недисциплинированности самих участников движения. Что предпринимает ГИБДД со своей стороны для предупреждения аварийности на дорогах к морю? Комментарий Тамары Савченко – начальника отдела пропаганды БДД УГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю.

- Прежде, должна сказать, что дорожная сеть Краснодарского края имеет свою особенность - очень большая плотность ввиду того, что вдоль дорог расположено много населенных пунктов, происходит большая миграция населения из одной станицы в другую, в Краснодар, на работу, а в выходные дни к транзитному потоку на море добавляются и кубанцы.
Далее весь этот поток сливается в один на основных трассах. И в минувшие выходные, к примеру, число автомобилей на трассе Джубга-Сочи превысило 45 тысяч в сутки! И это еще не пик. А пик сезона ожидается до 60 -65 тысяч. Подчеркиваю, что по техническим параметрам эта дорога рассчитана в среднем на 8 тыс. автомобилей в сутки. И когда идет сплошной поток, естественно, срабатывают психологические моменты - люди пытаются выехать на встречку, обогнать, это всегда опасно. А ближе к морю, вовсе расслабляются, и таких условиях самые незначительные нарушения, не говоря уже о грубых – превращаются в трагедии.
Приведу несколько цифр. В 2009 году на территории края зарегистрировано 6783 ДТП, в которых 1068 человека погибли и 8243 получили ранения. Из этого числа почти 3 тысячи – столкновения с движущимся транспортом, при этом погибло 400 человек. Уже за 5 месяца т.г. на территории края произошло 2201 ДТП, в которых 364 человека погибли и 2628 получили ранения. В сравнении с аналогичным периодом 2009 г. количество ДТП, и раненых в них людей возросло на 2,8% и 3,6% соответственно
Что касается профилактической работы. В рамках подготовки к курортному сезону 2010 года, в мае – июне с участием ГИБДД была проведена ежегодная комплексная комиссионная проверка федеральной и региональной улично-дорожной сети Краснодарского края. По результатам проверки устранение выявленных недостатков в нормативном содержании и обустройстве сети взято на контроль районными подразделениями Госавтоинспекции.
В целях обеспечения безопасных и бесперебойных грузопассажирских перевозок, органу оперативного управления федеральными автомобильными дорогами края ФГУ Упрдор «Кубань», а так же Краснодарскому территориальному управлению ГК «Автодор», в чьем доверительном управлении находится федеральная автомагистраль М-4 «ДОН», направлены предложения по реализации комплекса упреждающих мероприятий, в том числе включающих, в первую очередь, запрет проведения подрядными организациями в выходные дни дорожно-строительных и ремонтных работ на проезжей части федеральных дорог, с выводом дорожной техники за пределы проезжей части и обочин.
В целях увеличения пропускной способности на участках производства работ в воскресные дни - чехление временных дорожных знаков 3.24 «40 км/час» для повышения скоростного режима транспортного потока, движущегося по направлению «Джубга – Краснодар»; обеспечение подрядных организаций ФГУ ДЭП № 109 и СУ-2 ЗАО «Фирма» Автогрейд» необходимым количеством направляющих конусов и временных дорожных знаков 1.32 «Затор» для оперативного, временного изменения организации дорожного движения на трехполосных участках автомагистрали М-4 «ДОН», с целью организации в воскресные дни движения транспорта по двум полосам в наиболее загруженных направлениях. А также обустройство площадок для кратковременной остановки грузовых транспортных средств в целях периодичного пропуска колон легковых автомобилей на участках дорог, имеющих двухполосное движение и не обеспечивающих безопасные условия обгона, проведение проверки эксплуатационного состояния и в случае необходимости замены ранее установленных информационных панно «Водитель грузового транспорта! Пропусти колонну».

- Контролирует ли ГИБДД предрейсовый осмотр пассажирского автотранспорта с точки зрения исправности. Какие меры принимаются к тем, кто выводит в рейс неисправный транспорт?

- За 5 месяцев т.г. в крае организовано проведение 6758 проверок автогаражей и индивидуальных предпринимателей, должностным лицам автоперевозчиков выдано 3435 предписаний, оштрафовано 2366 должностных лиц. За невыполнение предписаний к судебной ответственности по ст.19.5.ч. КоАП РФ привлечено 492 и дисквалифицировано 6 должностных лиц автоперевозчиков. В отношении юридических лиц составлено 414 административных протоколов.

- С недавнего времени сокращено число сотрудников (постов) ГАИ – это плюс или минус в части обеспечения безопасности и пресечения правонарушений водителями?

-В начале 90-х годов в связи с обострением криминогенной обстановки на Северном Кавказе, резким увеличением преступлений в отношении водительского состава на автодорогах Кубани, УВД Краснодарского края было принято решение о создании сети контрольных постов милиции. Администрацией края выделены ассигнования на их строительство и оснащение необходимым оборудованием. Таким образом, количество КПМ достигло 35.
Создание сети постов милиции внесло определенный вклад в стабилизацию криминогенной обстановки на дорогах края, способствовало сокращению практически в 3 раза преступных посягательств на автотранспорт и повышению в 2 раза раскрытия правонарушений.
В связи со снижением количества преступлений, связанных с транспортом, изменением инфраструктуры, расширением сети автодорог, в том числе неконтролируемых КПМ, в период с 2003 г. по 2007 г. в крае был сокращен ряд постов милиции (в Отрадненском, Новокубанском и других районах), как утративших свое влияние на криминогенную обстановку.
До настоящего времени, на Кубани действовало 28 контрольных постов милиции. Расположение КПМ и маршрутов их объезда (в том числе с твердым покрытием) стало известно не только добросовестным участникам дорожного движения, но и в криминальной среде.
В связи с чем, эффективность их деятельности существенно снизилась и не отвечала предъявляемым требованиям. При этом, затраты на содержание только одного поста в среднем краевому бюджету обходится примерно в 7,5 млн. руб. в год.
Кроме того, в последнее время участились обращения граждан с жалобами на действия сотрудников КПМ, часть из которых нашли свое подтверждение.
На сегодняшний день в Краснодарском крае идет активное внедрение автоматизированных средств видеофиксации, что позволяет выявлять, как нарушения Правил дорожного движения, так и разыскиваемый транспорт. Безусловно, этот факт влияет и на дорожную ситуацию в летний курортный период, увеличивая пропускную способность.

Автор: Сергей САХАРКОВ