Прежним правительством Украины вплотную занялась прокуратура
Президент Украины Виктор Янукович объявил о том, что в стране построена стабильность. Программу-минимум новое руководство страны выполнило, и у него появилось возможность досконально проверить деятельность предшественников. И это очень плохая новость для Юлии Тимошенко.
О том, что предыдущее правительство Украины расходовало государственные средства не самым правильным образом, Партия регионов заявляла еще во время предвыборной президентской кампании. Сейчас же, придя во власть и получив доступ ко всем финансовым документам, регионалы смогут обосновать свои предположения.
Некоторое время до расследования всех обстоятельств деятельности предшественников просто не доходили руки: сначала надо было сформировать коалицию, потом - правительство. Затем - выпросить у России скидку на газ, чтобы хоть как-то сверстать бюджет, а после этого - еще и ратифицировать соглашения с Москвой. И все это - в условиях бешеного сопротивления со стороны оппозиции.
За два месяца все это было сделано, и у нового руководства появилась возможность вздохнуть более или менее свободно и оглядеться по сторонам. Первое, что привлекло внимание Виктора Януковича и его команды - это состояние государственных финансов, унаследованных от правительства Юлии Тимошенко.
И, надо сказать, увиденное регионалов не обрадовало. Нынешний премьер-министр Николай Азаров еще до назначения на эту должность объявил, что на счетах госказначейства - "нуль". Янукович на следующий после инаугурации день поручил генеральной прокуратуре проверить деятельность кабинета министров Тимошенко. Генпрокурор Александр Медведько взял под козырек и дал понять, что кое-какие подозрения у его ведомства относительно правительства наличествуют. Деталей тогда, он, правда, не раскрыл.
Тем временем Юлия Тимошенко делала все возможное, чтобы ее позвали в прокуратуру. В начале апреля она выступила с обличительной речью, в которой фактически обвинила Партию регионов в подкупе судей Конституционного суда. Это уже не игрушки, а серьезное государственное преступление. Регионалы в ответ на это сказали лишь, что лидер БЮТ "за базар ответит".
На следующий день Тимошенко таки позвали в прокуратуру. Там гостье вполне резонно пояснили: если у нее есть информация о столь вопиющем нарушении закона, то пускай поделится ею со следователями. Однако бывшая премьер-министр никаких доказательств своих слов не предоставила, зато в несколько истеричной манере объявила себя жертвой политических репрессий.
В прокуратуре пожали плечами - пускай считает себя кем угодно, мы же продолжим расследование - и слов о подкупе судей и всего остального.
Под "всем остальным", как выяснилось несколько позже, имелось в виду расследование деятельности "Нафтогаза". Нескольких бывших министров и руководителей компании также позвали поговорить со следователями. Прокуратуру, в частности, заинтересовало, каким образом государство увеличило уставной капитал "Нафтогаза" на 12 миллиардов гривен, если в бюджете соответствующей строки не было.
Но это было только начало. 22 апреля Виктор Янукович рассказал, что по результатам изучения деятельности правительства Юлии Тимошенко заведено более тридцати уголовных дел. По словам президента, предыдущий кабинет министров "под лозунгами социальной защиты постоянно разворовывал средства".
Уточнять, какие именно дела и по каким эпизодам были заведены, президент, сославшись на тайну следствия, не стал. Некоторую ясность в существо вопроса внес премьер-министр Николай Азаров. Он, в частности, сказал, что к уголовной ответственности за коррупционные преступления надо привлечь Юлию Тимошенко и других представителей прежнего руководства страны. По его данным, в результате их деятельности украинский бюджет недосчитался 100 миллиардов гривен (около 12,4 миллиарда долларов).
Кроме того, по версии Азарова, прокуратура расследует не тридцать, а "около сотни" дел, касающихся злоупотреблений прежнего правительства.
В БЮТ эти обвинения назвали абсурдными, напомнив, что 100 миллиардов гривен - это почти половина бюджета страны: украсть такие деньги попросту невозможно. Но новые власти продолжают стоять на своем, заявляя, что в предыдущем кабинете министров цвела неслыханная коррупция.
Своими постоянными заявлениями о том, что новая власть - не легитимная и "бандитская", Тимошенко очень разозлила регионалов. И, раз такое дело, с лидером БЮТ решили поступить "по понятиям". Сказали ей, что "за базар" придется отвечать? Сказали. Ну и вот, пацан сказал - пацан сделал. На следующий день после ратификации договора с Россией по газу и флоту Генеральная прокуратура сообщила о возбуждении уголовного дела по факту растраты бюджетных средств, совершенных прежним правительством страны.
Это уже не шутки. Да и Азаров, который к Тимошенко, похоже, испытывает личную неприязнь, - человек очень жесткий, на шутника вовсе не похожий. Лидер БЮТ в очередной раз объявила, что ее хотят репрессировать по политическим соображениям, что ей не могут простить борьбу против "сдачи национальных интересов" (так она называет продление аренды севастопольской базы Черноморского флота РФ до 2042 года).
Реакцией Тимошенко на уголовные дела стала бешеная политическая активность: она начала разъезжать по регионам, призывая все политические силы, недовольные нынешним режимом, сплотиться вокруг ее персоны и добиться досрочных выборов в Раду.
Идея, похоже, состоит в следующем: консолидировать оппозицию, вывести людей на улицы. Одновременно мешать нормальной работе парламента силами своих депутатов. "Дожать" таким образом власть и заставить ее пойти на объявление досрочных выборов. А потом - проскочить в Раду и получить остро необходимую неприкосновенность - для себя лично и для своего ближайшего окружения.
Причем Тимошенко надо очень спешить. Регионалы, получив контроль над всей правоохранительной системой страны, могут уже в ближайшее время обеспечить суды работой, а соратников экс-премьера - сухими и прохладными камерами с видом на тюремный двор.
Такая перспектива лидеру БЮТ, естественно, не улыбается, а потому, видимо, она приложит максимум усилий, чтобы получить депутатский мандат. Интересно, что сейчас БЮТ занимает примерно треть мест в парламенте, а нынешний рейтинг этой политической силы колеблется в районе 15 процентов. То есть вообще-то, по логике, выборы сторонникам Тимошенко сейчас невыгодны. Но она упорно твердит, что переизбрание парламента - это единственное спасение для страны.
Однако осуществить этот план экс-премьеру будет непросто. Во-первых, в рядах ее собственной фракции все отлично понимают, что в случае перевыборов половина нынешних депутатов от БЮТ в парламент не пройдут. Это очень остужает энтузиазм тех, кому неприкосновенность тоже дорога.
Кроме того, с консолидацией у Тимошенко не заладилось: из других оппозиционных политиков ей вообще мало кто доверяет. Депутаты от НУНС в неофициальных разговорах утверждают, что битва против ратификации договора с Россией была проиграна из-за предательства со стороны БЮТ. Бывший президент Виктор Ющенко не только заявил, что не будет ни о чем договариваться с Тимошенко, но и решил сам стать лидером объединенной оппозиции.
Картина для Юлии Владимировны складывается унылая, однако совсем уж отчаиваться ей не стоит. Лично ее, скорее всего, не посадят: регионалам не нужна мученица в стане политических оппонентов. Но вот репутация лидера БЮТ во время следствия и череды судов может быть испорчена окончательно.