Улетел и не обещал вернуться. Бакиев покинул и Киргизию, и Казахстан.

19/04/2010 - 15:47

Переворот в Киргизии, похоже, завершен. Президент Курманбек Бакиев сел в самолет и покинул республику. По данным временного правительства, сформированного лидерами мятежников, перед вылетом он подал в отставку. Страну он оставил представителям вчерашней оппозиции, которые теперь делят власть и собственность, делают попытки взять под контроль СМИ и надеются на то, что денег, предоставленных Россией, хватит до тех пор, пока экономическая ситуация в республике не улучшится.

Курманбек Бакиев, вынужденный покинуть столицу в разгар беспорядков 7 апреля (сообщалось, что это произошло после того, как его кабинет в здании правительства был обстрелян), до сих пор держался довольно бодро. Он перебрался на свою "малую родину" (в Джалалабадскую область, на юго-запад страны), мобилизовал земляков, среди которых по-прежнему пользовался определенной поддержкой, и пообещал оказать сопротивление, если мятежники попытаются его захватить.

Изгнанник

Лишившись власти и фактически утратив международную поддержку (Россия и США, например, быстро признали новое руководство Киргизии и стали налаживать с ним контакты), Бакиев использовал то, что осталось – поддержку определенной (пусть и небольшой) части населения на юге страны. Он провел несколько митингов и заявил, что готов обосноваться в соседней Ошской области и там продолжить исполнение своих обязанностей.

Фактически он прямо озвучил опасения новой власти, заявлявшей, что свергнутый президент может воспользоваться ситуацией для раскола страны по региональному признаку (на север и юг). Члены временного правительства грозили Бакиеву арестом (уверяя, в то же время, что свергнутый президент переоценивает свои силы и что сторонников, мол, у него почти не осталось), но отправлять спецназ на поимку изгнанника не спешили.

Спецоперация грозила обернуться новыми беспорядками, столкновениями сторонников и противников президента, последующим мародерством (куда же без него), а также, не исключено, и гибелью Бакиева при задержании (учитывая наличие у него вооруженной охраны и обещание сопротивляться, арест вполне мог превратиться в перестрелку). Последнее поставило бы крест на попытках временного правительства представить апрельские события как легитимную передачу власти (а не переворот с ликвидацией прежнего руководства).

То, что Бакиев действительно располагал определенной поддержкой земляков, подтвердила, в частности, правозащитница Толекан Исмаилова, которая, в качестве члена комиссии по расследованию апрельских событий, встретилась со свергнутым президентом в Джалалабадской области. Рассказывая впоследствии о поездке журналистам, она отметила, что Бакиев располагает многочисленной охраной. "Но мирных граждан еще больше, которые за него", - добавила она.

Между тем сам Бакиев спустя неделю после переворота фактически смирился с отставкой, хотя официально о ней не объявлял. Как писала газета "Время новостей", в разговоре с одним из зарубежных чиновников, услышав обращение "господин президент", Бакиев только усмехнулся: "Да какой я сейчас президент…". Угроза поднять юг Киргизии против новой власти, возможно, была с его стороны всего лишь элементом торга с временным правительством. И не исключено, что за счет этого президенту удалось несколько улучшить собственное положение. Если сначала новые власти Киргизии настаивали на аресте президента, то впоследствии, оценив ситуацию, согласились на его высылку из страны.

Назарбаев пригласил

Последней возможностью утвердиться в качестве если не президента, то хотя бы политика для Бакиева стал митинг в Оше (административном центре Ошской области). То есть там, где он вроде бы собирался "продолжать работу" в качестве главы государства. Утром 15 апреля Бакиев планировал провести там митинг своих сторонников, однако новые власти его опередили, организовав альтернативное мероприятие.

Явившись на центральную площадь города, Бакиев застал там митинг в поддержку новой власти (по данным АКИpress, присутствовали в основном студенты и работники бюджетных организаций). Сопровождавшие президента соратники попытались расчистить ему путь к трибуне, завязалась драка, но новоприбывших быстро оттеснили. "Плакаты сторонников Бакиева разорваны и валяются по всей площади", - сообщало агентство.

Сотрудники милиции, следившие за порядком, сделали несколько предупредительных выстрелов в воздух. После этого Бакиев и сопровождавшие его люди вынуждены были удалиться. Президент, которому так и не удалось выступить, вернулся в родное село Тейит. Вернулся, по словам одного из его сторонников, "в крайне подавленном состоянии".

Вскоре после этого стало известно, что свергнутый президент все же покинет страну. Агентство Central Asian News сообщило, что для этого будет организован спецрейс из Казахстана. Перед вылетом Бакиев вышел к односельчанам и журналистам и заявил, что летит в Казахстан по личному приглашению Нурсултана Назарбаева. Он добавил, что вопрос о его дальнейшей судьбе обсуждается не только с временным правительством Киргизии, но также с представителями руководства России и США.
Бакиев пожаловался на то, что, находясь в Киргизии, лишен возможности донести до людей свое мнение о ситуации (как выразился президент, "мое мнение нигде не показывают"). Поэтому, по словам президента, он решил выступить за рубежом. Некоторые из соратников Бакиева с его слов решили, что он улетает из Киргизии всего лишь на время, и даже пообещали встретить его в Джалалабаде, когда он решит вернуться. Едва ли, впрочем, им в ближайшее время представится такая возможность.

Около 19:20 по местному времени (около 17:20 по московскому времени) Курманбек Бакиев вылетел из Джалалабада на военном самолете. По информации "Ферганы.Ру", в аэропорт он приехал в сопровождении брата Жаныша Бакиева и бывшего министра обороны Киргизии Бакытбека Калыева. Никто из них, правда, в самолет вместе с ним не сел.

Самолет приземлился в Таразе, на территории Казахстана. Позднее сообщалось, что Бакиев, возможно, покинул и эту страну (по некоторым данным, он вылетел в Турцию). Однако 16 апреля в середине дня Central Asian News, ссылаясь на источник в казахстанском МИДе сообщило, что свергнутый президент Киргизии по-прежнему находится в Таразе. Впрочем, местонахождение Бакиева принципиального значения уже не имело. Вскоре после его вылета из Киргизии стало известно, что президент согласился подать в отставку. Рукописное заявление о сложении полномочий можно прочитать, например, здесь.

Ближайших соратников Бакиева (включая его родственников), временное правительство выпустить из страны отказалось. Глава правительства Роза Отунбаева заявила, что люди из окружения Бакиева (на которых новая власть возложила вину за гибель мятежников, штурмовавших здание правительства 7 апреля) будут задержаны и отданы под суд. Упомянутого Бакытбека Калыева (бывшего министра обороны) сотрудники силовых структур задержали вскоре после того, как президент вылетел из Джалалабада.

Экспроприация экспроприаторов

Хотя смена руководства Киргизии фактически завершена, с последствиями "революции" новой власти придется разбираться еще долго. В частности, временное правительство рискует столкнуться с нехваткой денег для финансирования бюджетных расходов. Об этом заявил пресс-секретарь министра финансов Азамат Тынаев. По его словам, возможное недопоступление средств в бюджет связано с закрытием торговых центров, пострадавших от мародеров, ужесточением пограничного режима с соседним Казахстаном (что негативно сказывается на торговле), мораторием на сделки с имуществом (который новые власти ввели для борьбы с рейдерами) и другими факторами.

Пока что для латания бюджетных дыр, по словам Тынаева, могут быть использованы средства, предоставленные Россией, которая, напомним, обещала выделить Киргизии грант и льготный кредит на общую сумму в 50 миллионов долларов. Чиновник выразил надежду, что денег хватит на то время, пока в стране не восстановится деловая активность.

Впрочем, новые власти Киргизии и сами знают, как пополнить казну. Достаточно прибегнуть к испытанному способу революционеров и забрать имущество, к которому имели хоть какое-то отношение представители прежнего руководства страны. Временный министр финансов Темир Сариев уже заявил, что новое руководство республики рассматривает возможность национализации оператора мобильной связи "Мегаком" и некоторых других предприятий. Ранее национализации "Мегакома" потребовало движение "За справедливость", заявив, что компания связана с семьей Курманбека Бакиева. Сторонники идеи даже подсчитали, что за этот актив государство может получить не менее 300 миллионов долларов. По словам Сариева, в прокуратуре уже лежит список компаний, к которым имели отношение бывший президент и его родственники.
На местах между тем уже вовсю идет передел собственности. Вдохновленные "революцией" граждане перешли к захвату предприятий и земельных участков. Власти пообещали бороться с этим явлением и добились некоторых успехов (некоторые из захваченных предприятий были возвращены прежним хозяевам). Однако захваты продолжаются. 13 апреля, например, временный вице-премьер Азимбек Бекназаров рассказал, что один из бывших депутатов парламента, Замир Парманкулов, захватил компанию "Северэлектро" (впоследствии, по словам Бекназарова, бывший депутат согласился покинуть предприятие).

О попытках рейдерских захватов рассказали также представители горнодобывающих и геологоразведочных компаний. "На наш участок 8 апреля пришли 300-400 человек, - сообщил директор компании "Талас Копер Голд" Владимир Морозов. - Слышались угрозы физической расправы, уничтожения оборудования". На следующий день, по его словам, местные жители выдвинули сотрудникам предприятия ультиматум: очистить территорию в течение трех дней, после переговоров согласились увеличить срок до недели. "Население настроено агрессивно. Наши сотрудники очень напуганы", - добавил он.

13 апреля (то есть на шестой день после "революции") Азимбек Бекназаров заявил, что ему известно о ста случаях рейдерских захватов. В российском МИДе, комментируя ситуацию, отметили, что многие из тех, кто пострадал от рейдеров, являются гражданами России и "российскими соотечественниками".

На те же грабли?

Но с рейдерами новая власть Киргизии рано или поздно разберется. А вот кто разберется с самой властью? Со дня свержения президента прошло чуть больше недели, а лидеры "революции" уже демонстрируют приверженность тем же методам управления, за которые в свое время ругали Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. Например, семейственность. На руководящие должности, как отмечал главный редактор газеты "МК-Кыргызстан" Улугбек Бабакулов, теперь зачастую назначаются близкие родственники тех, кто уже попал во власть.

К примеру, 8 апреля был назначен новый аким (глава администрации) Базар-Коргонского района Джалалабадской области (той самой, куда после мятежа перебрался Бакиев). Эту должность, как сообщало АКИpress, занял Асылбек Текебаев - родной брат временного вице-премьера Киргизии, лидера партии "Ата-Мекен" ("Отечество") Омурбека Текебаева.

Вдобавок некоторые должности, на которые претендуют несколько "революционеров", буквально переходят из рук в руки. "Бывает, в государственную администрацию какого-нибудь района с утра врываются 'атамекеновцы', говорят, что теперь будут управлять они, - рассказывает правозащитница Токтоайым Уметалиева. - А после обеда приходят представители СДПК (Социал-демократической партии Киргизии) и заявляют, что район принадлежит им".

В Джалалабаде, по информации агентства "Кабар", за последние дни сменились уже три исполняющих обязанности мэра. "14 апреля, - передает корреспондент агентства, - теперь уже бывшего и.о. мэра Медера Усонова самовольно сменил Асылбек Таштанбеков. Он силой захватил власть, используя группу приближенных к нему крепких парней". В ситуацию попытался вмешаться исполняющий обязанности губернатора Бектур Асанов, избранный на эту должность участниками недавнего митинга. Он назначил мэром некоего Максата Жээнбекова, однако последнему, как сообщает агентство, "непросто исполнять свои обязанности, поскольку Таштанбеков отказывается слагать с себя полномочия и покинуть кабинет".
К концу правления Бакиева его критиковали не только за семейственность. Но и за ущемление свободы слова. В марте в Киргизии, напомним, были заблокированы некоторые неугодные властям интернет-ресурсы ("Фергана.Ру", "ЦентрАзия.Ру", "Белый парус"), прекращена трансляция программ радио "Азаттык" (региональной службы Радио Свобода) в эфире частных радиостанций. После смены власти в стране блокировку сняли. Однако всего через несколько дней после свержения Бакиева новое руководство, как сообщала "Фергана.Ру", стало фильтровать содержание программ на основных телеканалах страны. По ее данным, в редакциях телеканалов появились представители новой власти, которые стали контролировать выход сюжетов об апрельских событиях. "Неизвестные люди, которые не показывают своих удостоверений, предварительно просматривают сюжеты и диктуют выпускающим редакторам, что можно пускать в эфир, а что следует заменить", - отмечало агентство.

А спустя неделю после "революции" представители новой власти наведались в редакцию агентства "24.kg". В помещение ворвались около двух десятков человек, вооруженных автоматами, выгнали сотрудников и отключили сервер. Редакцию спасло то, что на место происшествия прибыли правозащитники, а также временный вице-премьер Омурбек Текебаев. Последний, по информации "Ферганы.Ру", позвонил главе временного правительства, и та дала команду "отбой".

Новая власть от атаки на "24.kg" поспешила откреститься. «Все, кто планировал атаку, принимал в ней участие, являются противниками временного правительства, - разглагольствовал глава аппарата правительства Эдиль Байсалов. - Мы расцениваем это как атаку на свободу слова". Между тем, по информации самого агентства, в редакцию наведались сотрудники Государственной службы национальной безопасности, а руководил ими начальник управления контрразведки Талант Аспеков. И эти люди являются "противниками правительства"?

А “Время новостей", ссылаясь на собственные источники, сообщило, что за нападением на редакцию стояли люди, близкие к временному вице-премьеру Алмазу Атамбаеву. Последний, по неофициальной информации, обиделся на журналистов, которые опровергли его утверждения о встрече с российским премьером Владимиром Путиным.

P.S.

Комментируя ситуацию в Киргизии, политолог Марс Сариев высказал мнение, что у новой власти есть совсем немного времени (буквально несколько недель) на то, чтобы исправить ситуацию в стране и завоевать доверие народа. "Сейчас проходят рейдерство, захват земель. Большинство населения полагает, что временное правительство не хочет обуздать эти процессы", - заявил он в интервью BPC. "У них есть максимум две недели, - добавил политолог, - [Потом] могут появиться силы, которые скажут, что это не те люди, за которых мы проливали кровь. Потом люди на местах стихийно начнут выбирать других лидеров. А этим, в свою очередь, могут воспользоваться деструктивные элементы, уволенные люди, криминал...".

Автор: Сергей САХАРКОВ