Новое правительство пытается предотвратить раскол Киргизии
«Мы готовы выпустить Курманбека Бакиева из страны, но он хочет взять с собой еще десяток своих людей, а этого мы не можем ему позволить, нас не поймут родные и близкие тех многих десятков людей, которые погибли 7 апреля по вине в первую очередь брата президента -- Жаныша». Так отвечала вчера в Бишкеке глава временного правительства Киргизии Роза Отунбаева на главный вопрос, от которого зависит сегодня развитие киргизских событий, начавшихся 7 апреля, когда на улицах столицы погибло более 80 человек.
Произнеся эти слова, Отунбаева практически еще раз признала, что переговоры пусть и опосредованно, через третьих лиц, нынешняя власть все-таки ведет со скрывшимся в своем родовом селе под Джалалабадом и еще считающим себя президентом Курманбеком Бакиевым. Впрочем, как стало известно корреспонденту «Времени новостей», в телефонном разговоре с одним из международных чиновников Бакиев в ответ на обращение к нему «господин президент» только усмехнулся: «Да какой я сейчас президент...»
Похоже, что именно об указанных выше условиях, при выполнении которых он готов сложить свои полномочия, Бакиев говорил на встрече с приехавшими к нему двумя известными киргизскими правозащитницами Толекан Исмаиловой и Азизой Абдурасуловой. Разговор продолжался почти полтора часа. После него правозащитницы рассказали информагентству «Фергана.ру», что, по словам Бакиева, «у него есть инструменты, как передать властные полномочия временному правительству... это должно быть обсуждено на переговорах с главой временного правительства Розой Отунбаевой». «Формальный президент», как его называют новые власти, заявил, что верит в дипломата Розу Отунбаеву и ее способность разрешить сложившуюся ситуацию. И добавил при этом, что другие «революционеры» не дают хода переговорам.
Г-жа Отунбаева вчера дала понять, что «обсуждается формат возможных переговоров, в том числе с точки зрения того, кто должен принять в них участие». Эти сигналы с обеих сторон позволяют надеяться на то, что удастся избежать силового сценария принуждения Бакиева к отречению от власти.
В то же время, судя по некоторым признакам, в новой властной команде в Бишкеке нет особенного единства по вопросу, как «выкурить» Бакиева из своего родового гнезда. Об этом свидетельствуют яростные опровержения аппарата г-жи Отунбаевой заявления, сделанного одним из ее заместителей, бывшим генпрокурором Азимбеком Бекназаровым о том, что готово решение о снятии гарантий неприкосновенности для бежавшего из Бишкека президента. Более того, в окружении главы временного правительства даже склонны были обвинять некоторые СМИ, в том числе и российские, в распространении ложных слухов. Впрочем, подобную нервозность можно объяснить -- уж слишком много страстей разгорается вокруг дальнейшей судьбы Бакиева.
В конце концов эта неопределенность порождает разговоры об угрозе гражданской войны в Киргизии.
Не обошел эту тему и участвовавший в «ядерном саммите» Дмитрий Медведев, который возложил ответственность за то, что происходит в Киргизии, на власти этой страны.
Выступая вчера в Вашингтоне на встрече с политической и бизнес-элитой США, Медведев подчеркнул, что «риск распада Киргизии на две части, на север и юг, реально существует и очень важно предотвратить кровопролитие».
«Наша задача -- помочь киргизским партнерам найти самый спокойный способ выхода из этой ситуации. Нужно успокаивать людей, нужно формировать правительство, которое будет работоспособным, а кому-то из политических лидеров нужно будет принять ответственное решение о своей судьбе. Решение, которое должно быть продиктовано интересами киргизского народа, а не личными политическими амбициями», -- считает глава российского государства.
Очевидно, что в нынешнем политическом контексте совет российского президента умерить политические амбиции относится не к кому иному, как к Курманбеку Бакиеву.
При этом Медведев еще раз подтвердил, что в Москве, мягко говоря, весьма скептически отнеслись к размещению американской военной базы в Киргизии: «Как вообще Россия может возражать против решения суверенного государства? Оно может нравиться, может -- нет, но это решение киргизского руководства».
Означает ли это, что в Москве благосклонно отнеслись бы к решению нового киргизского руководства пересмотреть этот вопрос об американской базе, сказать трудно. С другой стороны, было бы странно, если бы Москва, призывая США и НАТО довести военную операцию в Афганистане до победного конца и открывая им свою территорию для транзита в том числе и военных грузов, стала бы одновременно призывать своих партнеров по СНГ действовать в обратном направлении. Хотя, надо признать, что реальная политика может выглядеть и так: если для одной из держав создается удобная возможность уменьшить влияние другой державы в регионе, где сталкиваются их интересы, то это делается, невзирая ни на какие логические неувязки...
В Вашингтоне отдают себе отчет о возможности подобных действий Москвы. Американский политолог Ариэль Коэн в опубликованной 13 апреля в газете Wall Street Journal статье указывает, что долговременная задача США состоит в том, чтобы сохранить базу в Манасе, «даже если Москва выскажется против и предложит альтернативный маршрут (снабжения. -- Ред.), в большей степени контролируемый Россией».
Впрочем, пока говорить об изменении позиции Бишкека в отношении американского военного присутствия в Киргизии было бы преждевременно. Роза Отунбаева заявила вчера агентству Associated Press, что новые власти Киргизии продлят с правительством США договор об аренде военной базы Манас, который истекает в июле 2010 года, еще на год. Вашингтон платит киргизскому правительству 63 млн долл. за аренду базы.
Любопытно заметить, что как-то само собой ушло из обихода политиков словосочетание «центр транзитных перевозок», в который была переименована в прошлом году военная база. И база снова стала называться базой.
Вчера Роза Отунбаева после встречи с прибывшим в Бишкек помощником госсекретаря США Робертом Блейком сказала, что тема военной базы на состоявшихся в течение часа переговорах не обсуждалась. Речь шла на встрече о том, как могут США сейчас помочь Киргизии, в том числе материально, выйти из создавшегося тяжелого кризиса. По словам киргизских представителей, «базовый вопрос» не обсуждался и на встрече высокопоставленного американского дипломата с и.о. министра обороны Киргизии Исмаилом Исаковым. Генерал Исаков, бывший три года министром обороны и при правлении Бакиева, в результате бурных событий в стране неделю назад был освобожден из заключения. Он был приговорен к восьми годам заключения пару месяцев назад за незначительное административное правонарушение, что среди прочего также привело к росту оппозиционных настроений в стране.
Тем временем вчера стала известно, что первой существенную помощь Киргизии решила оказать Россия. Вчера после переговоров в Москве с киргизской делегацией во главе с заместителем Розы Отунбаевой по экономическим вопросам Алмазбеком Атамбаевым вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что Москва предоставит Киргизии льготный кредит в размере 30 млн долл., а еще 20 млн выдаст безвозмездно. А по словам премьер-министра Владимира Путина, при необходимости объем помощи Киргизии может быть увеличен.
30-миллионный льготный кредит будет предоставлен по линии Россельхозбанка. Что касается 20 млн долл. гранта, то они уйдут на социальную поддержку населения.
Помимо денежных кредитов Москва окажет Бишкеку и иную помощь. В частности, российские нефтяные компании могут направить в Киргизию до 25 тыс. тонн нефтепродуктов в качестве гуманитарной помощи. Топливо необходимо для проведения весеннего сева.
Кроме того, Киргизия, по словам министра сельского хозяйства России Елены Скрынник, может получить 1,5 тыс. тонн семян.
*