Нет порока в своем отечестве? Запрет на международное усыновление не спасет сирот от трагедий

15/04/2010 - 08:23

Приемных маму и бабушку маленького россиянина Артема Савельева, отправивших мальчика самолетом на родину (см. “МК” за 10 апреля), сейчас разыскивает полиция штата Теннесси. Семья Хансен покинула свой дом в городе Шелбивилле, и пока ее нынешнее местонахождение неизвестно.
По сообщениям местных газет, соседи Хансенов говорят, что приемная семья жила обособленно, не посещала церкви городка, где люди встречаются, чтобы пообщаться. Жители Шелбивилля считают, что если с Артемом возникли какие-то проблемы, они должны были решаться в рамках города и Хансенам не следовало отправлять ребенка в Россию “как бракованный товар”.

Также на арене появилась российский адвокат Карина Краснова, которая заявила, что бабушка мальчика обращалась к ней в начале марта с вопросом, как избавиться от ребенка легальным способом. Ее дочь не справлялась со своими родительскими обязанностями, а поведение ребенка их пугало: якобы мальчик пытался развести костер в спальне и угрожал сжечь дом. По словам Красновой, она предложила направить в Приморский суд заявление с просьбой об отмене усыновления, и семья не поднимала вопрос отправки мальчика назад в Россию таким неприемлемым методом. Однако после консультации с адвокатом бабушка купила приемному внуку билет на самолет...

Могла ли приемная мать расстаться с сыном более гуманным способом?

— Оформить отказ вполне возможно по закону, такие случаи уже были, хотя и немногочисленные, — рассказала “МК” Екатерина Бридж, руководитель российского филиала американского агентства по усыновлению WACAP (World Association of Children and Parents), через которое усыновляли Артема. — Родители пишут официальное заявление об отказе, и тогда ребенку подбирают новую приемную семью.

Между тем аккредитация агентства WACAP приостановлена — до выяснения всех обстоятельств этого дела. А глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия намерена заморозить любые усыновления российских детей гражданами США до выработки двустороннего договора. Президент Дмитрий Медведев тоже считает необходимым заключить соглашение с США, которое жестко установит обязанности родителей-американцев, усыновляющих российских детей.

— Подобный договор уже заключен с Италией, сейчас готовится в отношении Испании, — говорит глава представительства некоммерческой корпорации World Links (США) Александр Романов. — Но ведь договор подписывается не с федеральным центром, а с каждым штатом отдельно. Сколько лет это займет?

Наверное, такой договор необходим. Но может ли договор повлиять на больные головы людей, способных отправить ребенка “посылкой”, забыть на целый день в машине, уморить голодом, забить до смерти? Никто и никогда не убедит меня в том, что психически полноценный человек, каким бы нехорошим он ни был, может совершить что-либо подобное. Увы, определенный процент людей с больной психикой был, есть и будет всегда, и в Америке он ничуть не выше, чем в России. Ежегодно от рук таких родителей у нас в стране гибнет около 2 тысяч детей. В реальности же, по оценкам экспертов, — значительно больше, просто смерти часто списываются на болезни, несчастные случаи. И дело касается не только усыновленных, но и родных малышей.

К сожалению, мы не можем запретить таким людям рожать. А вот не позволить усыновлять — можно и нужно. Для этого необходимо ввести обязательное психологическое тестирование будущих родителей — как за рубежом, так и в России.

— Такие тесты разработаны по заказу минобраза, — говорит Екатерина Бридж. — В этом году процедура тестирования должна быть опробована. Безусловно, она снизит число трагических случаев с приемными детьми.

Увы — все у нас делается очень неспешно. А дети растут быстро. И очень многие могут вырасти, так и не дождавшись своей семьи.

* * *

На фото, которое вы видите, — семья жителей Скрентона, что в Пенсильвании, Барбары и Карла Орази. Все дети — усыновленные россияне. Орази начали усыновлять их, когда двое родных чад покинули родительское гнездо.

Всех своих детей Барбара Орази брала не выбирая. “Мы же не выбираем, кто у нас родится!” — рассуждает она. Сотрудники детдома отговаривали ее брать Пашу — у него и с головой, и вообще со здоровьем плохо. “Но ведь такому ребенку особенно нужна семья!” — сделала свой вывод Барбара. А девочка Энни, которая на фото прильнула к маминому плечу, попала к ней, когда Барбара услышала, что одну из российских детдомовок, приехавших на отдых в их город, хотели удочерить, но что-то не сложилось. “Скажите девочке, что я беру ее! Детей нельзя обманывать!” — заявила Орази сопровождающим группу. “Как, даже не познакомившись?” — удивились те. “Она одинокий ребенок, и мне этого достаточно!” — отрезала Барбара.

Когда я была в гостях у семьи Орази в Скрентоне, то задала Энни глупый вопрос: “У тебя хорошая мама?” Энни вскинула брови: “Разве мамы бывают плохие? Моя мама — лучшая на свете!”

Если бы в то время, когда Энни попала в дом Барбары и Карла, на международное усыновление был наложен мораторий, у девочки так и не появилось бы лучшей на свете мамы. Как не было бы ее у Кати, Вики, Ани, Димы, Лены и Пашки, которых вы видите на фотографии. Детдомовцами остались бы еще более 60 тысяч российских детей, усыновленных американцами. Следует помнить, что около 10% этих детей — инвалиды...

P.S. Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов заявил, что уже появилась российская семья, готовая усыновить Артема Савельева. Дай бог, чтобы эти люди оказались такими, как Карл и Барбара Орази. Тогда невеселая история мальчика будет иметь счастливый конец.

Автор: Сергей САХАРКОВ