Бакиев не хочет сдаваться.
Свергнутый президент Киргизии Курманбек Бакиев, чьего обращения к народу ждали в последние дни, вчера вышел на связь с миром через эфир радио «Эхо Москвы». Оказалось, что он не намерен слагать с себя полномочия главы республики и покидать ее территорию. Бакиев заявил, что глава российского правительства Владимир Путин «глубоко ошибается» в оценке причин новой киргизской революции. А г-н Путин вчера уже обсуждал с главой временного правительства республики Розой Отунбаевой текущую ситуацию и возможности предоставления российской помощи.
Новые киргизские власти в течение вчерашнего дня старались закрепить успех -- как на улицах Бишкека, так и на политическом направлении. Вчера пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков сообщил журналистам, что г-н Путин провел телефонный разговор с г-жой Отунбаевой. «Отунбаева сказала, что ситуация в стране остается сложной и что Киргизия в этой связи нуждается в экономической поддержке. Путин отметил, что исходя из особого характера отношений двух стран Россия всегда оказывала и готова оказывать необходимую гуманитарную помощь», -- сообщил г-н Песков. Он добавил: «Важно отметить, что Владимир Путин разговаривал с Отунбаевой в ее качестве главы правительства Народного доверия».
Сама г-жа Отунбаева так описала разговор в эфире «Эха Москвы»: «Я рассказала премьер-министру России Владимиру Путину, что временное правительство взяло под контроль власть в республике, занимается правопорядком, финансами и, самое главное, приоритетными экономическими вопросами. Путин спрашивал, чем помочь, в чем мы нуждаемся. Мы договорились о том, что в Москву вылетит мой заместитель бывший премьер-министр Киргизии Алмаз Атамбаев, и мы сформулируем свои нужды. После того как мы получили сейчас все документы наших банков, все закрома нашей экономики, мы поняли, что ситуация достаточно тревожная, и нам нужна будет помощь».
Тревожность ситуации подчеркнуло вчерашнее решение Нацбанка Киргизии -- он взял под контроль ведущие банки республики, приостановив полномочия советов директоров и правлений, а также основные операции. Зампред временного правительства Темир Сариев сообщил, что под действие постановления попадают, в частности, Азия Универсал Банк, Манасбанк, Аилбанк. Все они считаются зоной бизнес-интересов Максима Бакиева, сына Курманбека Бакиева. «Это сделано с целью остановить перекачку средств из республики», -- цитирует РИА Новости слова г-на Сариева. В сообщении Нацбанка отмечается, что «до особого распоряжения» приостанавливаются операции в иностранной валюте по корсчетам этих банков и «все операции с инсайдерами и аффилированными лицами и компаниями». Г-жа Отунбаева вчера также заявила журналистам: «Мы издадим закон для возвращения активов, которые ранее были нелегально приватизированы без уплаты денег».
Курманбек Бакиев, по данным агентства «Фергана.Ру» на вчерашний вечер, находился в селе Маркай в 10--15 км от южного областного центра Джалал-Абад -- там при поддержке его родственников был организован штаб. Вместе с Бакиевым, по данным агентства, находятся его братья Ахмат и Жаныш.
«К сожалению, я хоть и действующий президент, но у меня реальных рычагов пока нет», -- заявил вчера «Эху Москвы» г-н Бакиев. Тем не менее он полагает, что не окончательно распрощался с «реальными рычагами». «Я избранный глава государства и не признаю никакого поражения. Я считаю, что это самая настоящая вакханалия, то, что сотворила вооруженная группа людей. Я никоим образом не считаю, что это поражение. Это поражение для них, скорее всего, для людей, которые сотворили это. Особенно в столице». -- сказал Бакиев. При этом он уверил, что не намерен возвращать власть с оружием в руках. На что в таком случае он рассчитывает -- неясно. «Я могу сказать, что на меня выходил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, но это было еще седьмого числа. У меня были контакты с президентами Казахстана и Узбекистана, которые спрашивали, чем они могут помочь. Я им сказал, что мы и сами постараемся справиться с ситуацией», -- сказал Курманбек Бакиев.
Ровно так же, по его словам, Бакиев ответил и Владимиру Путину в 2005 году, когда власть в Киргизии досталась ему: «Москва в 2005 году, Путин Владимир Владимирович -- первый, кто позвонил мне и спросил, как помочь и чем. Я ему тогда сказал, что спасибо, но мы постараемся обойтись своими силами». Как известно, затем свой первый визит за границу Бакиев нанес в Москву, где подписал с г-ном Путиным пространное совместное заявление. В нем, например, говорилось, что «стороны будут последовательно наращивать масштабы, обогащать содержание, добиваться повышения эффективности взаимодействия», а «гармоничное развитие общества» в XXI веке должно быть «основано на высоких морально-нравственных принципах».
Сохранение клановости в политике и управлении экономикой вполне можно классифицировать как нарушение таких принципов. В присущей ему манере Путин, как известно, позавчера метко заявил по этому поводу: «Бакиев наступает на те же самые грабли», что и его критиковавшийся им предшественник Аскар Акаев. «Он в этом глубоко ошибается, именно в этом, -- прокомментировал Бакиев слова Путина. -- Во всем остальном он прав. Неожиданностью это было и для него, и для меня. А в том, что я наступаю на те же грабли, -- это неправда. Никакой клановости нет, и это можно проверить». Новое правительство намерено «проверить»: оно заявило, что неприкосновенность может быть гарантирована только самому Курманбеку Бакиеву.