Бобохидзе: Саакашвили уйдет в отставку в обмен на возвращение территорий

01/04/2010 - 12:24

Член парламента Грузии Акакий Бобохидзе считает, что нынешняя оппозиция управляема извне, и она неспособна играть какую-нибудь позитивную роль в решении тех проблем, которые стоят перед государством. В интервью изданию депутат заявил, что президент страны готов пойти на любой шаг, если у него будет гарантия, что за этим последует восстановление территориальной целостности Грузии.

- Какова Ваша оценка протекающих в стране политических процессов?

А. Б.: - Еще в январе 2008 года, когда у нас проходили президентские выборы, против властей объединились две реваншистские силы: Бадри Патаркацишвили представлял российский реваншизм, а объединенная оппозиция – симбиоз российского реваншизма и криминального мира.

- Слишком тяжелые обвинения Вы выдвигаете против оппозиции, которая считает, что тогда она смогла доказать обратное.

- Я говорю, что тогда эти два настроения просто совпали друг с другом. Нынешние процессы тоже подтверждают, что Россия продолжает работать над тем же проектом, но делает это намного спокойнее. Со спонтанного краткосрочного проекта она перешла на продолжительный и начала это с самой нерейтинговой фигуры Ногаидели. Он выполняет функцию ледокола и ничего не теряет. Другие политики, имеющие определенную популярность, от открытых действий воздерживаются, поскольку из-за коллаборационистских отношений с Россией они могут растерять даже этот незначительный рейтинг. А Ногаидели терять нечего, поэтому он и легализовал эти отношения. Факт также, что после него и другие легко могут пойти на открытые отношения.

- В том числе, и бывший председатель парламента Нино Бурджанадзе?

- Не только Бурджанадзе, но и другие, менее важные политики, но я не думаю, что Путин пожелает встретиться с ними. Хотя главное то, что действие уже началось и к этому явлению я не смог подобрать какую-либо формулу, за исключением одной – кто платит, тот и заказывает. Иначе трудно объяснить решение т.н. национального совета, который назначил Ногаидели начальником штаба. Человека, который стал причиной раскола внутри оппозиции, избрали начальником штаба потому, что он «отстегивает» деньги. Он не такой человек, чтобы бесконтрольно раздавать их тем «друзьям», которые явились к нему именно из-за этого.

Что касается поездки Нино Бурджанадзе в Москву, то психологический рубеж уже преодолен и госпожа Нино открыто зафиксировала то, что, видимо, происходило и до того, но скрытно.

- Как Вы думаете, какие у них планы? От Ногаидели сейчас многие отмежевались из-за «чуждой идеологии»…

- На основе своего горького опыта скажу, что между прозападными и пророссийскими силами реально никакого идеологического расхождения нет. Сегодняшнее «размежевание» носит временный характер, и завтра оно снова может превратиться в объединение. Было время, когда т.н. прозападные силы открыто включились в российские политические игры. Тогда мы предполагали, что избавимся от Гамсахурдиа, а затем и русских поставим место, но реально мы оказались втянутыми в игру, которую ведет Россия. Поверьте, те, кто не включается в нее из-за «идеологических расхождений», не откажутся от сотрудничества с Москвой, если будут иметь гарантии, что избавятся от Саакашвили, а затем все устроят в Грузии по своему усмотрению. Эти всевозможные демарши обусловлены не расхождениями в «стратегическом видении», а конкуренцией при дворе российской политики. Мы столько раз шли на компромиссы и на изменение собственной политической ориентации, что я уверен – так будет и впредь. Например, Аласания встретился с Лавровым, но я не вижу разницы между этим шагом и его встречей с Путиным.

- Эта встреча не планировалась, и она состоялась вовсе не в России.

- На данном историческом этапе едва ли стоит говорить о том, на ком делается акцент. Я даже не знаю, о чем они говорят на этих встречах. Между прочим, этот процесс вовсе не новый. Такие уроки мы давно прошли, когда нам говорили, мол, давайте, уступим русским, от этого будет больше пользы. В 1992 году Киев упрашивал нас присоединиться к нему для ведения переговоров с русскими на тему дележа Черноморского флота с тем, чтобы получить наши доли. На Украине считали, что в этом случае мы добьемся большего. Однако я помню и позицию тогдашнего премьер-министра Сигуа. Когда я поинтересовался у него, почему наша сторона не участвует в переговорах, он ответил, что русские очень довольны тем, что мы не стали создавать им проблем, мол, если будем вести себя тихо, Москва обещает намного больше. И что потом произошло? В один прекрасный день позвонили из Поти и сообщили, что туда прибыли крейсеры с пушками и начали выводить суда из порта. Думаю, об этом хорошо помнит господин Мелиа, который требовал из Поти, чтобы в Тбилиси приняли какое-то решение, поскольку орудия крейсеров были нацелены на город.

Приблизительно такие же намеки мы слышим и сейчас – если мы уступим русским, то что-то получим. Если власть Саакашвили категорически неприемлем для России, пусть Москва сделает встречный шаг в направлении восстановления нашей территориальной целостности. Может, в таком случае Саакашвили сам уйдет в отставку... А вдруг 90 процентов «Национального движения выступит и скажет: если Россия сделает это, дорогой Миша, ты должен уйти! Но позиция нашей оппозиции такова: давайте, сначала отпустим Саакашвили, а потом посмотрим, что дадут русские. Такие отношения с Россией мы имели в течение 15 лет, но они оказались безрезультатными. Неужели исторические уроки для нас ничего не значат?..

- Вы говорите, что если Россия пойдет нас уступки в отношении Грузии, наш президент согласен уйти в отставку? Эта тема обсуждается среди правящего большинства?

- Главная задача Михаила Саакашвили – восстановление территориальной целостности Грузии. Это самая большая историческая миссия, которая возложена на президента. С ним на эту тему никто не говорил, но я знаю, что он будет готов к любому шагу, если за ним последует восстановление территориальной целостности страны. В этом случае можно уйти не только с любого поста, а вообще покинуть страну, даже сдаться русским и сказать: расстреляйте, но только восстановите целостность Грузии. Но шаги сначала должны быть с их стороны, а затем – с нашей.

Автор: Сергей САХАРКОВ