Правительственные чиновники опять оказались под огнем критики главы государства Дмитрия Медведева.
Правительственные чиновники опять оказались под огнем критики главы государства. На вчерашнем совещании, посвященном развитию транспортной системы, выяснилось, что данные президентом в этой области поручения не выполнены. Это не первый случай, когда плохое исполнение обязанностей становится предметом неудовольствия первых лиц государства. Президент даже проводил специальное совещание по вопросу исполнения собственных поручений и пообещал применить жесткие меры к тем, кто их игнорирует. «Кто не исполняет, на улицу пусть идет», -- заявил г-н Медведев на совещании 16 марта. Премьер-министр Владимир Путин поступил еще жестче. Неделю назад замминистра регионального развития Сергей Круглик был уволен за провал подготовки нормативных актов, снижающих стоимость строительных работ.
Вчера Дмитрий Медведев вновь был вынужден зачитать список невыполненных заданий. На заседании президиума Госсовета, проходившем в ноябре прошлого года в Ульяновске, были даны поручения о разработке законодательства в сфере развития скоростного автомобильного и железнодорожного движения, совершенствования практики применения концессионных соглашений и расширения их форм в соответствии с зарубежным опытом. Как выяснилось вчера, «позиция правительства не выработана», а сроки исполнения поручений пропущены. «Плохо, -- дал оценку глава государства. -- Нужно обсудить, как из этой ситуации будет правительство выбираться».
«Я специально сегодня посмотрел, что не сделано. Было дано поручение подготовить предложения по организации устойчивого финансового обеспечения. Минтранс свои предложения сделал, но позиция по этому вопросу не выработана до сих пор. Срок исполнения поручения продлен до 30 июня сего года», -- начал разбор полетов глава государства.
На этом перечень неисполненных президентских поручений не закончился. «Правительству также было дано поручение до 1 марта обеспечить разработку нормативных правовых актов, направленных на расширение форм заключения концессионных соглашений, Минтрансом подготовлен законопроект, предусматривающий расширение перечня условий концессионного соглашения, критериев отбора концессионеров и так далее. Законопроект пока согласовывается с Минфином и Минэкономразвития. Позиция правительства не сформирована... Срок исполнения поручения был 1 марта, а сегодня апрель месяц», -- перечислял грехи чиновников Дмитрий Медведев. Кроме того, правительство до 1 апреля, продолжил президент, должно было представить предложения по совершенствованию механизмов госзаказа в части проведения аукционов или конкурсов на выбор лучшего технического решения, а также заключения долгосрочных контрактов на строительство и содержание объектов транспортной инфраструктуры. «Тоже не сделано», -- отметил он.
«Любое сколько-нибудь значимое решение отправляется на согласование по широкому кругу министерств, потом на комиссию к вице-премьеру, на это уходят месяцы. А если вопрос затрагивает интересы двух вице-премьеров, то вообще беда. Но если решение ходит по кругу, значит, либо внутри кабинета министров серьезные разногласия, либо решение само по себе сомнительно», -- сказал бывший министр экономики РФ, президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев. «Я был министром в правительстве, где работала команда единомышленников. Там даже не всегда надо было давать формальные указания, все и так понимали, в каком направлении надо работать», -- вспоминает он.
Но всегда ли министры, в чьем подчинении формально находятся те или иные вопросы, виноваты в их неисполнении? Усиливающаяся централизация власти приводит к тому, что любые решения принимаются только главой правительства или в крайнем случае его заместителями. «Все нынешние министры боятся принимать решения. В правительстве отсутствует система делегирования ответственности в глубину. А это сильно мешает решению любых вопросов», -- сказал бывший первый заместитель председателя Центрального банка, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко.
Следует напомнить, что от института вице-премьеров не так давно вообще пытались избавиться. По итогам административной реформы, придуманной Дмитрием Козаком (теперь он сам по иронии судьбы занимает пост вице-премьера), в штатном расписании Белого дома оставался лишь один заместитель председателя правительства -- Александр Жуков. Но прошло всего несколько лет, и замов у премьера стало столько же, сколько было до реформы. Кстати, реформа с разделением ведомств на министерства, федеральные агентства и службы как раз и затевалась для того, чтобы повысить роль министерств. Теперь же явно идет обратный процесс -- нивелирования роли министерств.
Бывший замминистра экономики и финансов, президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев отмечает три "особенности национального разделения полномочий". «Закон номер один -- неважно, много или мало власти у конкретного ведомства, важно четкое разделение полномочий. Кроме того, у нас мало какие решения принимаются на уровне ниже зампреда правительства. Сколько ни пытались отказаться от института вице-премьеров, ничего не получается. Хотя в большинстве стран как-то обходятся без них. Наконец, есть опасность, что перегрузка премьера и его заместителей из-за отсутствия реальной власти у министров может достичь такой стадии, что вся работа остановится», -- пояснил он "Времени новостей".
Впрочем, г-н Григорьев убежден, что до такого развития событий еще далеко. «Я надеюсь, что запас власти у министерств еще достаточен», -- подчеркнул он. Хотя есть другие, может быть, не очень заметные, но очень значимые, с точки зрения вертикали власти, свидетельства. Вчера должна была состояться итоговая коллегия Министерства экономического развития, но буквально в последний момент ее решили перенести. Сам по себе перенос большой новостью не является. Такое случалось и раньше, если министр был недоволен подготовленными к коллегии материалами или кто-то из высокопоставленных гостей не мог прийти. Интересно другое. Решено объединить итоговые коллегии двух макроэкономических ведомств -- Минэкономразвития и Министерства финансов. Причем пройдет объединенное мероприятие в Белом доме.