Антикошмарный закон. Госдума «перекрывает кислород» коррупции. Справка о регламенте бизнеса в России

07/02/2010 - 18:21

17 февраля Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий проведение внеплановых выездных проверок российских компаний без согласования с прокуратурой. Если ранее закон закон о согласовании внеплановых выездных проверок с прокуратурой действовал лишь в отношении малого бизнеса, то теперь он распространяется на все российские компании.
Дело в том, что реальный сектор российской экономики представлен не столько малым бизнесом, сколько предприятиями, которые по количеству занятых на них сотрудников ? более 250 ? не подпадают под эти критерии.
Ранее законодатель «перекрыл кислород» инициаторам бесконечных проверок малого бизнеса, которые подчас заканчивались его разорением. После принятия предыдущей редакции закона, потеряв «лакомый кусок», недолго думая, контрольно-надзорные органы отправились ворошить средний бизнес. Принятие этого закона можно считать антикризисной мерой. Ведь защищая предприятия от административного произвола, законодатель тем самым сохраняет рабочие места в непростое для нашей страны время.
Сегодня инициаторами внеплановых выездных проверок бизнеса, как правило, выступают некие заинтересованные лица, вхожие в кабинеты различных надзорно-контрольных инстанций. Так что без коррупционной составляющей здесь дело не обходится. Причем основания для проверок могут быть разными. К примеру, у некоторых органов есть такое понятие, как «оперативная информация». Это означает, что достаточно одного анонимного звонка или письма, чтобы завтра нагрянула внеплановая проверка, теперь же выезд надзорным органам придется согласовывать с прокурором. И если взглянуть на статистику, прокуроры не торопятся давать разрешение на беспричинные визиты к предпринимателям, руководствуясь в своих решениях наличием или отсутствием реальных нарушений законодательства.
Предлагаемые изменения не отменяют проведение плановых проверок, т.к. теперь их инициаторам придется предъявить веские аргументы, при рассмотрении которых у прокуратуры не должно возникнуть подозрений в необоснованном характере предстоящих контрольно-надзорных мероприятий.
Важно что законопроект заручился поддержкой Генпрокуратуры, а это позволяет рассчитывать, что предлагаемые нормы будут работать без перегибов как в сторону «закошмаривания» бизнеса, так и в плане попустительства недобросовестным предпринимателям.

Справка. Общепринятый регламент градации бизнеса
Легче всего определить "серьезность" компании по количеству сотрудников. Правда, здесь есть значительная дифференциация по отрасли. Так, рекламное, исследовательское или консалтинговое агентство можно назвать большим, если штат его работников превышает 50 человек. Соответственно, к средним можно отнести агентства с числом сотрудников от 15 до 50. В небольших туристических компаниях работают до 25 человек. В средних - 25-75 человек. Средним печатным СМИ считается редакция, где штат сотрудников не меньше 35 человек, но не больше 100. На предприятиях розничной торговли - 50-250 человек, оптовой - 100-1000. Самой затратной по человеческим ресурсам является автопромышленность. Средним автозаводом считается завод, где число работников не меньше 10 000-40 000 человек. Это даже больше, чем в нефтяных компаниях, где для соответствия условным стандартам среднего бизнеса достаточно от 2 до 7 тысяч человек.
Другим "определителем" размера компании может служить оборот фирмы. Однако и здесь следует делать скидку на специфику отдельных отраслей. Так, исследовательскую компанию с оборотом в $10-12 млн. в 2006-м году можно смело относить в пятерку крупнейших в России. Доля контролируемого ею рынка будет составлять около 6% в масштабах всей страны. Другое дело - продовольственная сеть. Такой оборот для продуктовых магазинов - мизер даже на рынке одного крупного города типа Омска или Екатеринбурга.
По разным версиям рейтингов российских СМИ, в 2005 году компания, чей оборот превышал $150 млн., могла с полным основанием претендовать на место в одном ряду с 200-400-800 крупнейшими российскими компаниями. По данным Гильдии Маркетологов, с 1 января 2006-го рассчитывать на упрощенную систему отчетности и налогообложения могут компании, чей оборот не превышает 15 млн. рублей (около $557 тыс.). Сами представители малого бизнеса просят увеличить "границу упрощенки" до 60 млн. руб. ($2,23 млн). Эту цифру можно весьма условно считать границей, разделяющей малый и средний бизнес.
Итак, "СРЕДНЕ-крупным" можно считать бизнес с оборотом от $50 до $150 млн. в год; "СРЕДНИМ" - с оборотом от $12 до $50 млн. в год, или от одного до четырех млн. долларов в месяц; и "СРЕДНЕ-малым" с оборотом от 2,5-х до 12-ти млн. долларов в год. Малый бизнес - от $0,5 до $2,5 млн. годового оборота. Менее $500 тысяч годового оборота - "микро-бизнес".
Разделить компании можно и по доле рынка, которую они занимают. Те компании, чья доля рынка превышает 5% можно считать крупными, с долей в 0,5% - по праву малыми. Значит, средние, как и полагается, между - с долей рынка от 0,5% до 5%. Опять таки можно выделить три группы: "СРЕДНЕ-малые" - 0.5-1%, "СРЕДНИЕ" - 1-2.4%, "СРЕДНЕ-крупные" - 2.5-5% рынка. Конечно, и эту шкалу нельзя назвать универсальной в силу специфики каждой области бизнеса. К примеру, 75-85% российского рынка сотовой связи уже сейчас контролируют три-пять компаний, в то время как в книгоиздании, производстве пельменей или мороженого на долю сотен, если не тысяч мелких игроков все еще приходится около 50% рынка.

Так сколько же средних компаний в России? По последним данным Гильдии Маркетологов и Исследовательской компании ROMIR Monitoring Саратов, в России есть 80 субъектов с населением превышающим 750 тысяч жителей. В каждом из них около 300-500 средних компаний. А в 10-15 наиболее благополучных в экономическом отношении - около 1000. Итого: все те же 35-45 тыс.

Пресс центр "Южный Федеральный"
По материалам деловой газеты "Взгляд"

Автор: Сергей САХАРКОВ