Казачьи Войска: Новый округ - новые возможности
Признаки того, что на Кавказе в целом не все благополучно с каждым годом проявлялись в новой России все отчетливей. Рост числа терактов и прямого вооруженного противостояния народов, населяющих Кавказ тому очевидное свидетельство.
У людей заинтересованных в мирном течении политических процессов на Кавказе, вне зависимости от их национальной принадлежности, особое беспокойство вызывал непрекращающийся отток русского и казачьего населения, долгое время бывшего стабилизирующим фактором в сохранении мира на Кавказе.
Наконец и в федеральном центре пришли к пониманию необходимости формирования Концепции устойчивого развития Северокавказских республик. Вероятно с этой целью, в январе 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выделил из Южного Федерального округа Северо-Кавказский федеральный округ. Фактически были очерчены границы проблемы, и Юг России разделили на два региона – самодостаточный, относительно беспроблемный Южный и дотационный, конфликтогенный Северо-Кавказский федеральные округа.
Видимо потому, что русское население в условиях многонациональности Северного Кавказа является стабилизирующим и сдерживающим фактором в предотвращении внутренних конфликтов и раздоров, центр нового Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) размещен на территории Ставропольского края, единственного субъекта РФ образованного по территориальному, а не национально-территориальному признаку, в границах нового федерального округа.
Ассимметричность Российской Федерации, вызванная формированием субъектов РФ и по территориальному, и по национально-территориальному признаку, объективно стала источником конфликтогенного потенциала России. В этой связи становится понятной логика назначения Александра Хлопонина, бывшего губернатора Красноярского края, полномочным представителем Президента РФ в СКФО и одновременно заместителем Председателя Правительства РФ. Назначения небывалого, требующего изменения федерального законодательства.
В 2004 году Александр Хлопонин выступил одним из инициаторов объединения Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов. Это предложение получило деятельную поддержку населения всех трех регионов, губернаторов округов, депутатов всех уровней, практически всех политических и общественных организаций. 17 апреля 2005 года на референдуме, по объединению Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в новый субъект Российской Федерации, за объединение проголосовало подавляющее большинство жителей, как собственно Красноярского края, так и автономных округов.
Политика коренизации начатая при советской власти, к настоящему времени привела к значительному вымыванию из органов власти субъектов РФ организованных по национально-территориальному признаку, а также и из муниципальных органов этих территорий представителей русско-казачьего населения. Более того, случился массовый исход русских из Северокавказских республик, который далеко еще не завершен. Так недавний социологический опрос, проведенный в одной из самых благополучных республик Северного Кавказа Кабардино-Балкарии, показал, что более 60% русских готовы немедленно выехать из республики при первой возможности.
Конкурирующие этносы и их элиты, ранее разделенные значительной «русской прослойкой», стали напрямую соперничать в борьбе за власть и преференции, что зачастую осложняется еще клановой и родовой структурой общественного устройства и отношений. С учетом менталитета, традиций и исторических особенностей Северокавказских народностей это ведет как к прямым и открытым, так и к завауалированным вооруженным противостояниям, зачастую выражающихся в виде терактов. По словам А. Бастрыкина, главы Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП), только за неполный 2009 год число терактов на Северном Кавказе выросло на 57% и зарегистрировано 513 преступлений террористической направленности. Ситуацию не удается стабилизировать, несмотря на то, что число одних только следователей СКП превысило там за 300 сотрудников.
Исторический опыт России показывает, что в условиях Северного Кавказа наиболее действенной мерой приведения местного горского населения к мирной жизни, кроме собственно военных и репрессивных мер, было расселение среди них русских людей близких горцам по духу и менталитету, прекрасно понимающих характер горцев и способных нести в их среду адаптированную русскую культуру. Такими людьми издревле являются казаки, представляющие наиболее жизнестойкую часть русского народа. Однако за годы советской власти, в ходе поголовных репрессий в отношении казаков, потенциал казачества был серьезно подорван, однако окончательно не уничтожен.
В настоящее время ситуация складывается так, что эту свою цивилизационную, миротворческую и культурно-просветительную миссию эта часть русского народа на окраинных рубежах современной России без поддержки государства в необходимом объеме выполнять не может. Хотя задел для организации такой поддержки государством в Российской Федерации уже заложен. Наиболее дееспособная часть казачества новой России выразила готовность нести государственную службу и вошла в государственный реестр. Фактически в масштабах страны организована жестко структуированная организация, спаянная сознательной дисциплиной её членов, возможности которой далеко не использованы, особенно на окраинных рубежах государства.
С января 2009 года при Президенте Российской Федерации действует Совет по делам казачества образованный в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества. Совет является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, и являет собой вершину всего массива в организации государственной службы казаков. Именно это Совет, в лице своего уполномоченного органа, территориально расположенного на Северном Кавказе, имеет возможность начать реальную работу по выработке мер, способных укрепить российское казачество на Северном Кавказе. Именно этот Совет способен создать условия, позволяющие допустить элиту казачества к реальным властным полномочиям в субъектах РФ с массовым проживанием казаков в СКФО, остановить непрекращающийся отток русских из Северокавказских республик и запустить механизмы реального миротворческого процесса.
Очевидно, что задачи и условия деятельности войсковых казачьих отделов и обществ, осуществляющих свою работу на территории краев и областей с преимущественно русским населением, существенно отличаются от задач и условий деятельности войсковых отделов и обществ, расположенных в границах национальных республик. Однако вплоть до настоящего времени, данное обстоятельство уполномоченными органами федерального центра по делам казачества в расчет не принималось. Соответственно казаки объективно не моли стать в Северокавказских республиках, ведущих свою жизнедеятельность зачастую в условиях чрезвычайной, или даже военной обстановки, весомой силой, способной быть самостоятельным игроком на региональном политическим поле. Тем более, что в уставах войсковых казачьих обществ содержится прямое и недвусмысленное указание сторонится политической деятельности и не участвовать в деятельности политических партий. Что в условиях новой России, когда гражданская активность её граждан, и их участие в управлении государством осуществляется именно через деятельность политических партий, ставит казаков в положение «не граждан», либо граждан с существенно урезанными правами.
Уникальная ситуация с формированием на Юге России нового федерального округа, предоставляет руководству казачьих войсковых обществ попавших в границы СКФО шанс увязать свою специфическую проблематику, с проблематикой всего округа. Вероятно, что первым шагом к снятию всех противоречий и ограничений, может стать создание, в соответствии с пунктом 7 Положения о Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества (утвержденного Распоряжением Президента РФ от 12 января 2009 года №15-рп), из числа членов Совета, а также из числа привлеченных к его работе ученых и специалистов, не входящих в состав Совета, постоянную Комиссию по Северо-Кавказскому федеральному округу. Территориально Комиссия должна быть расположена на Кавказских Минеральных водах (КМВ) Ставропольского края в г. Пятигорске, где находится управление СКФО.
Для повышения эффективности работы комиссии, соответствии с пунктом 8 Положения о Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества, было бы полезно ввести руководителя данной постоянной Комиссии в президиум этого президентского Совета. Естественно, что руководство деятельностью постоянной Комиссии на КМВ следует доверить лишь тому члену Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, кто хорошо разбирается в особенностях войсковых казачьих отделов и обществ, осуществляющих свою работу на территории Северокавказских республик и в менталитете горцев.
А с учетом того обстоятельство, что А.Хлопонин, кроме его непосредственного подчинения Президенту России, является еще и заместителем Председателя Правительства РФ, деятельность постоянной Комиссии следует увязать с деятельностью «Рабочей группы по подготовке предложений по нормативному регулированию вопросов государственной политики в отношении российского казачества и государственной службы российского казачества» (созданной Распоряжением Правительства РФ от 23 августа 2007 года №1110-р).
Так как, в соответствии с пунктом 6 Положения о Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества, в состав Совета могут входить представители не только казачьих обществ, но и иных общественных объединений, научных организаций и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то в качестве членов Совета, работающих на общественных началах, следует ввести в состав постоянной Комиссии на КМВ представителей русских и славянских общественных организаций и общин, атаманов войсковых отделов ведущих свою деятельность на территории нынешних Северокавказских республик, а также авторитетных местных ученых из числа русско-казачьего населения, занятых казачьей проблематикой. Все это позволит вырабатывать авторитетное, консолидированное, взвешенное и выверенное мнение людей, для которых Северный Кавказ является домом, а не полигоном для выстраивания новой политической реальности.
Вырабатываемые постоянной Комиссией на КМВ заключения и рекомендации, в соответствии с пунктом 11 Положения о Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденные и оформленные в виде решений Совета, носящих рекомендательный характер, могут направляться органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления СКФО. Если при этом эти рекомендации будут предварительно согласовываться с Полномочным представителем Президента РФ в СКФО, то возникает высокая вероятность того, что к этим рекомендациям в Северокавказских республиках отнесутся с полным вниманием.