РАМЗАН КАДЫРОВ: О ХЛОПОНИНЕ, АЛЬ-КАЕДЕ И О ЧЕЧНЕ. Эксклюзивное интервью.
В эксклюзивном интервью телеканалу RT Президент Чеченской республики Рамзан Кадыров прокомментировал назначение Хлопонина, борьбу с терроризмом в республике и высказал свою точку зрения на убийство Эстимировой.
Господин Президент, северо-кавказские республики теперь объединили в один федеральный округ. Причем главой назначили человека гражданского, из Сибири, у него еще и статус вице-премьера. Какие Вы ждете изменения от всего этого? Вы лично знакомы с этим человеком?
Я с ним знаком. Мы ждем именно экономического развития наших регионов. Я, как президент Чеченской республики... Экономика для нас сегодня приоритетное направление и значения не имеет, он из Сибири или из Питера, или из Москвы. Главное, что он хороший руководитель, у него качества человеческие есть, он работал, руководил предприятиями, организацией регионов, и он знает систему. В остальном мы все поможем ему. Итак, у него есть статус, должность, если плюс дадут ему полномочия соответствующие названию должности, то регионы Северо-Кавказского федерального округа будут расцветать, цвести именно в первую очередь в экономическом плане.
То, что этот человек не из Кавказа - это плюс или минус?
Очень даже плюс. Если по нашему менталитету, по кавказскому видению, если бы он был кабардинец, то завидовали бы и ревностно относились другие.. Но раз такое присутствует, то хорошо, что он не с Кавказа. Хорошо, что он не генерал, а то сказали бы, что генерала поставили, натянутые отношения с приграничными государствами и поэтому к чему-то готовятся... А он чисто человек экономического характера, он больше владеет качествами экономики, это для нас лучше. Поэтому извне лучше.
Но ведь у Вас и у других глав кавказских республик свое видение как восстанавливать экономику ваших республик. А если оно не совпадает с его видением, как вы найдете общий язык, общее видение?
Ну я служу своему народу. Я служу ради Всевышнего и ради своего народа, поэтому я буду добиваться, что необходимо для своего народа. И я знаю, что нужно на сегодняшний день делать для развития экономической жизни нашей республики. Поэтому я разговаривал с ним, он обещал, что первая командировка будет у него в Чеченскую Республику. И ознакомившись с республикой, с регионом, видно будет, какие меры будут предпринимать. У него очень хорошо получится, я уверен, потому что он руководитель региона. Красноярский регион - самый крупный регион на территории Российской Федерации. Он знает, что такое представители президента, он с ними работал, и все качества есть, он все это проходил. Поэтому у него получится, я просто уверен, что получится. Я вначале думал, почему это сделано, для чего это сделали, были вопросы. А сейчас, на самом деле, если есть проблема в регионе, в частности я отвечаю за Чеченскую республику, у меня экономические вопросы до сих пор не решаются, как я хочу, как нужно для региона. Если он будет помогать, содействовать, мы будем приветствовать. Если нет, то скажем, зачем такой нужен он нам. Мы же не какие-то там ставленники Кремля без мнения, без видения. У меня есть свое видение, свои взгляды на жизнь. Я служу своему народу, поэтому я буду требовать. Я могу в любое время, когда мне не нравится, сказать, что мне это не нравится.
Новый постпред, так же как и Вы, господин Президент, считает, что приоритетны для Кавказа сейчас новая экономическая политика и также социальная реабилитация. Вот Вам как кажется, силовой путь восстановления порядка - это прошлое уже?
У нас на территории Чеченской республики на 99,9% навели порядок. Да, действительно, десятки бандитов бегают, и мы их ловим или уничтожаем. Мы уже можем даже лекции в университетах читать по этому поводу. Поэтому силовой блок, силовая составляющая у нас присутствует. Нам нужны деньги сейчас. И чем больше денег, тем быстрее будет налаживаться система. Поэтому программу, которую мы приняли на 2011-12 гг., надо выполнять на все 100%. А так у нас из 125 млрд. срезали 45 млрд. И если он будет отстаивать интересы регионов, региона нашего и если он будет добиваться, что необходимо делать, мы будем за него молиться. Мы будем делать все для того, чтобы у него все получалось. А в силовой составляющей мы и сами можем где угодно, как угодно защищать интересы государства и народа.
Традиционно северо-кавказские республики считаются дотационными. В чем причина? Это коррупция?
Да нет, абсолютно. Это слово, "коррупция", больше в больших регионах государства, чем у нас. У нас нечего воровать. Возьмите Чеченскую республику, нам федеральный центр еще должен. Если мы больше делали, чем было записано там по программе, по бюджету региона за 2009 год, откуда мы будем воровать деньги? Если были бы развиты другие регионы промышленные и другие направления, то еще можно было говорить о коррупции. Мы бедные регионы, нас объединили - Дагестан, Чеченская республика, Ингушетия, Осетия, Карачаево-Черкессия. Единственный нормальный край - это Ставропольский край. У них все есть, у них больше возможностей. Поэтому по этой теме мы туда не входим.
Последние десять лет каждый телеканал вещал о Чечне. Считалось, что горячая точка. Сейчас все реже и реже слышим мы о Чечне, никто о ней уже не говорит. Это в принципе хорошо. Как вы думаете, республика готова принимать туристов?
Конечно, мы уже строим туристические базы, уже делают проекты. Мы сейчас объявим тендер, и кто выиграет, у кого красивое будет предложение, интересное, мы примем и будем реализовывать в ближайшее время. А так можно приехать, у нас щедрая, красивая природа, такой нет в других регионах. И мы всегда славились самыми хорошими минеральными водами - серных вод, как у нас, нигде нет. Все идет по намеченному плану.
Вы говорили, что y Кавказских боевиков очень могущественные спонсоры на Западе. Кто эти люди?
Я не знаю их имен, но есть государства, которые выступают против РФ и которые находятся под властью США. Их задача ослабить и развалить Россию. А Россия, - великая держава. Да, у нас развит алкоголизм, наркомания, проституция. Часто дети рождаются без отцов, многие появляются на свет инвалидами... Люди, которые служат западу, которые развалили Советский Союз, они и дальше продолжают ему служить - и политика у них очень грязная. Они знают, что на Кавказе большинство - верующие люди, мусульмане, и нас чаще обвиняют в терроризме. У чеченцев есть обида на Советский Союз, что нас выслали в Россию - была первая кампания, вторая. Других - по другим направлениям - в Сибирь. Алкоголь, наркомания - все-все это делается со стороны запада. Это мое, Кадырова, мнение. Для меня, как гражданина России, это неправильно. Я всегда говорю как есть. Я обвиняю в этом Запад. Потому что из-за политики этих государств, я потерял все. Сотни тысяч погибших у нас граждан, тысячи пропавших без вести. Разрушена вся инфраструктура, потеряны города. Политика нескольких государств, погубила мой народ. Вот, Читигов, чеченец по происхождению, когда его убили, у него обнаружили американские права - у него было американское гражданство. Он почти гражданин Америки. Что он делал? Он был активный боевик. Инициатор всех идей против России. А насчет религии ислам, там вообще этим не пахнет. В религии ислам - те люди, которые призывают к шариату и джихаду - эти люди ничего не понимают! Их отцы не молились! Их деды не молились! Они всегда предавали религию ислам, наши традиции! Они большинство незаконнорожденные! Например, Удугов. Кто он такой? Он незаконнорожденный! У него нет рода в нашей республике. Он приехал и жил с матерью. Он наркоман. Во время Ичкерии, он самый конченный наркоман! Давайте возьмем Закаева. Священная война. Джихад. Во второй кампании при штурме Грозного, он попал в аварию. Его вывезли, а когда вывозили, он не мог без водки. Какой он мусульманин? Вот, кого он призывает к джихаду?! Умаров - всю жизнь он был преступником. Совершал грабежи...Он никогда не жил в республике. И он говорит, что он мусульманин?! Басаев, он вообще, никто и ничто был. Масхадов всю жизнь служил в армии, никогда не молился и приехал призывать к джихаду. Дудаев.... Вот бери их истории, где они были, где их деды, предки были? И где наши были! Поэтому, я считаю, они продали идею. Продали все, что есть: народ, нашу религию, все. Поэтому их надо уничтожать!
А как вы думаете, террористы в Чечне имеют какую-либо связь с Аль-Каедой?
Аль-Каеда, это придумано кем?! - Америкой. Она их всех там и родила. И Америка обещала им или Ирак, или Афганистан. И не выполнила свое обещание. Бен Ладен тогда стал против. Остатки, которые у них были, они отправили на Кавказ. Вот откуда Аль-Каеда. Конечно, они их представители. Если бы они были не их представители, то они бы хоть раз в своих выступлениях сказали, что они за народ и о народе. Умаров постоянно заявлял, что весь чеченский народ его враг. Как он хочет жить, после того как он объявил нас, народ, своим врагом? Конечно, у Аль-Каиды нет своей идеи. Они обиженные люди. То, что они воевали за Америку, Америка родила их, а потом не выполнила обещание. Все исходит из этого.
Господин Президент, есть же события, которые портят имидж Чечни. Например, последнее, было убийство правозащитницы Натальи Эстемировой. Это вызвало огромный шум на Западе. Как идет расследование?
Убийство Эстемировой спровоцировали те люди, которые убили Политковскую, Литвиненко... Я уверен, что это дело рук Березовского. Политковская. Она все время говорила, говорила, говорила.. Про Чечню говорила. Когда у нас стало все хорошо, не в чем было нас обвинять, что надо было сделать?! Надо было ее убить и сослаться на Кадырова, чтобы поломать систему Чеченской республики.
То есть, это был заказ Березовского, чтобы подставить Вас?
Нет, не меня. Лично я для Березовского слишком маленький человек. Он ведет политику против РФ. У него другой интерес. А я делаю политику на Кавказе и имею большой вес против тех Березовских, которые воюют на Кавказе. И убийство Эстимировой, я считаю, их рук дело. Буквально позавчера я спрашивал, как идет расследование. Я уверен, что генеральная прокуратура взяла это дело под свою ответственность по поручению Президента РФ. Они раскроют это преступление, найдут тех, кто его совершил. Это для нас самое важное. Сейчас те времена, когда все у нас хорошо - не совершаются теракты, убийства, похищения... Как только мы стали говорить о хорошем - начали взрывать людей, убили Эстимирову, потом убили НПО Джабраилова и Садулаеву. Поэтому это для нас самое важное, громкое дело, которое мы должны раскрыть. Хотя мы не раскрыли еще убийство нашего первого президента - с момента которого прошло столько времени. Поэтому мы делаем все для того, чтобы в ближайшее время, это раскрыть. Насколько трудно быть правозащитником на Кавказе? Люди боятся. Какая разница, кто их убивает. Понятно, что если ты там, это опасно. Насколько сложно быть правозащитником и работать на Северном Кавказе? У нас в республике очень много правозащитных организаций. Они не только защищают права человека. Они устраивают свои личные жизни, живут своей жизнью. Я не вижу для них большей опасности, чем для других. Они говорят, обсуждают, осуждают кого хотят. Я создал комиссию и председателем этой комиссии назначил Эстемирову и зам. мэра Грозного. Она не захотела работать. Она искала причины. Ей начали мало платить с Запада. Им надо было говорить про нас, побольше получить денег. Вот типа, это было, мы это дело раскрыли, мы это сделали. И за это они получали деньги? А мы говорим, зачем кричать, если мы защищаем права людей? Если мы решаем их вопросы? Если мы для этого существуем, для этого нам платят зарплату. Если у нас где-то, что-то не получается, не надо кричать об этом на весь мир. Есть проблема, обращайтесь... Если вы, не знаете - не делаете или зная, не делаете... Если мы не обращаем на это внимание, говорите, пишите. Если где-то что-то появилось, сразу на весь мир об этом говорят. А когда Америка убивает в Ираке совсем безвинных людей...Или в Афганистане убивают, издеваются - все правозащитники молчат. Никто ни о чем не говорит. Когда их представители приезжают, я им говорю, сколько людей убила Америка в Ираке за раз. Что там творится, что происходит, почему об этом не говорите? Вот Чеченская республика...Где-то заметили преступление, например, бытовая ссора, то сразу обвиняют Кадырова. Если в других регионах убивают, ни одну фамилию главы субъекта не называют. Если в Москве убивают, Лужкова не называют, в Питере, Матвиенко не обвиняют, если Ростов, Чуба не обвиняют. А чуть что в Чечне - сразу Кадыров.
Терроризм - это глобальная проблема. Это не только на Северном Кавказе. У Вас есть какой-нибудь простой рецепт как искоренить терроризм?
Уничтожать их. Где они появляются, их надо уничтожать. Церемониться, играться, - это уже в прошлом. Если их уничтожают, то они молчат и не появляются. В последнее время мы долго вели с ними диалог. Хотели через телевидение, через радио, через СМИ вернуть обманутых. Мы почти вернули 70 человек в мае 2009 года. До этого мы все старались, а они этот момент использовали. Мы вернули 70-80 человек, они затащили 50-60 обратно. Половина из них больные, не умеют думать, инвалиды... и плюс они из них сделали якобы камикадзе. Инвалидов они заставили погибать, взрывать себя и попасть в ад. А мы потом заявили, что с сегодняшнего дня, не будем вести с ними никакого диалога и речи нет о том, чтоб они вернулись. Мы ведем жестокую с ними борьбу.
Вернемся к мирной жизни. Многих западных телезрителей интересует один вопрос, вот вы придерживаетесь многоженства?
Да, придерживаюсь.
А вы встречаете понимание в Москве?
Да я не спрашиваю. Мы не принимаем закон о многоженстве. Это у нас всегда было в народе и мусульманам это разрешает всевышний. У нас всегда, во все времена это все было. Я только за! Я не имею права быть против. Мы не даем поручений от республиканских властей и не принимаем законы. А вот еще один ответ. Чем иметь 20 любовниц, лучше законно иметь 4 законные жены. Они будут знать, где муж сегодня, завтра, послезавтра. А если у него 20 любовниц, то никто не будет знать, где он. И каждый день он будет обманывать, лгать о том, где он был. Это уже разврат. Это для всех нормально, а иметь законную жену, это уже преступление. Если наша женщина продает себя везде в государстве, и у нас там есть официальные и неофициальные публичные дома, это нормально. Если сказать отцу любой девушки: твою дочь продают за 50 долларов, как он это воспримет? А у нас это существует. Это нормально. Против них никто не борется, не ведет политику, даже общественные организации, правозащитники. Это ущемляет права. Вот купил он за 50 долларов и делает, что хочет с этой женщиной, с девушкой, красавицей. Я считаю, это преступление. Выше не может быть. Женщина должна рожать детей, воспитывать, а как она будет их рожать, воспитывать, если она за сутки нескольких мужчин меняла? Это во всех отношениях преступление. Я этого не понимаю. А многоженство я нормально воспринимаю.
Вы говорили, что у Вас есть мечта прогуляться по городу, посидеть с друзьями в кафе без охраны. Когда она может осуществиться?
Я без охраны езжу. Я сижу в ресторанах...Я говорю вообще, чтобы искоренить все явления, которые нарушают общественный порядок. Когда я хочу, тогда выезжаю один. Я всегда сам за рулем. Я люблю ездить по республике, смотреть, как живется народу, и люблю общаться с народом. Иногда, когда официальные мероприятия, я езжу с охраной. Это положено. А так я с семьей выезжаю один. С родственниками езжу. Мои дети учатся, как и другие в школе. Никто их не охраняет, они идут в школу, возвращаются. Они посещают все мероприятия, бывают на аттракционах, в аквапарках, как и другие дети. Абсолютно нормальная жизнь.