В режиме генерал-губернаторства. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич рассуждает, удастся ли обуздать «горцев» Александру Хлопонину.
— Как вы относитесь к разделению Южного федерального округа на два самостоятельных региона?
— Мы получаем оконтуренную территорию военных и террористических угроз — это плохо, потому что любая граница на карте затвердевает в сознании. Люди будут словосочетание «Северный Кавказ» еще в большей степени ассоциировать с терроризмом и войной.
Выделение Северокавказского округа и назначение Хлопонина определено двумя целями: во-первых, власти было нужно изолировать Северный Кавказ — рискованную зону — от понятия «Юг», где будет проходить Олимпиада. Сочи — это Юг, а Северный Кавказ — это за забором. Во-вторых, это фактически попытка ввести генерал-губернаторство на Северном Кавказе.
— Появление новой административно-территориальной единицы на карте России что-то изменит в Северокавказском регионе?
— Интеграция этих слаборазвитых проблемных республик (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край. — «Эксперт Online») ничего не дает ни для управления, ни для их экономического развития. Проблемы, которые надо там решать, связаны с землепользованием, созданием новых рабочих мест, легализацией очень высокой доли теневой экономики. Это проблема институциональная. Это проблемы всей страны, просто на Северном Кавказе они проявлены в наиболее остром виде.
— Вы считаете, что создание Северокавказского федерального округа негативно скажется на социально-экономической ситуации в данном районе страны или улучшит ситуацию?
— Слияние Ставропольского края с республиками усилит те процессы, которые там происходят: расширение ареала расселения, выдавливание славянских сел.
Продолжится их заселение жителями Кавказа, потому что в кавказских республиках очень высокая плотность населения и демографическое давление, не хватает земли для подсобного хозяйства, для выпаса скота. Если система управления заточена в этих рамках, то связность территорий повышается. Фактически Ставропольем будут управлять так, как управляют республиками Северного Кавказа, поскольку ментальная граница имеет значение. Все это только будет увеличивать напряженность в Ставропольском крае. Он ментально отрезается от Юга и становится горами, хотя там гор — всего ничего: Пятигорск, Кисловодск, зона Кавминвод. Фактически жители этого края становятся заложниками.
— Что вы ждете от Хлопонина?
— Я не очень понимаю, как человек из бизнеса, не имеющий опыта, понимания и навыка работы в очень сложных кланово-этнических форматах, может работать в этой среде. Возможно, он был успешный бизнес-менеджер. Но правила бизнеса довольно сильно отличаются от правил ведения переговоров и принуждения к миру и развитию. Здесь нужен, на мой взгляд, человек с другим опытом. Я не очень понимаю, как Хлопонин сможет справиться с глыбой задач, которые стоят перед Северным Кавказом. Козаку сделать это не удалось. Он фактически был смягчителем противоречий.
Или же он (Хлопонин. — «Эксперт Online») будет изображать начальника, что ему удавалось. Он может командовать, но люди будут делать по-своему. Правда, у него есть роскошная возможность — самопиариться и дальше, как он это очень хорошо умеет делать.
— Как вы думаете, управленцу Хлопонину удастся спасти от разворовывания миллионы, которые правительство ежеквартально направляет в регион именно для развития экономики и социальной сферы Кавказа?
— Я очень надеюсь, что Хлопонин не будет распределять федеральные деньги в пределах вновь образованного Северокавказского округа. Потому что это создает такого уровня коррупционное давление, с которым не справится и Господь Бог. У меня нет никаких сомнений в том, что Хлопонину не справиться с коррупцией и клановостью.
— У вас есть свой рецепт, как нормализовать ситуацию на Кавказе?
— Для нормализации ситуации на Северном Кавказе должны работать другие механизмы: переговорные, связанные с институционализацией земельных отношений, с образованием новых элит, потому что клановость в таком виде, какая она существует на Северном Кавказе, изживается поколениями. Вот мы питерский клан до сих пор имеем, а вы говорите изжить северокавказские!
Должна работать система очень умудренного переговорщика, который умеет работать в режиме «кнута и пряника», должен обладать могучим опытом в этих вещах.
Процесс модернизации больших и плотно заселенных территорий не очень хорошо получается и в развитых странах, это кропотливый и очень тяжелый процесс. Если власть этого не понимает и пытается решить это в режиме генерал-губернаторства, это очень сильно характеризует нашу власть.
"Эксперт".