Большой театр представил нового музыкального руководителя

23/09/2009 - 13:02

Сенсационная новость была озвучена вчера на долгожданной пресс-конференции Большого театра: его музыкальным руководителем стал композитор Леонид Десятников (в числе прочего автор нашумевшей оперы «Дети Розенталя» по либретто Владимира Сорокина, представленной не так давно на сцене Большого). Таким образом, руководству Большого удалось найти потрясающе элегантное решение ситуации, сложившейся после ухода с поста главного дирижера Александра Ведерникова и его многочисленных интервью в жанре «разоблачение».

Напомним, что вместо одного главного дирижера решено было работать с пятью приглашенными маэстро (это Александр Лазарев, Василий Синайский, Владимир Юровский, Теодор Курентзис и Кирилл Петренко). Приглашением Десятникова театр ответил на все претензии, суть которых сводилась к следующему: «творческие решения в Большом принимаются людьми, не имеющими прямого отношения к музыке» (по крайней мере, об этом говорил в последних интервью Ведерников). «Решения принимаются коллегиально», -- отвечал директор Анатолий Иксанов, еще весной пригласивший в театр Михаила Фихтенгольца (продюсера с отменным филармоническим опытом на должность руководителя отдела перспективного планирования), а также затеявший многообещающий проект «Молодежная певческая академия» во главе с известным специалистом по вокальной педагогике Дмитрием Вдовиным.

Теперь ответственность за художественный процесс несет сбалансированная команда, похожая едва ли не на dream team, поскольку репутация всех ее участников безупречна. Что касается самого Леонида Десятникова, кроме того, что он успешный в России и на Западе композитор (к примеру, еще до приглашения на должность музыкального руководителя Большой заказал Десятникову балет, премьера которого запланирована на апрель 2011 года), он также специалист энциклопедической степени образованности и редкого чувства стиля.

Говоря о новых обязанностях, Десятников ушел от прямого ответа, сообщив, что его роль в театре -- это «консалтинг, супервизия и психотерапия», а предложение театра было «столь экстремально неожиданным», что именно поэтому и было принято. Петербуржец Леонид Десятников, по его словам, будет «появляться в театре наездами, однако вряд ли реже, чем появляется в своем театре Валерий Гергиев». Очевидно, впрочем, что фигура Десятникова, несмотря на ироничную размытость формулировок, будет иметь для Большого театра отнюдь не только имиджевый смысл. По крайней мере, в очертаниях представленных трех сезонов (так надолго Большой еще ни разу не объявлял о своих планов) рука авторов проглядывает вполне отчетливо.

В наступающем сезоне Большой театр представит две оперные и пять балетных премьер. Самое интригующее название -- опера «Воццек» Берга в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса (премьера в конце ноября): «ключевое произведение для мировой оперы такой степени сложности, с какой труппа Большого театра еще не сталкивалась». Также будут «Летучая мышь» Штрауса в режиссуре модного Василия Бархатова и костюмах от Игоря Чапурина (сценограф -- Зиновий Марголин, дирижер -- Кристоф Мюллер) и классические линии в балете (в том числе «Эсмеральда» с использованием хореографии Петипа, возобновление «Ромео и Джульетты» Григоровича).

Уже через сезон среди балетных премьер в Большом появится современная и ультрасовременная хореография (Прельжокаж, Форсайт, Макгрегор, Макмиллан), а оперные планы демонстрируют гибкость и разнообразие. Так, на сезон-2010/11 запланирована концертная премьера оперы современного французского композитора Филиппа Фенелона «Вишневый сад» (из Москвы ее участники поедут в Париж), а также «Дон Жуан» в постановке Анатолия Васильева и «Золотой петушок» в постановке Серебренникова (дирижеры Курентзис и Синайский соответственно).

Первой оперной премьерой сезона-2011/12, когда после реконструкции должна открыться основная сцена театра («Мы надеемся на то, что сроки не сдвинутся, хотя опасения, связанные со сложностями, возникшими между дирекцией по реконструкции и проектировщиками, конечно, есть», -- пояснил Иксанов), станет еще одна постановка Дмитрия Чернякова: «Руслан и Людмила» Глинки с Владимиром Юровским за дирижерским пультом.

Автор: Сергей САХАРКОВ