Поставщиков оборудования обвиняют в аварии на Саяно-Шушенской ГЭС
Система защиты на Саяно-Шушенской ГЭС работала нормально. Так по крайней мере утверждают представители научно-производственной фирмы (НПФ) «Ракурс», автоматика которой обеспечивала безопасность станции. В «Ростехнадзоре», проводившем экспертизу на месте катастрофы, полагают, что приборы не сработали ни на одном уровне защиты. И хотя в инжиниринговой компании уверяют, что смогут доказать исправность работы своего оборудования после расшифровки архивов системы управления станцией, правительственные структуры уже принимают меры. По словам министра энергетики Сергея Шматко, энергоремонтные компании будут укрупняться, а их деятельность -- лицензироваться.
После осмотра гидроагрегатов и трансформаторов Саяно-Шушенской ГЭС специалисты «Русгидро» подвели весьма неутешительный итог: три гидроагрегата (2-й, 7-й и 9-й) в результате аварии полностью разрушены и восстановлению не подлежат, еще четыре (1-й, 3-й, 4-й и 10-й) сильно пострадали, остальные (5-й, 6-й и 8-й) либо имеют незначительные повреждения, либо вовсе не пострадали. Из пяти трансформаторов станции существенные повреждения имеют два, остальные находятся в удовлетворительном состоянии. По заключению «Ростехнадзора» столь серьезные технические потери -- следствие того, что в момент аварии не сработали защитные механизмы станции. В результате поврежденным оказался не только второй, но и другие гидроагрегаты, а машинный зал был частично разрушен. В том, что трагедия приобрела столь ужасающий масштаб, в ведомстве склонны винить поставщика оборудования -- НПФ «Ракурс». Отвечая на вопрос президента Дмитрия Медведева о том, чем раньше, до аварии на ГЭС, была известна эта компания, глава МЧС Сергей Шойгу сказал, что ни он, ни министр энергетики о ней не слышали. По мнению главы «Ракурса» Леонида Чернигова, это признак того, что к оборудованию, поставляемому его компанией, претензий никогда не возникало.
По словам руководителя «Ракурса», до аварии автоматика на станции функционировала по регламенту. «Система автоматической защиты второго гидроагрегата работала абсолютно корректно до физического разрушения турбины», -- отметил вчера г-н Чернигов, добавив, что это подтверждают данные архива системы управления технологическими процессами станции. «На основе этого архива можно сделать выводы о том, что стало причиной аварии», -- говорит специалист «Ракурс-инжиниринга» Олег Башнин. Данные фиксирующей аппаратуры уже переданы комиссии, расследующей обстоятельства катастрофы. В «Ростехнадзоре» тем не менее утверждают, что ни одна из этих систем не сработала. Так, на первом уровне защиты автоматически не снизились обороты вращения турбины, на втором -- не повернулись лопатки, ограничивающие приток воды к турбинам, на третьем -- не закрылись аварийные водоводы верхнего бьефа. «Затворы пришлось закрывать вручную», -- посетовал на днях глава «Ростехнадзора» Николай Кутьин.
Чтобы не допустить повторения подобной трагедии, уже разрабатывается целый комплекс мер. Так, выступая вчера на пресс-конференции, г-н Шматко заявил, что компании, осуществляющие ремонтную деятельность на энергетических объектах, должны быть укрупнены. «Допускать к работам можно только профессиональные организации, которые будут заинтересованы в качестве выполняемых работ. Это должны быть крупные компании с высокими квалификационными требованиями. Мы изучаем вопрос о формировании профессионального вида деятельности, может быть, лицензируемого, где компании, с одной стороны, должны удовлетворять определенным высоким требованиям, а с другой -- получать очень большие деньги», -- пояснил министр. Стоит отметить, что идею главе Минэнерго подкинул его коллега Сергей Шойгу, предложив ужесточить требования закона о госзаказе при работе на особо опасных и важных промышленных объектах.
По мере реформирования энергоремонтной сферы будет усиливаться и контроль над ней. «В реформировании энергетики энергоремонтные организации не стали предметом особого внимания. В будущем, без сомнения, мы усилим контроль за проведением энергоремонтов, в первую очередь в Сибири, так как эти энергокомпании будут работать в условиях повышенного напряжения», -- сообщил г-н Шматко, напомнив, что специальная комиссия, которая будет осуществлять контроль, уже создана. Газета «Время новостей» уже не раз писала о ней. Руководит комиссией бывший глава РАО «ЕЭС» Анатолий Дьяков. Впрочем, лишь деятельностью комиссии Минэнерго ограничиваться не намерено. Так, по словам г-на Шматко, прорабатывается и вопрос о введении директивного графика ремонта электростанций и лицензировании ремонтной деятельности. «Когда у крупной ремонтной организации будет по 10--30 заказов в энергокомпаниях, она будет заинтересована в том, чтобы у нее не отозвали лицензию при недобросовестной работе хотя бы на одном из объектов», -- считает министр. Кроме того, он не исключил, что ответственность руководителей энергопредприятий за проведение ремонтов может быть увеличена: «В этой сфере должны работать крупные специализированные компании, которые не пойдут на сговор и не станут получать деньги за подпись».
Академики РАН будут контролировать техническое состояние Саяно-Шушенской ГЭС. Вчера стало известно о том, что Минэнерго формирует оперативный штаб по проведению восстановительных работ на ГЭС. Руководить им будет заместитель министра Станислав Светлицкий. В состав нового контролирующего органа войдут представители руководства «Русгидро», правительства Хакасии, проектных и монтажных организаций, а также Российской академии наук. Ученые Сибирского отделения РАН примут участие в анализе катастрофы. "Нужно понять, как произошла эта авария, может быть, провести моделирование. Для этого наверняка нужны и физики, и математики, и химики, знающие свойства материалов, из которых изготовлены турбины и строительные конструкции. Поэтому я думаю, что участие Сибирского отделения, особенно в области проверки различных экспертных заключений, будет немаловажным", -- отметил директор геофизической службы Сибирского отделения РАН Виктор Селезнев. Он добавил, что этот временный научный коллектив проведет анализ записей, сделанных на сейсмостанции «Черемушки», находящейся в 4 км от ГЭС. «Геофизические методы позволяют расшифровывать те события, которые произошли. Существует и много других методов, которые помогают это делать, но при полном анализе ситуации геофизические исследования просто необходимы. Сейчас такая информация у нас есть, и мы с нею работаем», -- сказал ученый. Он также отметил, что помимо выяснения причин аварии необходимо наладить постоянный геофизический мониторинг крупных инженерных сооружений, чтобы избежать повторения катастрофы. Г-н Селезнев пояснил, что причиной аварии могли стать так называемые техногенные шумы. «Если какой-то агрегат начнет работать на частоте, близкой к частоте сооружения, то оно начинает раскачиваться в резонансе. Поэтому необходимо следить за колебаниями, которые происходят вокруг важных объектов, чтобы контролировать резонансные частоты этих зданий и сооружений», -- пояснил он.