Теракт, направленный против Президента Ингушетии, был приурочен к пятилетию нападения боевиков на Назрань, которое произошло 22 июня 2004 года

22/06/2009 - 11:28

Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров находится в реанимации. Рано утром его машина была взорвана на федеральной трассе «Кавказ». Несколько его охранников убиты. Вероятно, теракт был приурочен к пятилетию нападения боевиков на Назрань, которое произошло 22 июня 2004 года.
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров был тяжело ранен в результате взрыва на федеральной автотрассе «Кавказ». Около 8.30 по московскому времени на трассе взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль. В этот момент мимо проезжала колонна президента Ингушетии. По словам советника ингушского президента Мусы Плиева, взрыв произошел у поворота на столицу Ингушетии Магас. Больше всего взрыв затронул именно ту машину, в которой находился Евкуров, добавил Плиев.

Евкуров находится в реанимации, куда он был переведен после операции. У него ранения средней степени тяжести. Как сообщил корреспонденту "ЮФ" представитель республиканской клинической больницы в Назрани, президент получил сильное сотрясение мозга, у него сломаны несколько ребер.

Планируется перевезти Евкурова для лечения в Москву. Брат президента Увайс Евкуров ранен и находится в тяжелом состоянии.
Погиб личный телохранитель Евкурова, еще трое охранников получили ранения.

У здания больницы в Назрани, где находятся Евкуров и его охранники, собралось около тысячи местных жителей. Местные жители пришли к больнице узнать о его состоянии, и оказать, в случае необходимости, помощь. Здесь же собрались представители практически всех организаций, ведомств и учреждений Ингушетии.

Евкуров возглавляет Ингушетию с октября 2008 года, когда сменил на этом посту уволенного Мурата Зязикова. Евкуров старался навести порядок в республике, из которой едва ли не каждый день приходят новости о взрывах, похищениях или убийствах. Президент попытался примирить ингушских кровников и начал активно бороться с коррупцией.

По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, покушение на Евкурова может быть связано с пятилетием нападения боевиков на Назрань, которое произошло 22 июня 2004 года. По словам эксперта, боевики на Северном Кавказе любят приурочивать масштабные теракты к подобным событиям.

Евкуров активно занимался расследованием нападения, в частности, так называемым «делом двенадцати». Двенадцать подозреваемых в причастности к событиям 2004 года в СИЗО от полутора до четырех лет, но судебного решения по их делу так и нет. Причина в самоотводах судей, которым передавали это дело на рассмотрение. В марте этого года Евкуров лично встречался с родственниками обвиняемых и взял это дело под свой контроль. На той же встрече присутствовала зампред Верховного суда республики Аза Газгиреева, убитая 10 июня. Именно ей Евкуров поручил заняться этим процессом и «прекратить волокиту». После убийства судьи президент Ингушетии предположил, что оно могло быть связано именно с «делом двенадцати».

В мае Евкуров вместе с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым объявил о совместной спецоперации против боевиков.

Кадыров называл ее целью полное уничтожение бандитского подполья. 13 июня в Ингушетии был убит бывший вице-премьер Ингушетии Башир Аушев. Покушение на Евкурова – это не просто ответ боевиков на спецоперацию. «Там идет системная война. Операция была успешная, но выясняется, что боевиков намного больше, чем говорит Кадыров», – сказал Малашенко .

Президент Дмитрий Медведев провел экстренное совещание с директором ФСБ Александром Бортниковым и министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым, поручив им провести полное расследование преступления.

Медведев уверен, что покушение совершили боевики. «За последнее время было сделано лично президентом Ингушетии много для того, чтобы навести порядок, а с другой стороны, выстроить гражданский мир в республике. Это активность не нравится бандитам», - сказал Медведев.

Малашенко не склонен «показывать пальцем на ваххабитов» как организаторов покушения. «На Северном Кавказе очень непростая ситуация. То, что происходит в Ингушетии, связано с недавними событиями в Дагестане и более давними в Чечне», – говорит Малашенко. По его мнению, пример установления стабильности, продемонстрированный в Чечне Кадыровым, заставит пойти тем же путем и в Ингушетии.

Автор: Сергей САХАРКОВ