Россия и Евросоюз встречаются на китайской границе
Переговоры в Хабаровске, где вчера открылся очередной саммит Россия--Европейский союз, проходят в условиях не просто ситуационного кризиса в отношениях между Москвой и Брюсселем, как это бывало не раз в последние годы, а системного сбоя. Почти все комментаторы единодушно признают, что у сторон не только прямо противоположные взгляды на ряд ключевых вопросов развития сотрудничества, безопасности и энергетики. Налицо явный дефицит понимания того, как выйти из неконструктивного состояния. О чем говорить, если официальная повестка саммита не содержит таких насущных тем, как подготовка нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве или взаимодействие в газовой сфере, а подписание совместного коммюнике, по предварительным данным, вовсе не предусмотрено.
При этом европейские эксперты отмечают, что российская сторона всем своим видом показывает гостям из ЕС усиление другого вектора внешней политики России -- китайского. Сама встреча проводится на Дальнем Востоке, на российско-китайской границе. Накануне Дмитрий Медведев проводил здесь совещание по приграничному сотрудничеству с Китаем и Монголией (см. стр. 2), а руководство Еврокомиссии прилетело в Хабаровск из Праги, с саммита ЕС--Китай.
21 мая 2009 года
ХАБАРОВСК. С Председателем комиссии Европейских сообществ Жозе Мануэлом Баррозу, Председателем Совета ЕС Вацлавом Клаусом и Генеральным секретарём Совета ЕС Хавьером Соланой.
Между тем в условиях системного кризиса Москве и Брюсселю нужно как минимум определиться с подходами к недопущению повторения январских событий, когда львиная доля поставок российского газа в Европу была заблокирована из-за газовой войны с Украиной. Известно, что глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу привез в Хабаровск официальные предложения на этот счет. Как рассказал в интервью Интерфаксу верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана, «в краткосрочной перспективе мы хотели бы, например, договориться с Россией о создании более совершенного механизма раннего предупреждения о возможных перебоях поставок».
Содержание предложений Брюссель пока не раскрывает, но понятно, что даже самый совершенный «механизм раннего предупреждения» не будет работать. После скоротечной российско-украинской войны 2006 года Еврокомиссия создавала систему «специальных корреспондентов», которые должны были заблаговременно оповещать чиновников о надвигающихся проблемах. В канун нового, 2009 года они не были нужны. Российские и газпромовские официальные лица с сентября в полный голос твердили о рисках, связанных с транзитом через Украину. А в декабре по всем возможным дипломатическим каналам уведомили Брюссель, национальные правительства и коммерческих контрагентов об отсутствии договоренностей с «Нафтогазом» о поставках газа и вероятных сбоях с транспортировкой российского топлива в Европу по его системе.
Еврокомиссия до последнего не вмешивалась в ситуацию и даже не обвинила Украину в нарушении Договора к Энергетической хартии, который запрещает прерывать транзит газа в случае спора с поставщиком (при этом Киев официально признавал, что берет топливо для технических нужд из транзитного потока, несмотря на отсутствие контракта).
Российская сторона в свою очередь настаивает на изменении правовой базы международного энергетического сотрудничества. В конце апреля Дмитрий Медведев предложил партнерам из ЕС, СНГ, «большой двадцатки» и G8 принципы формирования новой системы взаимоотношений в энергетике, которые, по мнению Кремля, сбалансируют интересы поставщиков, транзитеров и потребителей энергоресурсов. Единственным конструктивным пунктом в этом наборе принципов была идея создать механизм разрешения транзитных споров, который спасет поставщиков от шантажа со стороны транзитных стран, а потребителей -- от сбоев поставок. Пока, правда, конкретных предложений по реализации этой задумки у Москвы нет, а значит, и предметный разговор на этот счет вряд ли возможен, особенно с учетом того, что российская сторона упорно заявляет о намерении выйти из Энергетической хартии вместо того, чтобы пытаться работать над ее модернизацией.
Следует отметить, что система раннего оповещения о возможном энергетическом кризисе с российской стороны вновь «включилась» и опять касается Украины. Еще в конце апреля вице-премьер Игорь Сечин сообщил еврокомиссару по энергетике Андрису Пиебалгсу, что у украинской стороны есть сложности с оплатой газа, необходимого для закачки в подземные хранилища. Эти объемы (не менее 20 млрд кубометров) понадобятся для обеспечения стабильного транзита российского газа в Европу в отопительный период. Вчера еще один сигнал поступил из Казахстана, где проходит встреча премьеров стран СНГ. Источник в российской делегации во главе с Владимиром Путиным заявил журналистам, что «если украинская сторона в итоге не сможет решить проблему летней закачки газа в подземные хранилища, то это значит, что зимой «Нафтогаз» не сможет выполнить обязательства по транзиту российского газа европейским потребителям».
Сегодня вечером в столице Казахстана запланирована двусторонняя встреча премьер-министра России Владимира Путина с украинским коллегой Юлией Тимошенко. Решение газофинансовых проблем Украины и встречные уступки Киева станут главной темой переговоров. Как известно, в среду российский Минфин заявил, что так и не принял никакого решения в ответ на просьбу украинского правительства выделить стабилизационный кредит в размере 5 млрд долларов.