Серж Саргсян привез Дмитрию Медведеву сенсацию
Прибывший поздно вечером 22 апреля с рабочим визитом в Москву президент Армении Серж Саргсян уже знал, что к утру следующего дня мир облетит сенсация: Армения и Турция при посредничестве Швейцарии договорились о нормализации двусторонних отношений. Соответствующее заявление было подписано главами МИДов трех этих стран в ночь на 23 апреля. В документе говорится, что Турция и Армения «договорились о проведении комплексного процесса нормализации отношений, который будет удовлетворять их обоюдные интересы». В связи с этим была определена «дорожная карта», которая будет направлять общий ход переговоров между Анкарой и Ереваном. Главным пунктом на этой карте должно стать открытие армяно-турецкой границы, закрытой Анкарой в 1993 году в знак протеста против оккупации Арменией азербайджанских территорий в ходе военного конфликта. Как заявил вчера находящийся с визитом в Польше председатель Национального собрания Армении Овик Абрамян, армяно-турецкая граница может быть открыта в течение 2009 года и будут установлены дипломатические отношения между двумя странами.
Подписание заявления, очевидно, «не случайно произошло накануне 24 апреля, когда отмечается День памяти жертв геноцида армян в Османской Турции», заявил бывший глава МИД непризнанной Нагорно-Карабахской республики и бывший кандидат в президенты Армении Арман Меликян. «Сегодня в Вашингтоне ожидается выступление президента США Барака Обамы, и армянам всего мира очень хотелось бы, чтобы он выполнил свое предвыборное обещание и использовал термин «геноцид» в этот день», -- отметил Арман Меликян.
Однако если судить по активной деятельности американской дипломатии в последние дни, и в частности сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта Мэтью Брайза, в Вашингтоне очень бы хотели избежать появления этих слов в выступлении президента Обамы. Это серьезно бы осложнило атмосферу армяно-турецких отношений и затруднило реализацию «дорожной карты», что явно не в интересах ни Еревана, ни Анкары. Как утверждают информированные источники, на армянское руководство было оказано известное давление со стороны Вашингтона, чтобы склонить его к подписанию совместного с Турцией заявления «без предварительных условий». Такими условиями, как заявили вчера представители армянской националистической партии «Дашнакцутюн», должны были стать признание Турцией геноцида армян и восстановление прав армянского народа. Руководство партии оценило как «недостойный и неприемлемый факт» подписание заявления, означающего «негативное изменение внешней политики Армении», и сообщило, что в ближайшие дни обсудит целесообразность своего участия в правительственной коалиции.
Директор армянского Института Кавказа Александр Искандарян «почти уверен, что Барак Обама сегодня хотя и сделает достаточно жесткое заявление, но слово «геноцид» при этом не произнесет». Политолог заметил что «для Турции важно, что произойдет в пятницу в Вашингтоне, а для Вашингтона важно то, что происходит между Арменией и Турцией».
«Совместное армяно-турецкое заявление как бы снимает с Обамы необходимость использовать термин «геноцид» в своем обращении, -- считает и Арман Меликян. -- Это тактический ход, который спасает лицо и американцев, и турок. Армения в этом смысле сейчас просто помогла им не испортить друг с другом отношения». Бывший кандидат в президенты Армении не исключил, что, оставаясь союзниками США, турки в то же время могут пойти на большее сближение с Россией, «став ее стратегическим партнером», что в «корне изменит расстановку сил». Но есть и другой вариант, чреватый утратой Россией своих нынешних позиций в регионе: «В случае реальной нормализации армяно-турецких отношений России, возможно, нужно будет выводить свои базы из Армении». «Турки одним из условий нормализации отношений с Арменией выдвигали вывод российских войск, и в частности российских пограничников с границы между Турцией и Арменией», -- добавляет политик. По его мнению, армяно-турецкая граница на какое-то время вполне может открыться, но с риском, что вскоре закроется снова: «Этот вопрос будет постоянно открытым и не оформится в окончательное решение до тех пор, пока не установится новая геополитическая конфигурация».
Интрига развивающихся на Южном Кавказе событий кажется еще более закрученной, если учесть, что вчера, уже спустя несколько часов после подписания армяно-турецкого заявления, все это стало предметом обсуждения президентов Армении и России в подмосковной резиденции Дмитрия Медведева «Завидово». Как сказано в официальном сообщении пресс-службы Кремля, среди тем переговоров -- двустороннее сотрудничество, проблемы безопасности и нагорно-карабахское урегулирование.
Серж Саргсян поблагодарил Дмитрия Медведева «за бесценный вклад в решение нагорно-карабахского вопроса» и за то, что «в результате визита президента Азербайджана позиция России осталась неизменной, твердой, заключающейся в том, что конфликт должен решаться на основе принципов международного права». Видимо, президент Армении здесь имел в виду признание права народов на национальное самоопределение.
Побывавший на днях в Москве президент Азербайджана Ильхам Алиев также с одобрением отзывался о российской позиции, основанной на принципах международного права. Для Баку же главным принципом является признание территориальной целостности Азербайджана. Суть карабахского конфликта как раз и состоит в противоречии, в котором оказывается следование этим принципам. И, похоже, серьезным сдвигом Баку и Еревана навстречу друг другу может явиться взаимный, но временный отказ от определения статуса Нагорного Карабаха путем проведения референдума среди его населения. Именно этот пункт выглядел одним из наиболее существенных итогов переговоров Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева.
Что касается других конкретных итогов вчерашней российско-армянской встречи на высшем уровне, то о них мало что известно. Если не считать одновременно утешительной и грустной фразы Медведева, что «кризис уже на всех повлиял, и не в лучшую сторону, что тень на плетень наводить», но «наши отношения настолько партнерские, что мы можем сделать так, чтобы кризис, если и повлиял на них, то в наименьшей степени». Российский президент даже заметил, что «звонил коллегам в правительстве, бизнесе, чтобы подтолкнуть движение вперед» (в отношениях с Арменией). Имел ли в виду г-н Медведев выполнение давней просьбы Еревана предоставить ему российский кредит в 1 млрд долл., сказать трудно. В Москве предпочитали говорить в последнее время о возможности открыть кредитную линию своему ближайшему партнеру в Закавказье в сумме, в два раза меньшей, -- 500 млн долларов.
Также неизвестно, удалось ли Дмитрию Медведеву уговорить армянского коллегу отказаться от участия военных его страны в предстоящих учениях НАТО на территории Грузии, Армения -- единственная страна ОДКБ, принявшая приглашение НАТО. Как заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» один из дипломатов, много лет работающих в Закавказье, хорошо видно, что, несмотря на тесные союзнические отношения с Ереваном, нынешнему президенту России гораздо легче устанавливать диалог с президентом Азербайджана, чем с его армянским коллегой.