Новая система регистрации юридических лиц породила новую схему мошенничества
Столичный бизнес поразила эпидемия нового вида мошеннического отъема собственности у законных владельцев. Жертвами ее стали предприниматели, ведущие дело с использованием самой массовой в России формы собственности хозяйствующих субъектов -- общества с ограниченной ответственностью (ООО). Схема афер, несмотря на новизну, предельно проста и даже в своем роде изящна -- злоумышленники без ведома владельцев и руководства фирм регистрируют в госорганах сделки о мнимой продаже долей ООО посторонним людям, а потом перепродают самим себе. В результате фирмы меняют собственника, который вместе с правом владения ООО как юридическое лицо получает и все права на собственность «уведенной» фирмы.
Хотя незаконность таких афер предельно очевидна, они пока остаются почти «идеальным» преступлением и получают все более широкое распространение. Дело в том, что в такой схеме махинаторы смогли поставить себе на службу закон, который, из-за очередной «правовой дыры», защищает именно их интересы, а не законопослушных бизнесменов. Суть проблема проста -- после внесения несколько лет назад изменений в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» получилось так, что госорганы оказались не обязаны проверять достоверность документов, представляемых для совершения регистрационных действий. Этим организаторы афер и воспользовались -- им достаточно подделать одну-единственную бумагу (а сделать это можно буквально на коленке) о купле-продаже доли в ООО, а разбираться в ее подлинности или даже спрашивать подтверждения у прежних владельцев, действительно ли сделка имела место, никто не должен.
Причем, как показывает опыт самих пострадавших бизнесменов, защититься от таких афер крайне сложно. Судиться о незаконности перерегистрации с налоговыми органами, которые отвечают за ведение реестров юридических лиц, бессмысленно -- они ссылаются на тот же закон, который их не обязывает ничего проверять. Судиться с конечными покупателями «украденных» фирм также проблематично, поскольку они приобретали доли в ООО после серии перепродаж и считают себя добросовестными приобретателями. Судиться с теми, кто непосредственно принимал участие в мошеннических сделках, просто невозможно. Обычно действия осуществляются через подставных или вообще мифических лиц -- владельцев утерянных или украденных паспортов, бомжей или используя документы умерших граждан.
Единственно, чего можно добиться в такой ситуации, -- возбуждения уголовного дела о мошенничестве. Но расследование, как правило, растягивается на месяцы и годы, и не факт, что мошенники будут найдены, а самое главное -- удастся вернуть активы «уведенной» фирмы.
Стоит отметить, что неофициально и в правоохранительных органах, и в налоговой службе подтвердили, что такая проблема действительно имеется. Однако специально такого рода аферы, как выяснилось, никем особо не отслеживаются и не систематизируются.
Некоторые же бизнесмены, продолжающие тяжбы за возвращение себе своих же фирм, рассказали, что во время своих злоключений обнаружили ряд закономерностей. По их словам, подобные иски -- о признании незаконными действий, в результате которых они потеряли свой бизнес, -- в арбитражных судах Москвы и некоторых других регионов уже давно перестали быть редкостью. Общаясь же с коллегами и контрагентами из других ведомств, имеющими отношение к проблеме, бизнесмены узнали, что счет таким аферам идет уже на сотни, а по всей стране, возможно, и на тысячи. Чаще всего, как оказалось, мошенники обращают внимание на фирмы, владеющие или управляющие недвижимостью, что вполне объяснимо -- это самый ликвидный и дорогой «товар». Кроме того, выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев «украденные» фирмы практически сразу после оформления необходимых документов перерегистрируются в один и тот же регион -- Чеченскую Республику. Там за один месяц фирма может поменять нескольких «промежуточных» владельцев, прежде чем не окажется у «добросовестного приобретателя», который в конце концов и является к ничего не понимающим настоящим владельцам и руководителям компаний и иногда силой их выставляет из их же офиса. И в такой ситуации поделать что-либо крайне трудно -- формально у новых владельцев есть документы на чужую собственность, и они в обеспечение своих требований иногда спокойно привлекают ЧОПы и даже милицию.
Кто именно стоит за этими аферами, пока выяснить не удалось. Однако, как обнаружили обманутые бизнесмены, во многих случаях по «уводу» совершенно разных фирм фигурируют одни и те же фамилии -- как тех, от имени кого совершались первые «поддельные» сделки, так и тех, кто потом эти фирмы перепродавал, и тех, кому они в итоге достались. И даже интересы новых «добросовестных» приобретателей во многих случаях представляют в судах одни и те же юристы.
Как на деле выглядит такая «комбинация» по «уводу» фирмы, рассказал представитель ООО «Царьград трейд» Сергей Подобедов, уже больше года ведущий борьбу за право владения своей компанией с «незримыми» аферистами. Эта фирма до некоторого времени была зарегистрирована в Москве и занималась сдачей в аренду офиса, кому же она теперь официально принадлежит -- вопрос бесконечных судебных разбирательств.
«Однажды в первых числах декабря 2007 года нам в офис поступило уведомление из инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) №22 по Москве, где фирма стояла тогда на учете, о необходимости явиться для проведения сверки расчетов, -- рассказал г-н Подобедов. -- Нужно это было налоговикам из-за изменения места нахождения ООО. «Документы должны быть переданы в ИФНС России №2033, г. Грозный, Чеченская Республика», -- было указано в письме. Мы поначалу посмеялись, что, мол, налоговики чего-то совсем напутали. Когда же в инспекцию пришли, то обнаружили, что наша фирма вроде как уже вовсе и не наша. Инспекторы показали нам документы, что новым единоличным владельцем и директором ООО «Царьград трейд» теперь является некий гражданин Тюков Святослав Игоревич, прописанный в Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ). Мы запросили документы в межрайонной инспекции №46, которая отвечает за внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) по предприятиям всей Москвы. Оттуда же нам сообщили, что еще 16 ноября, то есть на месяц раньше, по почте в инспекцию поступил необходимый пакет документов о внесении изменений в учредительные и другие документы нашей фирмы. Прислал их якобы сам г-н Тюков -- он приложил договор, в соответствии с которым прежний владелец ООО якобы продал ему свою долю в фирме. На этом основании этот Тюков якобы назначил сам себя новым директором и в этом качестве и попросил перевести ООО «Царьград трейд» на учет в Чечню. Невооруженным глазом было видно, что подпись прежнего владельца на договоре купли-продажи, присланном Тюковым, был подделана, причем весьма грубо. Мы попытались было объяснить в инспекции, что это очевидное жульничество -- никто ничего Тюкову не продавал и в глаза его вообще никогда не видел. Но нам объяснили, что поделать уже ничего нельзя -- все изменения в ЕГРЮЛ внесены, все сделано по закону, и фирма будет «переведена» в Чечню, что, собственно, вскоре и произошло».
Представители «Царьград трейд» обратились с заявлением о мошенничестве в милицию, и в феврале 2008 года Следственное управление при УВД Северо-Западного административного округа возбудило уголовное дело, которое, правда, толком до сих пор не продвинулось. Вместе с милицией и отчасти своими силами бизнесменам лишь удалось выяснить, что же на самом деле произошло. Оказалось, что Святослав Тюков -- молодой человек, уехавший несколько лет назад учиться в Москву, и в далеком Салехарде, где он зарегистрирован, его с тех пор никто не видел, и не знает, где он вообще находится. Также выяснилось, что студент весьма преуспел в столице на бизнес-поприще. Наведя справки, представители «Царьград трейд» узнали, что на «студента Тюкова» за последнее время было зарегистрировано, помимо их фирмы, еще несколько сот других ООО.
Бизнесмены подали и иски в Арбитражный суд Москвы. Один -- к налоговой инспекции о незаконности регистрационных действий, и чуть позже второй -- к якобы новому владельцу «Царьград трейд» о признании незаконной сделки по переуступке доли в фирме Тюкову. В ходе этих разбирательств выяснилось, что вскоре после перерегистрации фирмы в Чечню были оформлены документы, согласно которым бизнес-студент переуступил долю в фирме другому гражданину -- жителю Чечни Гелагаеву Рустаму Магомедовичу. Почти год все ограничивалось лишь судебными баталиями, которые с переменным успехом продолжаются до сих пор. Никак иначе якобы новые владельцы «Царьград трейд» себя не проявляли, и фирма продолжала спокойно работать с прежним руководством и сотрудниками.
Но в конце января уже этого года, по словам г-на Подобедова, в офис «Царьград трейд» явились некие люди во главе с жителем Москвы Вадимом Бакировым в сопровождении сотрудников ЧОПа «Альфа-Квант» и потребовали бизнесменов освободить помещение. Обосновали свою позицию визитеры приказом «генерального директора ООО «Царьград трейд» Гелагаева» и выданными им доверенностями. В результате работа фирмы была полностью парализована. Сдаваться без боя настоящие владельцы фирмы не стали и для защиты привлекли также сотрудников ЧОПа. В результате в офисе засели охранники противоборствующих сторон, которые месяц пытались взять друг друга измором. В конце концов бизнесменам удалось выставить «добросовестных приобретателей», поскольку в рамках уголовного дела на спорные помещения был наложен арест. Однако до сих пор бизнесменам отбить притязания на свою фирму до конца так и не удалось.
«Уже на днях эти «добросовестные приобретатели» вновь появлялись у нашего офиса, но поделать ничего не смогли -- наша охрана к обороне была уже готова, -- рассказал г-н Подобедов. -- Но в этом случае появился и, судя по всему, их «предводитель». Кто это такой -- осталось не известно. Мужчина, приехавший на «Мерседесе-500» и назвавшийся Ахмедом, фамилии не называл, документов не показывал, но всеми остальными руководил, и его все слушались. Кроме того, он попытался вести с нашими представителями переговоры, несколько раз отметив, что он якобы знает многих в руководстве Чечни и службе безопасности президента республики Рамзана Кадырова. Этот Ахмед попросил передать руководству фирмы свое предложение. Заключалось оно в том, чтобы настоящие владельцы нашей фирмы взяли бы Ахмеда в долю и поровну с ним делили бы прибыль или вообще продали бы свою недвижимость, а деньги опять же поделили пополам».
Примечательно, что, мыкаясь по судам, сотрудники «Царьград трейд» встретили нескольких собратьев по несчастью -- бизнесменов, попавших в такую же ситуацию. И в одном из таких дел -- по совсем другой фирме, никак не связанной с «Царьград трейд», обнаружили в качестве соответчика того же г-на Гелагаева и г-на Бакирова. Как оказалось, они и в другом случае выступали тоже «добросовестными» владельцами фирм или их представителями. Причем, если г-н Бакиров на судах и в прочих ситуациях присутствовал почти всегда лично, то Гелагаева никто никогда не видел, и бизнесмены лишь гадают, что это за человек, где он находится и вообще знает ли, какие страсти разгорелись в Москве вокруг его имени.
«Кто стоит за этими мошенничествами, в принципе не очень важно, -- отметил г-н Подобедов. -- Не было бы этих жуликов, нашлись бы другие. Свято место пусто не бывает. Главное, что само это место из-за юридической коллизии имеется. Как образовалась эта «правовая дыра» в законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», понятно. Изначально правила регистрации фирм были чрезмерно жесткими и сложными. Чтобы внести элементарное изменение в учредительные документы, требовалось собрать уйму бумаг и посетить десяток разных инстанций, убив на это месяц, а то и два. Прежние правила были просто невыносимы. Тогда государство решило сделать эти правила проще и либеральнее. Регистрацию сделали уведомительной -- документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ стало можно даже просто присылать по почте в налоговую инспекцию. Однако упустили самую простую вещь -- защитить новую систему регистрации от преступников. Ведь жулику ничего не стоит поставить «закорючку», более-менее похожую на подпись истинного владельца фирмы, и послать в налоговую такой документ. А самих «регистраторов» не уполномочили хоть как-то проверять достоверность поступающих документов. В результате получилось ровно наоборот -- вместо дикой бюрократической и во многом бессмысленной волокиты получилась ситуация, когда никто ни за что не отвечает. И теперь мошенники полностью свободны и безнаказанны, прикрываясь тем же законом, а законопослушные граждане должны обивать пороги судов, чтобы доказывать права на владение своим собственным имуществом. Мы обращались куда только могли -- в комиссии по борьбе с рейдерством, в другие ведомства. Написали даже письмо лично президенту Чечни Рамзану Кадырову с просьбой разобраться, что за «Ахмед» прикрывается руководством его республики. Все признают, что проблема существует, но кивают на закон -- его мол, менять надо. А кто и когда его изменит -- никто сказать не может. И, похоже, такая ситуация всех устраивает. Например, в столичном «антирейдерском» штабе нас выслушали, заявление наше приняли, но что там предпринимают или могут предпринять, пока осталось полной загадкой. Зато нам там посоветовали обратиться в одну юридическую компанию, которая специализируется на ведении «антирейдерских» дел. В фирму мы эту пришли, но там за свои услуги попросили только для начала несколько десятков тысяч долларов, а общая сумма работ по отражению «мошеннической» атаки оценили в несколько сот тысяч долларов. В результате, похоже, все сложившейся ситуацией довольны -- чиновники толком ничего не делают, на все обращения либо отвечают отписками, либо «спускают» их в низшую инстанцию -- следователю, который вроде как ведет наше уголовное дело. Хотя, поскольку найти мошенников никто не может, расследование также не продвигается. В общем, получается замкнутый круг. И разорвать его можно, только дав возможность заработать специалистам по антирейдерству, которые, как я понимаю, сами выросли из рейдеров. Хотя обо всей этой схеме о рейдерстве можно говорить весьма условно. Ведь рейдерство в «чистом» виде предполагает причастность к махинациям коррумпированных чиновников. А в этой схеме коррупцией и не пахнет -- имеется лишь банальное и примитивное мошенничество и самоуправство».