Юлия Тимошенко:"Чем быстрее состоятся выборы, тем быстрее страна исцелится политически"
Недолгое перемирие, заключенное в конце февраля украинскими руководителями под воздействием американских кураторов, закончилось традиционной для киевского политбомонда дракой.
Зрелище уже сейчас выглядит многообещающе: "маски-шоу" в офисе "Нефтегаза", "масштабные политические репрессии" со стороны Ющенко и подвластных ему силовиков в отношении лиц, не исполняющих, по определению Тимошенко, "преступных приказов" высшего руководства страны, новая волна взаимных обвинений президента и премьера.
Дальше будет больше: предполагается, что мишенью СБУ является сама Юлия Владимировна. А потому некоторые эксперты уже сейчас советуют ей не возвращаться из Парижа на родину, где ее, возможно, ничего хорошего не ждет.
Первый заместитель главы СБУ Валерий Хорошковский, комментируя вчера уголовное дело по факту завладения должностными лицами НАК "Нефтегаз Украины" транзитного природного газа, высказался предельно доходчиво: мол, "создана преступная группа, включая руководство правительства". Именно оно, по утверждению Хорошковского, "вступило в преступный сговор" и завладело транзитным газом, принадлежащим трейдеру "РосУкрЭнерго". Задержанный "за злоупотребление служебным положением" замначальника отдела Энергетической региональной таможни Тарас Шепитько проходит по делу как "соучастник".
СБУ при этом "действовала в правовом поле при надзоре Генпрокуратуры" (которой недруги Тимошенко ранее настойчиво рекомендовали проверить газовые "шашни" премьера). Официальное поручение генпрокурору Александру Медведько и СБУ "провести в месячный срок проверку соблюдения украинскими должностными лицами законодательства при проведении переговоров и заключении с Россией контрактов, касающихся поставок природного газа на Украину и его транзита европейским потребителям", было дано еще 10 февраля.
Кто руководит украинским правительством (и, соответственно, возглавляет упомянутую представителем СБУ "бандитскую шайку") – общеизвестно. Кто контролирует СБУ – тоже. Следует ли расценивать происходящее как своеобразное начало предвыборной кампании Ющенко, готовящего таким образом "плацдарм" на нарах для своей недавней соратницы и нынешней соперницы на президентских выборах, станет ясно в ближайшие дни. Пока что следственные действия СБУ по газовому делу приостановлены решением "симпатизирующего" Тимошенко Шевченковского райсуда Киева, однако у Ющенко есть все возможности данное решение "скорректировать". Вопрос в том, успеет премьер за это время организовать надлежащую оборону или в ближайшем будущем ей предстоит выступить в роли очередной жертвы "политических репрессий" гаранта.
Кстати, буквально накануне последних событий, перед отлетом во Францию, Тимошенко поделилась с Le Monde планами на будущее, и они казались ей вполне безоблачными. Во-первых, глава правительства высказалась за досрочные президентские выборы: чем быстрее они состоятся, "тем быстрее страна исцелится политически". Во-вторых, предсказала полный крах Ющенко, которому "никогда не изменяла": "до последнего момента, даже когда он обвинил меня в государственной измене, я говорила, что нужны союз и согласие. Эта борьба завершится не моим уничтожением, а его политическим самоубийством". В-третьих, выразила убежденность в том, что следующим президентом Украины станет именно она. Отвечая на вопрос, что могло бы этому помешать, Тимошенко, смеясь, ответила: "Ничего". Впрочем, оговорилась, что президент не видит ее партнером, и в этой связи в ход со стороны Ющенко идет "грязное деструктивное оружие".
Позже "пророчества" леди Ю подхватили ее соратники: замглавы фракции БЮТ Андрей Портнов обвинил СБУ "в покрытии интересов "РосУкрЭнерго" (из закромов именно этой организации, как заявляли ровно месяц назад в БЮТ, оплачивается отставка Тимошенко) и пообещал, что за решеткой в результате окажутся и.о. главы СБУ Валентин Наливайченко и его зам Хорошковский – "за незаконную прослушку руководителей Кабинета министров и депутатов Верховной рады". Первый вице-премьер правительства Украины Александр Турчинов высказал уверенность в том, что "маски-шоу" в "Нефтегазе" осуществлялись по прямому приказу президента.
Эту версию, уже из Парижа, подхватила в среду вечером и Тимошенко. Премьер подчеркнула, что события вокруг "Нефтегаза" связаны с "борьбой коррупционных групп за 11 миллиардов кубометров газа", на которые претендует компания "РосУкрЭнерго", и пообещала "как премьер-министр дать очень больно по рукам тем, кто посягает на государственную собственность".
Сам Ющенко, как известно, утверждает, что шумиха вокруг "Нефтегаза" сильно преувеличена. Полностью поддерживая действия СБУ, президент, со слов его пресс-секретаря Ирины Ванниковой, "категорически не воспринимает весь политический шум, который поднялся вокруг этого дела и действий СБУ. Все громкие заявления – сигнал обществу о том, чьи корыстные интересы затронули действия сотрудников Службы безопасности".
Опрошенные УНИАН эксперты согласны с тем, что вчерашние события инициированы Ющенко для срыва газовых договоренностей с "Газпромом". Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский уверен: это – последние аргументы главы государства в битве с леди Ю.
Президент аналитического центра "Открытая Украина" Игорь Жданов вспоминает времена Кучмы, "когда правоохранительные органы втягивались в политическую борьбу", а "выборочное применение законодательства было привычной практикой". Ющенко, баллотируясь в президенты, выступал против этого, а сегодня "перешел определенную черту – практически впервые во времена его президентства СБУ и их подразделения "Альфа" абсолютно явно втянуты в политическую борьбу и сведение счетов на определенной стороне. К сожалению, не в государственных интересах".