Преступление и наказание. За пожар ответили «стрелочники».

04/03/2009 - 14:52

Двадцатое марта в Краснодарском крае – трагическая дата. Почти два года назад в станице Камышеватской Ейского района при пожаре в доме престарелых заживо сгорели и задохнулись в дыму 63 человека и 30 человек получили ожоги. Трагедии такого масштаба Россия не знала со времен существования постсоветского государства. Другой вопрос – имеются многочисленные примеры халатности и безответственности властей различного уровня по отношению к социальным учреждениям не только на Кубани, в ЮФО, но и в других регионах страны.
Пример тому – пожар, произошедший 31 января в Республике Коми и унесший жизни 23 пожилых людей. Трагическая цепочка пожаров на этом не оборвалась. 15 февраля «горела» Астраханская область, где в двух пожарах погибли 16 человек. По недавним данным МЧС РФ, ЮФО был назван одним из самых «пожароопасных» округов.
Примечателен тот факт, что именно в это время, сразу после трагедии, случившейся в Коми, судебные органы Краснодарского края (возможно, гибель людей при пожаре в Коми подтолкнула следствие, длящееся без малого два года!) оглашали приговор по делу о пожаре в станице Камышеватской.
К сожалению, как часто бывает, – и этот случай не исключение, – за гибель людей ответят «стрелочники». 17 февраля суд Ейска признал виновными по делу о пожаре в доме-интернате для престарелых и инвалидов в станице Камышеватской директора интерната – 48-летнюю Галину Корвель и ее 60-летнего заместителя по хозчасти Юрия Божко. Они приговорены соответственно к 3,5 и 4 годам заключения с отбыванием в колонии-поселении. Корвель и Божко признаны виновными по ч. 3 ст. 219 УК РФ (нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Следует заметить, что гособвинение просило назначить обоим подсудимым наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет с отбыванием наказания в колонии-поселении. Заместитель прокурора Ейского района Денис Ралетний считает, что вина подсудимых полностью доказана представленными доказательствами. В ходе следствия было установлено, что Госпожнадзор неоднократно проводил проверки в доме престарелых и выявил многочисленные нарушения правил пожарной безопасности, однако они устранены не были. В частности, в здании не было сигнализации и системы оповещения, отсутствовали средства защиты, из-за чего работники социального учреждения не могли спасать при пожаре пациентов, а спасались сами. Дирекция дома престарелых ни разу не проводила инструктаж с персоналом, заявляет следствие. Следствием установлено и то, что пути эвакуации были загромождены, что помешало своевременно вывести престарелых пациентов из горящего здания.
Однако подсудимые свою вину не признали, заявив в «последнем слове», что если бы не затянувшийся ремонт, все недостатки были бы устранены. По мнению адвоката Ирины Ищенко, ее подзащитный Юрий Божко не может отвечать за выполнение всего комплекса противопожарных мер, так как это прямая обязанность различных государственных структур.
С этой точкой зрения согласны многочисленные эксперты. Они ее высказывали еще тогда, когда случилась трагедия под Ейском. Напомним реакцию ряда российских парламентариев на камышеватскую трагедию. Они убеждены в том, что именно исполнительная власть должна нести ответственность за трагедию, произошедшую на Кубани. По их мнению, это послужит хорошим уроком и стимулом для налаживания системы пожарной безопасности в стране, ведь государство тратит огромные средства на устранение последствий катастроф, на выплаты компенсаций пострадавшим, и эти траты несоизмеримы с содержанием пожарных частей.
Председатель Комитета СФ по социальной политике В. Петренко:
– Это просто преступление, и оно обязательно должно быть наказано, исполнительная власть должна нести за это ответственность. Мы боремся с террористическими угрозами, а об элементарных правилах пожарной безопасности забываем.
Председатель Комитета СФ по обороне и безопасности В. Озеров:
– Губернатор Ткачев пусть тоже рассмотрит свою ответственность, что он сделал, чтобы не допустить такой ситуации.
Член Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Л. Белов:
– Всегда есть непосредственные виновные в произошедшем, отвечать должно подразделение областной администрации, которое занимается социальными вопросами и отслеживает вопросы пожарной безопасности в таких учреждениях, как дома престарелых.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Н. Харитонов:
– В этой ситуации губернатору надо подойти к зеркалу. Ведь за состояние края отвечает именно Ткачев, которому на проводимых еженедельно планерках службы обязаны докладывать о состоянии противопожарной безопасности. Самый простой выход в подобных ситуациях – найти «крайнего». Надо уметь держать удар, уметь признавать свои ошибки и уметь отвечать на равных с главой Ейского района.
Стоит ли продолжать список подобных высказываний? Под этими словами подпишется любой житель любого региона России. Примечательно, что в других странах находятся люди, которые берут ответственность на себя. Недавний пример: Япония, где высокопоставленный чиновник появился на людях в нетрезвом состоянии… И что? Как известно всему миру, – подал в отставку! Не вынес позора и был уверен, что руководство страны такого не простит… А у нас, даже в случае с трагедиями, когда по халатности чиновников заживо горят люди, никто не берет на себя ответственность.
«Не будем искать козлов»…
Кубанцы помнят, что губернатору А. Ткачеву в то время было не до глобального анализа состояния пожарной безопасности в регионе. Он был озабочен тем, как удержаться у власти – «выбивал» себе «доверие» президента задолго до окончания срока своих полномочий. И… получил их. В апреле того же 2007 года он, «положа руку на Конституцию», поклялся. И попросил тогдашнего полпреда президента в ЮФО Д. Козака, так же поддержавшего Ткачева, «передать главе государства…, что ему не будет стыдно за Кубань»…
Что касается гибели людей при пожаре в Камышеватской… Безусловно, и губернатор А. Ткачев, и его заместитель М. Ахеджак, в чьей компетенции были функции контроля над МЧС, отреагировали как положено. Главе Ейского района Дмитрию Кугинису было предложено покинуть свой пост, что он и сделал (сегодня, из некоторых источников, близких к администрации края, известно, что Д. Кугинис является одним из советников губернатора Кубани). А ситуацию, когда в станице около года не было оборудовано пожарное депо, несмотря на все предписания, губернатор тогда назвал «преступной халатностью», и масштабы беспрецедентной по количеству жертв трагедии, по его мнению, «не укладываются в голове». И тогда же он добавил: «Не будем искать козлов отпущения, наша цель – устранить недостатки и навести порядок в этой сфере». А таких недостатков, по его же словам, предостаточно. А. Ткачев был возмущен халатностью руководителей хозяйств и предприятий, которые в течение нескольких последних лет закрывали подведомственные им пожарные части – «четыреста сельских поселений остались без защиты от огня»… К этому стоит добавить, что все они – на территории, подведомственной губернатору Кубани.
М. Ахеджак в свою очередь, комментируя отставку главы района, заметил: «Обвинять в бедах района одного Кугиниса – несправедливо»...
И если зашел разговор о справедливости – почему на скамье подсудимых оказались только «стрелочники», в то время как сам губернатор Ткачев сказал, что «козлов отпущения» искать не станут? Почему не понесли, не разделили «участь» Корвель и Божко те, от кого напрямую зависел контроль над противопожарным состоянием дома престарелых, контроль над теми, кто этот контроль осуществляет? В конечном счете, вся вертикаль власти – от того же директора дома престарелых, главы района до главы региона, на ком ответственность за всё, что происходит на подведомственной ему территории. И вряд ли можно поверить в то, что губернатор Кубани только в марте 2007 года, когда погибли 63 человека, узнал о том, что в 400 поселениях закрыты пожарные части, и что ему тот же Кугинис не докладывал, что такое положение дел в Камышеватской может обернуться большой бедой.
Пусть они уходят…
Ответы на многие поставленные вопросы, по мнению жителей России, дал на недавней коллегии МВД РФ, затем 5 февраля на специальном совещании по вопросам обеспечения безопасности социальных учреждений Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Говоря о трагедии в Коми, он напомнил, что подобные чудовищные пожары в домах престарелых уже были, имея в виду камышеватскую трагедию на Кубани. И здесь всё то же самое: «Тотальная безответственность, разгильдяйство по всем направлениям. Даже самого дома престарелых, который сгорел вместе с людьми, не существовало как юридически оформленного объекта. И никто даже не шевелился. Ну что, милиция не знала, что этого дома нет, что он даже не зарегистрирован?», – задал вопрос Президент.
«Такой трагедии не случилось бы, если бы не было столь циничного, запредельно циничного, просто безнравственного отношения к судьбам людей, живущих в домах престарелых. Мы знаем, это не первая трагедия такого рода. Это грубое, просто преступное отношение к своим обязанностям», – сказал Президент.
Причины, по его мнению, «несмотря на то, что круг подследственных определяется, уже сегодня ясны. Во-первых, это нарушение правил противопожарной безопасности. Второе – это так называемый человеческий фактор. Третье – это длительное, просто полное попустительство региональных и муниципальных властей к своим обязанностям, неисполнение своих обязанностей. И бесконечное, беспредельное равнодушие.
…Мы, конечно, должны разобраться с тем, кто за что отвечает, потому что проверка состояния социальных учреждений в субъектах Российской Федерации – это коллективная ответственность, ответственность всех структур, которые этим занимаются: и противопожарных структур, и органов социального развития, прокуратуры, наконец, других контрольных инстанций».
«Всё это, – отметил Д. Медведев, – «на контроле у региональных и муниципальных властей. Ими невозможно из Москвы заниматься… Пусть они проснутся или уходят со своих мест. И я хотел бы, чтобы мне тоже представили предложения о персональной ответственности всех, кто причастен к этой трагедии, и на региональном уровне, и на муниципальном уровне. Этот бардак нужно когда-нибудь прекратить. Выводы должны быть сделаны максимально строгие.
И главное: трагедия в Коми – показатель того, что ни один из региональных и муниципальных начальников не чувствует никакой ответственности за то, что происходит. Они должны ощущать, что они головой за это отвечают, не говоря уже о кресле».
Словом, исполнительная власть должна нести ответственность за трагедию, произошедшую на Кубани, а теперь и в Коми и Астраханской области. Как мы увидели, за то, что 63 человека сгорели заживо, наказание понесли лишь «стрелочники». Это и есть главный ответ на вопрос: до каких пор у нас будут заживо гореть люди?..

Автор: Сергей САХАРКОВ