Грустно, девиц.В США прошла самая предсказуемая церемония вручения премий "Оскар"
81-я церемония вручения премий "Оскар" наверняка запомнится как одна из самых предсказуемых. Триумф "Миллионера из трущоб", победа "ВАЛЛ-И", первый "Оскар" Кейт Уинслет, посмертный трофей Хита Леджера и даже пляшущий Хью Джекман. Никаких вызывающих заявлений со сцены и криков "А ты кто такой?". Все предельно выверено, хореографично и визуально безупречно. Микки Рурк весь в белом и Шон Пенн весь в черном. С последним и связан единственный сюрприз шоу.
Можно ли было ожидать, что Пенну удастся обойти получившего все мыслимые награды Рурка? Теоретически, да. От Пенна вообще можно ожидать чего угодно, особенно после того, как за него проголосовали Национальное сообщество кинокритиков и ряд региональных профессиональных ассоциаций. Но верилось в это с трудом. И совсем не потому, что игра Пенна в "Харви Милке" была хуже стараний Рурка в "Борце". Когда вообще Шон Пенн играл плохо? Разве что на самой 81-й церемонии, изображая верного супруга Робин Райт.
В том-то и дело, что он был привычно хорош в роли "голубой" звезды американской политики. Так же хорош, как и во "Всей королевской рати", столь же выразителен, как в фильме "Я - Сэм", но не более. Рурк же, вернувшийся из кинематографического заповедника, в котором резвятся занесенные в Красную книгу Стивены Сигалы и по утру на водопой спешат Жан-Клоды ван Даммы, предстал перед зрителями в совершенно новом свете. Одно лишь это, несомненно, не дает право на признание, но он действительно был хорош со своим слуховым аппаратом и натуральными слезами на похожем на хеллоуиновую маску лице.
Американские академики посчитали иначе. Остается надеяться, что во время Страшного суда, когда Создатель призовет их к ответу в том числе и за это, они найдут более весомые аргументы, чем подчеркнутая лояльность к интересам сексуальных меньшинств.
С Кейт Уинслет все, конечно, проще. Смелые эксперименты с обнаженной натурой, которые, кстати, развеяли некоторые иллюзии на ее счет, чуть-чуть холокоста, и у нее, наконец, "Оскар". Жаль, что это случилось лишь сейчас, и фоном послужила довольно посредственная картина, создатель которой так и не смог объяснить, каким образом не умеющая читать и писать дама бальзаковского возраста не только в прошлом служила в СС, но и "обилечивала" более десяти лет пассажиров трамвая, причем так ловко, что о ее безграмотности не догадался решительно никто.
Печальный "Оскар" достался трехлетней наследнице Хита Леджера Матильде Роуз Леджер. В силу своей юности дочь скончавшегося австралийского актера сможет распорядиться наградой отца лишь через 15 лет, а пока, как постановил управляющий совет Киноакадемии, статуэтка, которой отмечена роль Леджера в "Темном рыцаре", будет находиться на хранении у ее матери, Мишель Уильямс.
Куда лучше обстоят дела у Пенелопы Крус. Она, скажем, может продать свой "Оскар" за роль в фильме "Вики Кристина Барселона" хоть завтра. Правда, вначале, по правилам, ей придется предложить его все той же Киноакадемии за символический один доллар. Трудно спрогнозировать, согласится ли эта уважаемая организация в эпоху глобального финансового кризиса пойти на такие расходы.
К слову, тема кризиса не могла быть обойдена вниманием на церемонии. В самом ее начале Хью Джекман посетовал о сокращении расходов на шоу, из-за которого ему, якобы, велено отказаться от вступительного номера. Но номер все же был - вероятно, оплаченный из кармана самого ведущего.
Еще один небольшой сюрприз - так, сюрпризишко - случился в номинации "Лучший иностранный фильм". "Вальс с Баширом", на который принимались самые высокие ставки в букмекерских конторах и который считался безусловным фаворитом, вдруг проиграл японскому фильму "Расставания". В конце концов, это правильно, потому что история молодого виолончелиста, постигающего премудрости похоронного дела, куда занятнее и оптимистичнее ужасов ближневосточных конфликтов.
Ну, и о мумбайском вундеркинде. В общей сложности восемь "Оскаров", включая два главных в номинациях "Лучший режиссер" и "Лучший фильм", являются более чем убедительным доказательством, что настоящее авторское кино не задохнулось под толщей блокбастеров. Дэнни Бойл своим "Миллионером из трущоб" сумел опровергнуть расхожее мнение об отсутствии в Голливуде свежих идей и невозможности снять современный фильм за несколько миллионов долларов, а Киноакадемия, к счастью, подтвердила свою адекватность. Ибо если бы наш собственный прогноз сбылся и "Оскар" получили бы создатели "Бенджамина Баттона", недоверие к главной кинопремии мира выросло бы в геометрической прогрессии.
Словом, все было чинно и благородно, как и положено в хорошем семействе, отягощенном традициями и статусом. Никаких особых экспериментов с регламентом, о которых заговорщицки сообщал номинантам президент Киноакадемии Сид Гейнис, не наблюдалось. Да, групповое представление наград, да, короткие скетчи, вроде того же явления Сета Рогена и Джеймса Франко, да, выпорхнувшая из зала Энн Хэтуэй. Ничего принципиально нового, способного вызвать лютую зависть тех, кто все проспал, к тем, кто это видел.
Хью Джекман, несомненно, лучший ведущий церемонии за последние много лет. Скорее всего, именно ему удастся стать вторым Билли Кристалом и поддержать на плаву тонущий рейтинг телетрансляции. Но.... Если в следующем году "Оскар" не преподнесет настоящих сюрпризов, то даже Джекман не сможет оживить вечеринку. Грустно, девицы.