Инфраструктурная составляющая выборов президента Абхазии. Экспертное мнение.
В настоящее время Республика Абхазия вновь оказалась в центре внимания не только российской общественности, но и мировой. Новый субъект мировых правоотношений, пусть еще достаточно «молодой» и не вполне утвердившийся в данной мировой системе, не всеми еще признанный, но уже громко о себе заявивший, фактически приостановился в своем движении у некоего виртуального перепутья, задумавшись о выборе направления дальнейшего своего движения и развития.
Выбор этот определился 12 декабря 2009 года, на прошедших выборах Президента Республики Абхазия. Избиратели ответили на главный вопрос: «Нужен ли Абхазии её Президент, приведшей республику к независимости и международному признанию, Сергей Васильевич Багапш?», - безусловно, положительно. Необходимый барьер в 50% голосов участвующих в голосовании для победы кандидата уже в первом туре был значительно превышен. Явка на избирательные участки была высока - в районе 72%. И потому вопрос о легитимности избранного Президента Абхазии не возникает. Хотя оппозиция, вероятно, будет подавать протесты, затевать судебные процессы, но у народа Абхазии сомнений нет.
Варианты своего видения развития Абхазии предлагали официально зарегистрировавшиеся кандидаты на пост Главы нового суверенного государства. Все они, несомненно, отражали в своих программах определенные особенности видения развития страны и ожидания каких-то групп населения Абхазии. Но очевидно, что именно тот кандидат, который сумел выразить устремления большинства граждан Республики Абхазия, пришел к финишу первым и единственным. И не последнюю роль в выборе финалиста сыграли граждане Республики Абхазия проживающие за её пределами. В первую очередь это касается тысяч граждан Абхазии проживающих Южном Федеральном округе Российской Федерации, которые голосовали на одном из двух избирательных участков открытых в Российской Федерации – в г. Черкесске, столице Карачаево-Черкесии, либо в Москве.
Так или иначе, но народ Абхазии сделал свой выбор и определился с кем, куда и каким образом он пойдет дальше.
На вопрос – «с кем», 61% граждан Республики Абхазия из принявших участие в голосовании избирателей, однозначно ответили – с её нынешним Президентом С. Багапшем, фактически поддержав проводимую им политику.
На вопрос - «каким образом», абсолютное большинство граждан Абхазии, несомненно, ответили: «демократическим и правовым». Народ устал от войн, бедствий, коллизий и потрясений. Устал от десятилетий существования в условиях чрезвычайных ситуаций, когда права граждан осуществляются в усеченном виде. И теперь граждане Абхазии намерены жить на территории, где главенствует мир, спокойствие, приоритет права и нет авторитарного правления. А народ может открыто и демократично осуществлять свое право на власть прямо и непосредственно, а также через своих представителей.
Затруднений в вопросе - «с кем», у народа Абхазии очевидно также не возникло. Очевидно, что с Россией! Усилия, предпринятые ближайшим соседом и братским народом, для обретения истинной свободы и собственного суверенитета, граждане Абхазии, очевидно, не забудут, по крайне мере при жизни ближайших поколений.
По вопросу – «куда», были и есть очевидные расхождения во мнениях. Если значительная часть граждан Абхазии нацелена на вхождение в обозримой перспективе в состав Российской Федерации в качестве полноправного субъекта РФ, и эти устремления косвенно подтверждает массовое стремление граждан Абхазии к получению Российского гражданства, то не менее значительная часть граждан видит дальнейшее развитие республики в качестве самостоятельного субъекта мирового права.
Но несомненным аргументом в пользу - «вместе с Россией», являются давние кровные и родственные связи с народами, проживающими на территории Российской Федерации. В первую очередь, конечно с абазинами, территориально находящимися по соседству, на землях, прилегающих к северным склонам Большого Кавказского хребта, а также с адыгскими народами, проживающими в нескольких субъектах РФ на территории Южного федерального округа. В соответствии с принятым по инициативе С.Багапша законом Республики Абхазия, все абазины, без исключения имеют право автоматически получить абхазское гражданство. При определяющей поддержке президента С.Багапша на территории Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) недавно создано новое административно-территориальное образование КЧР – Абазинский район, создания которого абазины до этого безуспешно добивались десятилетиями. Насколько силен «голос крови», говорит то обстоятельство, что фактически большинство абазин, и множество адыгов Северного Кавказа имеют паспорта граждан Республики Абхазия. Им далеко не был безразличен выбор, который предстояло сделать гражданам Абхазии, и они приняли самое активное участие в нынешних президентских выборах. Несомненно, что и сегодня, и в дальнейшем от их голосов, их консолидированного мнения, серьезно зависит будущий облик и положение Абхазии. Руководство страны, признавая важность мнения граждан Абхазии проживающих в России, открыла именно на территории Карачаево-Черкесской Республики, граничащей с Абхазией, в здании столичной мэрии, избирательный участок, где многочисленные граждане Республики Абхазии могли проголосовать и официально зафиксировать свое мнение. Несомненно, что каждый голос гражданина Республики Абхазия, где бы он к моменту начала голосования не находился, был крайне важен и мог стать определяющим. Стать той самой соломинкой, которая «ломает спину верблюду»!
Рассматривая итоги выборов можно привести много аргументов в пользу того, почему именно С.Багапш получил мандат доверия народа. Но несомненно, что одной из составляющей его успеха является «инфраструктурная составляющая выборов президента Абхазии».
Несомненно, что подавляющее большинство граждан Республики Абхазия, проживающие как в самой Абхазии, так и за её пределами (в основном в Северокавказских республиках Южного федерального округа), в независимости от того поддерживают ли они вхождение Абхазии в состав РФ, либо дальнейшее развитие Республики Абхазия в качестве самостоятельного субъекта мирового права, надеются на установление еще более тесных и прямых связей с Российской Федерацией. Выборы нынешнего Президента Республики Абхазия это однозначно подтвердили. Граждане Абхазии понимают важность и необходимость таких связей для дальнейшего устойчивого и безопасного развития исторической родины и хотели бы, чтобы столица Сухум находилась в пределах не более чем в 2-х - 3-х часовой досигаемости от границ братских государственных образований Российской Федерации, с компактным проживание близких по крови и менталитету народов Северного Кавказа. В первую очередь это касается Карачаево-Черкесии, где проживает основная масса абазин, множество адыгов, и других народов всегда приходящих на помощь абхазам в трудные времена.
Карачаево-Черкесская Республика, имея общую границу с Республикой Абхазия, в тоже время не имеет прямых транспортных артерий связывающих две республики, близкие по духу, менталитету и давним, исторически сложившимся, экономическим и культурным связям. Такое положение затрудняет устойчивое развитие двух республик и не может устраивать проживающие в них народы, испытывающих взаимную симпатию. Ситуацию может кардинально исправить ситуация по восстановлению движения по Военно-Сухумской дороге. К продвижению и реализации данного проекта фактически сразу после августовской пятидневной войны приступили власти Республики Абхазии и Карачаево-Черкесской Республики в лице своих президентов.
Несомненно, что это основополагающий проект для обеих республик, способный вывести их на новый уровень развития, в иных условиях просто не достижимый. Реализация проекта, по восстановлению движения по Военно-Сухумской дороге (ВСД) из Черкесска в Сухум, через Клухорский перевал по Кодорскому ущелью, создаст условия для гармоничного развития обеих республик и устойчивого функционирования международного симбиоза горно-морских курортов Юга России и Абхазии с мировой привлекательностью и инициирует мощнейший импульс к ускоренному экономическому развитию, как Республики Абхазия, так и Карачаево-Черкесской Республики, а также Ставропольского края, и других соседних субъектов Российской Федерации на Юге России. Несомненно, что в этом равно заинтересованы и Республика Абхазия, и Карачаево-Черкесская Республика, по территории которой пролегает основной маршрут ВСД, и в целом Российская Федерация.
Нынешнее руководство Республики Абхазия, в лице Президента Республики Абхазия С. Багапша и Карачаево-Черкесской Республики Б.Эбзеева, сделали не мало, для осуществления данного проекта. Однако еще имеют место необоснованные задержки в продвижении проекта по восстановлению движения на Военно-Сухумской дороге, в том числе из-за не вполне скоординированных взаимных действий руководства целого ряда государств и государственных образований. Но Президенты Багапш и Эбзеев последовательно преодолевают все многочисленные препятствия, возникающие на этом трудном пути. В мае 2009 года Багапш и Эбзеев подготовили и направили Президенту Российской Федерации Д.Медведеву совместное письмо с просьбой личного содействия в разрешении проблематики по Военно-Сухумской дороге. В процесс уже вовлечены все заинтересованные министерства и ведомства России. И гражданам Абхазии пришедшим к избирательным урнам, было вполне очевидно, что смена ключевой фигуры, на которой завязаны и сходятся все нити ведущие к реализации важнейшего для судьбы Абхазии инфраструктурного проекта, ведет если и не к его срыву, то, несомненно, к многолетнему «замораживанию». Но Абхазия не может позволить себе ждать. Республика Абхазия нуждается в реальных переменах к лучшему уже сегодня, сейчас. Её экономическое положение таково, что без экстренных мер направленных на кардинальное изменения ситуации в лучшую сторону, не обойтись. Президент Багапш поэтапно и неуклонно вел Абхазию к изменениям в лучшую сторону. Пригласив сингапурских экспертов (одних из лучших мировых специалистов по становлению и развитию региональной экономики), которые разработали долгосрочную программу устойчивого развития Абхазии, он определил приоритеты развития страны, основным из которых стало её инфраструктурное развитие. Умело и взвешенно использовав сложившуюся международную обстановку вызванную агрессией Грузии, он «очистил» от грузинских вооруженных сил верховья Кодорского ущелья. Предоставив тем самым возможность вооруженным силам России в дальнейшем беспрепятственно осуществлять наземным путем переброску личного состава и военной техники по Военно-Сухумской дороге на основе заключенного договора о дружбе и сотрудничестве. Багапш добился международного признания Абхазии в качестве суверенной страны, а не подвластной Грузинской юрисдикции автономии. Этот процесс еще продолжается, он крайне важен для становления Республики Абхазия и смена «коней на переправе», безусловно, не отвечала интересам Абхазии и не могла пойти ей на пользу. С учетом перспективы реализации проекта ВСД, при непосредственной помощи России, Багапш вдохнул жизнь в Абхазские железные дороги, казалось бы «умершие» безвозвратно. Теперь из столицы Абхазии Сухум, в «зимнюю столицу России» Сочи можно добраться железнодорожным путем. В свою очередь руководство КЧР добивается прокладки железнодорожной трассы параллельно автомобильной трассе Военно-Сухумской дороги. Сначала к подножью Большого Кавказского хребта разделяющего республики, а затем и сквозь него до Сухума. Это стремление Президента Эбзеева вызвало понимание у руководства Российских железных дорог. В настоящее время активно идут переговоры по формированию фирменного поезда «Карачаево-Черкесия» курсирующего по маршруту – «Черкесск – Москва» и обратно.
Президенты обеих соседних республик уже «притерлись» друг к другу. Достигли взаимопонимания. Определили точки взаимных интересов важных для обеих республик. А самое главное – установили прочные неформальные контакты. Общеизвестно, что самые эффективные и плодотворные действия получаются именно из неформальных отношений, перерастающих в дружеские. Несомненно, что «выпадение» Багапша из налаженных двусторонних связей также не принесло бы пользу Абхазии. Не обрадовало бы это и уже определившихся потенциальных инвесторов, готовых к вложениям в Военно-Сухумскую дорогу. Инвесторы крайне не любят рисков. А для реализации проекта требуется полностью согласованная позиция заинтересованных сторон. К примеру, в Ставропольском крае, проект ВСД уже включен в долгосрочный перспективный план развития края. Руководство края крайне заинтересовано в «привязке» Кавказских Минеральных вод к единой системе горно-морских курортов Юга России и Абхазии, создающейся в результате реализации этого грандиозного инфраструктурного проекта. До сих пор именно из-за нескончаемой смены руководства заинтересованных в проекте субъектов РФ и происходили необоснованные задержки. А Абхазия тут ключевой игрок.
В связи с необходимостью скоординированных совместных усилий в процессе продвижения проекта ВСД и привлечения инвестиций для его скорейшей реализации, руководство Карачаево-Черкесской Республики в настоящее время ведет с Руководством Республики Абхазия переговоры по определению единого уполномоченного-координатора от Республики Абхазия и Карачаево-Черкесской Республики. Идет долговременный, не завершенный еще процесс закрепления должностных лиц в правительствах обеих республик, ответственных за продвижение и реализацию проекта ВСД, аккумулирующих всю необходимую информацию по проекту и обладающих полномочиями отражать официальную точку зрения руководства республик. Со сменой личности Президента РА, произошла бы и смена президентской Администрации и Правительства РА. Все результаты долговременного и зачастую болезненного процесса согласований и уступок могли пойти «на смарку».
В связи с тем, что Минтранс России полагает наиболее целесообразным осуществить реализацию проекта восстановления движения по ВСД на основе механизма государственно-частного партнерства и рекомендовал руководителю «Русской общины Карачаево-Черкесской Республики», являющегося одним из разработчиков проекта ВСД, выступить инициатором реализации данного инвестиционного проекта, и им уже подготовлен ряд документов на имя Багапша, все уже достигнутые договоренности с институтами развития России также могли оказаться под угрозой срыва. А ведь речь шла об угрозе потери десятков миллиардов только прямых вложений.
При использовании механизма государственно-частного партнерства, через институты развития России, Карачаево-Черкесия и Республика Абхазия, используя проект ВСД как информационный повод и пилотный проект, получают возможность привлечения огромных финансовых средств в экономику обеих республик на осуществление сопутствующих инвестиционных проектов. Возникает реальная возможность открытия на их территориях филиалов и представительств этих институтов развития, а значит и широкого доступа к финансовым ресурсам обычным бизнесменам и предпринимателям.
Гражданам Абхазии, пришедшим на избирательные участки, было вполне очевидно, что С.Багапш не без личных недостатков. Очевидно было и то, что многие люди находящиеся в составе его Администрации и Правительства РА достаточно слабые и не слишком инициативные специалисты. К ним у народа Абхазии накопилось много претензий. Граждане Абхазии ждут перемен. Несомненно и то, что необходимость обновления кадров очевидна и самому С.Багапшу. Но стороннему наблюдателю также вполне очевидно, что других высококлассных специалистов, в частности, по управлению региональной экономикой, в Абхазии просто нет. Внутри республики найти их не просто. Вероятно, просто не возможно. Можно конечно пойти по пути Южной Осетии, когда ныне действующий Президент этой республики, убрал половину состава своего правительства и чиновников и заменил их специалистами из России. Результат в Южной Осетии налицо. И по объему привлеченных инвестиций, и по объему восстановительных работ, да и другим важным показателям развития видны значительные перемены к лучшему. Но для подобных радикальных действий нужно иметь мандат доверия от своего народа. Накануне выборов таких радикальных действий не проводят. Другое дело, теперь, когда народ подтвердил легитимность и полномочия своего избранника. Граждане Республики Абхазии ясно определили направление и перспективы дальнейшего развития своей страны.
С.Багапш несомненно обладает внутренним потенциалом, международным авторитетом, а главное желанием и целеустремленностью провести демократические перемены и вывести Абхазию в число территорий удобных и приятных для жизни, откуда не стремятся выехать, но стремятся въехать.
Не случайно, сразу же, как только стали известные официальные результаты выборов, небольшое островное государство, расположенное в Тихом океане, республика Науру, признало независимость Республики Абхазия. Соглашение об установлении дипломатических отношений было подписано 15 декабря в г. Сухум министрами иностранных дел обоих стран, со стороны Абхазии - Сергеем Шамба, со стороны республики Науру - Киреном Кеке. Республика Науру стало четвертым государством, членом ООН, признавшим Абхазию, после России, Никарагуа и Венесуэлы. Некоторые эксперты полагают, что признание Абхазии не обошлось без участия России и стоило ей определенную сумму, исчисляемую в миллионах долларов. Но Москва и не скрывает свою заинтересованность в дальнейшем продолжении процесса международного признания Республики Абхазия. И использует для этого любые методы – от политического давления, до «экономической поддержки». Избрание С.Багапша президентом Республики Абхазия и последующее немедленное признание страны новым государством членом ООН следует расценивать в этом случае как удовлетворенность Москвы выбором абхазского народа. Можно сказать, что это своеобразный подарок новому президенту Абхазии и её народу, и, следовательно, очередная победа дипломатии С.Багапша.