Саакашвили: "Грузины не участвовали в Великой Отечественной войне"
Дагестанскому поэту Расулу Гамзатову принадлежит изречение: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
19 декабря 2009 года вполне может стать точкой отсчёта нового противостояния в Грузии. В этот день, несмотря на бурные протесты общественности, ветеранских организаций, оппозиционных лидеров и известного скульптора-монументалиста Мераба Бердзенишвили, в Кутаиси всё-таки взорвали мемориал в память грузинских воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Взрывники явно спешили. Они пытались опередить сторонников оппозиции, которые планировали окружить памятник «живой цепью», чтобы, как заявил накануне лидер оппозиционного «Белого движения» Тимур Шашиашвили, «не допустить его взрыва к 21 декабря, то есть ко дню рождения Михаила Саакашвили и Иосифа Джугашвили, как было запланировано нынешним тираном».
ВТОРАЯ СТОЛИЦА
Во время взрыва один из обломков отлетел почти на километр - до пригородного квартала, называемого в Кутаиси «Автозаводским». Он попал в 35-летнюю Анну Джинчарадзе и её восьмилетнюю дочь Нану, которые находились во дворе дома. Девочка погибла на месте, а мать скончалась в больнице от полученных травм.
Мемориал был воздвигнут Мерабом Бердзенишвили в 1981 году. Сам скульптор, конечно же, горячо защищал свое произведение. «В той войне погибли 300 000 грузин. То есть 10% всей нации. Разрушать памятник им - вандализм», - говорил он накануне взрыва. Власти, конечно, объясняли решение самыми благими побуждениями. Во-первых, мемориал был разграблен ещё в 90-е годы: все бронзовые бюсты воры переплавили и продали в Турцию в качестве цветного металлолома, и в нынешнем виде он больше оскорблял память погибших, чем демонстрировал уважение к ним со стороны общества. На месте мемориала планируется возвести новое здание парламента (грузинский законодательный орган с 2012 года переедет именно в Кутаиси), а памятник собирались построить на новом месте.
Идея переноса парламента в Кутаиси принадлежит Кахе Бендукидзе - известному бизнесмену и главному генератору революционных идей грузинских властей. Ещё будучи госминистром по структурным и экономическим реформам, Бендукидзе говорил: «Ситуация, когда в стране, по существу, есть только один полноценный город - Тбилиси, с которым люди связывают свой социальный успех, а все другие города считаются просто «большими деревнями», абсолютно ненормальна».
Кутаиси, как ни один другой город, подходил под эксперимент по разгрузке столицы и созданию на западе страны ещё одного экономического и финансового центра. Во-первых, этот город имеет богатейшие исторические традиции: они связаны ещё с греческой колонизацией древней Колхиды, с X по XII века именно Кутаиси был столицей объединённой Грузии, а во времена Российской империи центром отдельной Кутаисской губернии. Во-вторых, сегодня в нём живут около 400 000 избирателей, и президенту Саакашвили очень хочется сыграть на их чувствах. Тем более, что Кутаиси - родной город его главного и самого опасного конкурента, бывшего председателя парламента Нино Бурджанадзе.
ПАМЯТНИК РУБЯТ - ОБЛОМКИ ЛЕТЯТ
Сразу поняв, что происшествие грозит новым всплеском оппозиционной активности, Михаил Саакашвили прервал визит в Данию, где участвовал во Всемирном экологическом форуме, вернулся в Тбилиси, провёл заседание Совета национальной безопасности и принёс в жертву народному негодованию одного из своих ближайших соратников - губернатора региона Имерети Михаила Чоговадзе, отправив его в отставку «за служебное несоответствие». А против руководителей компании «Грузвзрывпром» прокуратура возбудила уголовное дело по обвинению в преступной халатности и непредумышленном убийстве.
Тем не менее, по информации Slon.ru, власти не намерены отказаться от идеи строительства «парламента на крови», хотя президент Саакашвили уже вряд ли будет лично участвовать в закладке первого камня. Оппозиция же намерена в ближайшее время начать в Кутаиси и других городах массовые акции протеста с требованием отставки главы государства. Об этом было объявлено в воскресенье в ходе предупредительного митинга у здания кутаисской мэрии. «Оппозиция пытается спекулировать на крови», - заявила по этому поводу Slon.ru одна из лидеров пропрезидентской партии Эка Херхеулидзе.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ
Придя к власти в 2003 г. в результате «революции роз», Михаил Саакашвили объявил главной своей целью модернизацию страны. «Мы не должны оставаться на обочине цивилизации!», - воскликнул на одном из митингов грузинский лидер. Но любая модернизация, как известно, требует жертв. Вся последующая деятельность президента Саакашвили доказывает верность тезиса, неоднократно высказанного ещё со времён Великой французской революции: просто скинуть старую власть недостаточно. Обновление невозможно без болезненного выдавливания из общества старых ценностей, исчерпавших себя, с точки зрения революционеров.
Одной из таких «отживших ценностей» и является память об участии грузин в Великой Отечественной войне. Причём Михаила Саакашвили невозможно обвинить в двойных стандартах или непоследовательности: он выступает за снос памятника Сталину (все еще популярному среди многих грузин за то, что «свой») в городе Гори, заявляя: «Именно его идейные и государственные наследники бомбили мирные города и села Грузии в августе 2008 года». Грузинский президент настаивает также на том, что «грузины участвовали не в Великой Отечественной войне советского народа, а во Второй мировой войне человечества против нацизма».
Согласно новой интерпретации, на основе которой Саакашвили пытается сформировать новое восприятие новейшей истории, грузины, конечно, молодцы - они сражались с нацизмом наряду с американцами, новозеландцами, австралийцами и канадцами. Но символом их вклада в победу человечества (а не «советского народа») над нацизмом нынешний президент считает Поре Мосулишвили, героически погибшего в Италии, где он сражался в составе партизанского отряда, тогда как сотни грузин - героев Советского Союза - постепенно отодвигаются на задний план.
Таким образом, разрушение кутаисского мемориала, одновременно олицетворяющего коррупционный хаос и застой шеварднадзевской эпохи (тогда он был разграблен), а также «гибель грузин в чужих войнах и за чужие интересы» (так Великую Отечественную войну характеризуют лидеры правящей в Грузии партии), был именно революционной политической акцией, а не просто технической расчисткой местности для строительства нового здания. Но и кровавый «технический сбой» во время взрыва логичным образом будет иметь политические последствия.