Отставки. Апгрейд губернаторов начали с Росселя
В минувший вторник российский президент после эффектной паузы в полтора месяца таки внес в парламент Свердловский области кандидатуру на пост губернатора. Дмитрий Медведев предложил депутатам утвердить в этой должности Александра Мишарина, выходца из структур Российских железных дорог, и таким образом прекратить 15-летнее правление на Среднем Урале Эдуарда Росселя. Это стало, с одной стороны, и ожидаемым решением, с другой – во многом все-таки неожиданным, позволяющим уже сегодня предполагать контуры будущей кадровой политики Кремля в регионах.
Сигнал от президента
Можно однозначно сказать, что и элита в УрФО, и за его пределами, а также все заинтересованные наблюдатели и политологи с замирающим сердцем до последнего момента ждали данного решения. Еще вечером 10 ноября мало кто знал в свердловском парламенте фамилию не только будущего губернатора, но даже и то, последует ли предложение на утверждение именно в этот день. Предложение последовало и, смеем утверждать, несло в себе сразу несколько довольно прозрачных сигналов местной элите.
Во-первых, Дмитрий Медведев решил отправить в почетную отставку Эдуарда Росселя, одного из самых колоритных «тяжеловесов»-губернаторов не только в масштабах Урала, но, представляется, и всей России в целом. Господина Росселя, правившего Свердловской областью с 1995 года, решено сменить на нового человека – Александра Мишарина – и, что вдвойне важно, не выходца из местных кланов. Во-вторых, кадровое решение по Росселю-Мишарину последовало прямо накануне президентского послания, которое, как предполагается, будет представлено Федеральному собранию России 12 ноября. Что, думается, также неслучайно и несет в себе четкий посыл для региональных «баронов»: времена меняются!
Кстати, на это обстоятельство любезно обратил наше внимание кандидат политических наук, известный челябинский политолог Александр Подопригора. С логикой рассуждений господина Подопригоры трудно не согласиться. «Президент сменил несменяемого Росселя и открыл шлюзы перемен. Это значит, что занавес за эпохой «нулевых» опускается, жребий брошен и Рубикон перейден. Медведев намерен стать настоящим президентом и начинает переформатировать власть (превратится ли при этом Владимир Путин в американскую «хромую утку» или же он видит себя германским «железным канцлером» – вопрос другой)», – замечает наш собеседник. Попутно заметим, что ровно же 10 ноября Дмитрий Медведев провел встречу с генеральным прокурором России Юрием Чайкой и начальником контрольного управления администрации президента Константином Чуйченко по вопросу проверки любимого детища Владимира Путина – госкорпораций. Здесь нет места для подробных рассуждений на данную тему, но заметим, что по итогам встречи однозначно было заявлено, что госкорпорациям в скором времени предстоит меняться. Еще один сигнал?
Директор Международного института политической экспертизы (МИПЭ) Евгений Минченко, напротив, считает, что решение поменять Росселя на Мишарина в общем-то не дает никаких определенных сигналов. «Думаю, что президент абсолютно правильно и своевременно начал ротацию региональных руководителей с Эдуарда Эдгартовича. При всем уважении к последнему все-таки свой пост Россель занимал достаточно длительное время, пришла пора нового поколения руководителей. О настоящей же кампании по началу смены региональных элит можно будет говорить в том случае, если будет заменен кто-либо из «непотомляемой» тройки губернаторов. То есть либо президент Башкортастана Муртаза Рахимов, либо президент Татарстана Минтимер Шаймиев, либо, наконец, мэр Москвы Юрий Лужков. Мне кажется, что любой из этой троицы может быть отправлен в отставку не позднее года-двух лет», – комментирует господин Минченко.
Кто на очереди?
В свете того, что в мае будущего года президенту Дмитрию Медведеву предстоит либо утвердить, либо отправить в отставку и челябинского губернатора Петра Сумина, ситуация вокруг Эдуарда Росселя также довольно много обсуждается и комментируется в политологическом сообществе Челябинской области. Одни эксперты считают, что отставка Росселя – прямой намек на судьбу всех «отставлянтов» в ближайшем будущем, другие наши собеседники, напротив, утверждают, что судьбу свердловского и южноуральского губернатора не имеет смысла связывать так прямо. Кстати, еще летом в одном из материалов «Политики» мы обозначили этот тренд как ключевой в политической жизни Южного Урала в первой половине будущего года.
«Я бы не стал проецировать напрямую ситуацию в Свердловской области на Челябинскую. Все-таки, думаю, в Кремле по-разному оценивают деятельность Эдуарда Росселя и Петра Сумина. Мне кажется, что одной из основных оценок и характеристик для оценки деятельности Петра Сумина будут итоги муниципальных выборов, которые пройдут на Южном Урале в марте 2010 года, – говорит директор Уральского аналитического центра Артем Перехрист. – Так сказать, на 20 процентов деятельность Сумина будет оцениваться по той же шкале, что и деятельность Росселя, а на 80 процентов – по итогам выборов».
Прямо противоположного мнения придерживается Александр Подопригора, который говорит, что теперь в тех городах и весях Челябинской области, в которых пройдут муниципальные выборы, ситуация может запросто выйти из-под контроля региональных властей. «Сейчас все увидели, что делать ставку на губернатора и его команду бессмысленно и ситуация на местах может попросту пойти вразнос. Люди, которые еще недавно были вынужденны считаться с Петром Ивановичем и представителями его команды, поймут, что в общем-то уже не обязаны этого делать в преддверии смены власти. А это уже чревато самостоятельностью, если не самостийностью, и многие сегодня приглушенные конфликты могут вспыхнуть с новой силой», – говорит господин Подопригора.
Евгений Минченко не стал комментировать отставку губернатора Свердловской области в разрезе предстоящего решения по Петру Сумину, однако заметил, что, скорее всего, курс на омоложение губернаторского корпуса президентом будет продолжен. Просто потому, что это, кажется, вытекает из логики развития событий. Президент, заявляющий о необходимости реформ и модернизации в стране, не может по определению не начать с «модернизации» эшелонов власти.
Россель стал «полигоном»
Для того, чтобы поговорить о том, каковы итоги первого в России утверждения губернатора субъекта Федерации по новым правилам, когда партия представляет три кандидатуры президенту на выбор, а последний представляет желаемую персону на утверждение в местный парламент, мы решили узнать мнение южноуральских единороссов. Которым, напомним, в будущем году предстоит технично провести аналогичную процедуру. Однако лидеры регионального отделения «Единой России», которой принадлежит большинство в южноуральском парламенте, наотрез отказались говорить на данную тему. Видимо, не желая нарываться на обиды со стороны региональной власти, а возможно, по врожденной привычке перестраховываться. Так или иначе разговора не получилось, на что остается лишь досадовать, сетуя на не вовремя охватившую наших публичных политиков молчаливость.
Впрочем, выход нашелся. На партийном интернет-ресурсе «Единой России» появилось достаточное количество материалов, посвященных замене Росселя на Мишарина. Так, например, секретарь политсовета Свердловского регионального отделения партии «Единая Россия» Виктор Шептий по горячим следам заявил: «Мы прекрасно понимали меру своей ответственности, поэтому кандидатуры, которые были предложены президенту (в консультациях участвовало Свердловское региональное отделение) были подобраны таким образом, что все они были членами партии «Единая Россия», все они представляли Урал, были известны на Урале». Господин Шептий также выразил уверенность, что на совместном заседании двух палат регионального парламента, которое пройдет на будущей неделе, кандидатура Александра Мишарина, предложенного президентом, единороссами будет единогласно поддержана. (Представьте себе на минуту, что могло бы быть иначе. Кто-то из читателей смог вообразить себе это? Честно говоря, наша фантазия также не настолько богата, но это к слову. – прим. автора)
Таким образом, на Эдуарде Росселе в буквальном смысле был обкатан новый закон о порядке формирования губернаторского корпуса в России. Наверное, в том числе и этим фактом можно объяснить себе то, что до 10 ноября даже московские единороссы не могли с точностью назвать фамилию будущего фаворита президента, а также и то обстоятельство, что господин Россель до последнего часа продолжал предлагать себя в губернаторы. Сказать, прошла ли гладко замена 72-летнего губернатора Эдуарда Росселя на близкого к Кремлю 50-летнего управленца Александра Мишарина, можно будет уже в конце следующей недели.
И напоследок, за неимением комментариев от представителей партии «Единая Россия» мы предложили прокомментировать решение президента члена центрального комитета КПРФ Светлану Поклоннову. Интерес мнение госпожи Поклонновой представляет хотя бы потому, что она входит в руководящие органы оппозиционной партии, а значит, может формулировать и отстаивать альтернативную точку зрения. Итак, первым делом наша собеседница заявила о том, что необходимо вернуть в России прямые выборы губернаторов населением, потому что только честные демократические выборы способны обеспечить подлинное народовластие. «А в целом я считаю, что независимо от того, кто возглавит сегодня ту или иную губернию, курс президента и правительства останется неизменным. То есть антинародным, в результате чего ни социальная политика, ни все остальное не будет подвергнуто пересмотру», – заявила Светлана Поклоннова.
Представили же мы его исключительно для баланса, потому что, несмотря вроде бы на некоторую упорядоченность внешней политической среды, где безраздельно доминирует и господствует «Единая Россия», в российском обществе существуют и иные взгляды на происходящее, в том числе и на процедуру назначения губернаторов.
P. S. Председатель высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов заявил (сразу же после представления президентом кандидатуры Александра Мишарина свердловским депутатам) о начале консультаций по выдвижению еще четырех кандидатур в регионах. Рассматривается вопрос о будущих претендентах на губернаторское кресло в Республике Дагестан, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийском автономном округе и Курской области.