О планах власти в отношении «АвтоВАЗа»

09/10/2009 - 09:39

Первый вице-премьер Игорь Шувалов, которого на днях откомандировал на «АвтоВАЗ» глава правительства Владимир Путин, вчера приехал в Тольятти, похоже, уже с готовыми вариантами решения проблем автогиганта. После запланированного осмотра завода и встреч с ветеранами завода, представителями профсоюза и рабочего коллектива он заявил, что «АвтоВАЗ» имеет хорошие перспективы для развития. Государство уже давно дало понять, что всеми силами будет пытаться спасти отечественный автопром. «В целом у предприятия есть хорошие перспективы, такие перспективы реальны», -- заявил он журналистам после осмотра производственной площадки в Тольятти.

Г-н Шувалов отметил, что правительство Самары предложило федеральному центру ряд мер, которые могли бы способствовать развитию автозавода. Это, в частности, предложение о создании в регионе особой экономической зоны, которая способствовала бы формированию так называемого автомобильного кластера. «В целом мы позитивно относимся к таким предложениям, считаем, что такие меры можем поддержать», -- сказал первый вице-премьер.

Г-н Шувалов также опроверг слухи о предстоящих массовых увольнениях на «АвтоВАЗе». «Называются различные огромные цифры по ожидаемым увольнениям, -- сказал г-н Шувалов. -- Могу сказать -- это вранье». «Никаких таких увольнений и сокращений на «АвтоВАЗе» не планируется. Всю эту работу федеральный центр будет проводить совместно с «АвтоВАЗом» и правительством региона. Никто не позволит, чтобы такие решения принимались исключительно руководством предприятия», -- заявил первый вице-премьер. По словам, г-на Шувалова, «АвтоВАЗ» создаст дочернее предприятие, работать на котором будут сотрудники автогиганта пенсионного и предпенсионного возраста, которых уволят по сокращению. «Окончательное решение не принято. Предварительно -- это будет дочернее предприятие «АвтоВАЗа», которое будет финансироваться в том числе и за счет федерального бюджета. Пенсионеры и люди предпенсионного возраста смогут работать по трудовому соглашению до двух лет», -- сказал первый вице-премьер. По его словам, возможно, работающие на нем будут заниматься модернизацией производственных мощностей «АвтоВАЗа» для выпуска новых моделей совместно с компанией Renault (контролирует блокпакет «АвтоВАЗа»). «Мы исходим из того, что модернизация «АвтоВАЗа» будет проходить за счет технологий Renault, -- отметил г-н Шувалов.

Кстати, по словам первого вице-премьера, французский автопроизводитель готов передать российскому автогиганту технологии для модернизации производства. «Переговоры между акционерами -- «Ростехнологиями» и Renault -- проходят постоянно, сегодня такие встречи ведутся. Французские партнеры подтверждают свою заинтересованность в участии в предприятии, свое намерение серьезно инвестировать в развитие, -- сказал г-н Шувалов в беседе с журналистами. -- Технологии будут оценены, и оценены прозрачно, после чего могут быть представлены «АвтоВАЗу». По его словам, после этого на предприятии будет организовано производство новых моделей, в том числе по технологиям Renault.

Впрочем, независимый профсоюз «АвтоВАЗа» «Единство» выступил вчера за сохранение на заводе производства собственных моделей, прогнозируя, что переход к сборке моделей Renault приведет к росту безработицы. «Руководство «АвтоВАЗа» хочет ориентировать завод на сборку иностранных автомобилей Renault. Это значит, что завтра потеряют работу рабочие не только вазовских производств, но и предприятий-поставщиков по всей стране», -- говорится в сообщении профсоюза. «Уже объявлено о планах свертывания разработки собственных моделей автомобилей, в которые за последние годы были вложены огромные средства, и перехода к сборке моделей Renault. Их (Renault -- Ред.) интересы очевидны -- добиться сокращения объемов выпуска собственной продукции «АвтоВАЗа» и начать производить на мощностях завода модели из импортных комплектующих», -- отмечается в сообщении. Таким образом, по мнению профсоюза, правительство и собственники спасают свои дивиденды и вложения, забывая о рабочих. «Нас не убедили, что массовые сокращения необходимы для спасения «АвтоВАЗа». Мы не согласны, что единственный путь выживания предприятия и города -- сокращение работников, свертывание собственных разработок и переход к сборке морально устаревших иностранных моделей», -- подчеркивается в пресс-релизе. Профсоюз полагает, что для спасения ситуации необходимо создать для сотрудников «АвтоВАЗа» рабочие места на новых предприятиях российской промышленности. «Только создав такие рабочие места и подготовив работников, можно начать осуществлять реструктуризацию «АвтоВАЗа»», -- считают представители профсоюза.

Как известно, альянс Renault-Nissan, а также госкорпорация «Ростехнологии» и «Тройка Диалог» владеют пакетами по 25% плюс одна акция «АвтоВАЗа». Долг российского автогиганта, который за время экономического кризиса значительно потерял в продажах и доходах, увеличился и составил к октябрю более 40 млрд руб. Предприятие разработало антикризисную программу, которая, в частности, предполагает увольнение части персонала. Но пока принимаемые меры существенно не помогают автопроизводителю.

За девять месяцев этого года «АвтоВАЗ» сократил продажи автомобилей в России на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 269,5 тыс. штук. На экспорт за январь--сентябрь было поставлено более 24,3 тыс. автомобилей Lada. За это время было произведено 202,99 тыс. автомобилей, на предприятия внешней сборки отгружено более 30,2 тыс. автокомплектов. Финансовый прогноз компании на текущий год тоже пессимистичен. Убыток от деятельности может составить 35,7 млрд руб., чистый денежный поток будет отрицательным -- 312 млн руб., убыток от продаж -- 9,11 млрд рублей.

Продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в январе--августе текущего года сократились на 51% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, до 1,11 млн машин, говорится в сообщении Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Продажи в сентябре 2009 года упали на 52% по сравнению с тем же месяцем 2008-го и составили 118 тыс. автомобилей. «В сентябре рынок продемонстрировал некоторые признаки стабилизации по сравнению с августом, отчасти этого можно было ожидать в связи с окончанием периода отпусков. Совершенно очевидно, что автомобильный рынок переживает очень сложный год, и вряд ли можно ожидать улучшения ситуации в четвертом квартале. Для индустрии очень важно, чтобы государство продолжало поддерживать отрасль и чтобы меры господдержки распространялись в равной степени на все марки, поддерживая и тех, кто занят в производстве, и тех, кто работает в дистрибуции», -- сказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. В свою очередь вице-председатель комитета Мартин Ян отметил, что, как и ожидали эксперты АЕБ, сентябрьские результаты оказались несколько лучше августовских. «Тем не менее падение продаж на российском рынке остается самым сильным среди пятнадцати крупнейших рынков мира. Чтобы переломить ситуацию, необходимо включить в программу господдержки все автомобили российского производства, отменить ограничение по цене автомобиля и увеличить бюджет программы до суммы, позволяющей стимулировать покупку 500 тыс. автомобилей в следующем году», -- добавил г-н Ян. По данным АЕБ, за девять месяцев этого года «АвтоВАЗ» сократил продажи легковых автомобилей и коммерческого транспорта на 44%, до 269,5 тыс. машин, группа ГАЗ -- на 60%, до 42,6 тыс. штук, «Ижавто» -- на 73%, до 5,29 тыс., Sollers -- на 41%, до 41,73 тыс., GM -- на 56%, до 113,61 тыс., Ford -- на 55%, до 70,51 тыс., Hyundai -- на 67%, до 52,2 тыс., Toyota -- на 63%, до 58,5 тыс., Nissan -- на 55%, до 55,5 тыс., Renault -- на 36%, до 53,55 тыс., Mazda -- на 56%, до 26,26 тыс., Peugeot Citroen -- на 23%, до 33,54 тыс., Volkswagen -- на 24%, до 72,5 тыс. автомобилей.
Ирина ЦЫРУЛЕВА

Автор: Сергей САХАРКОВ