ИСИНБАЕВА И СТАЛИН СТАЛИ СЛАВОЙ ВОЛГОГРАДА. Молодые волгоградцы через SMS пытаются примирить расколотую российскую историю
В Волгограде 7 сентября, в день 419-й годовщины со дня образования города-героя на Волге, были подведены итоги телемарафона «Слава Волгограда», организованного муниципальным телевидением «Первый Волгоградский канал» (ПВК) при участии газеты «Городские вести». Во время уникальной акции, которая длилась почти месяц (до сих пор, кстати, ни один волгоградских телеканалов не предпринимал таких масштабных и амбициозных проектов), горожанам было предложено выбрать из 45 фамилий причастных к волгоградской истории людей (военачальники, артисты, певцы, спортсмены и т.д.) наиболее значимые.
В ходе SMS-голосования выяснилось, что самыми популярными среди волгоградцев персонажами сегодня являются олимпийская чемпионка Елена Исинбаева (за нее был отдан 421 голос) и Иосиф Сталин («отец всех народов» получил 419 голосов участников марафона).
Как отметила в интервью ЮФ автор проекта «Слава Волгограда», генеральный директор «Первого Волгоградского канала» Екатерина Голод, Сталин и Исинбаева стали лидерами SMS-гонки практически с самого начала: «Все остальные претенденты на звание «Слава Волгограда» заметно отставали от них. Причем, вплоть до завершающего этапа подсчета голосов, Сталин опережал олимпийскую чемпионку примерно на 5-7 голосов. Только за сорок минут до окончания голосования Елена Исинбаева вырвалась вперед и победила с перевесом в два голоса». Третье место в конкурсе «Слава Волгограда» заняла юная волгоградская певица Александра Головченко – за нее проголосовали 415 участников SMS-викторины.
Как показывает анализ фамилий, сформировавших первые 15 позиций конкурса «Слава Волгограда», для горожан сегодня лидерами общественного мнения являются полководцы времен Сталинградской битвы и ее участники (4 фамилии), действующие олимпийские чемпионы и популярные спортсмены (5 фамилий), а также люди творческих профессий, чья жизнь была связана с Волгоградом (поэтесса Маргарита Агашина, композитор Александра Пахмутова, актер Иван Лапиков).
Как показали итоги конкурса «Слава Волгограда», самым популярным военачальником среди волгоградцев является маршал Советского Союза Георгий Жуков (4-е место), значительно ниже по рейтингу расположились генералы – командовавшие во время Сталинградской битвы легендарными 62-й армией (Чуйков, 347 голосов) и 64-й армией (Шумилов, 332 голоса).
В номинации «Открытый ответ» победил опять-таки легендарный герой Великой Отечественной войны, полный георгиевский кавалер донской казак Константин Недорубов.
Итоги опроса волгоградские эксперты назвали неожиданными. «Реализованный «Первым Волгоградским каналом» проект, безусловно, интересен. Однако необходимо учитывать, что в SMS-голосование – это специфический жанр опроса общественного мнения. Его итоги вряд ли можно расценивать как абсолютно репрезентативные. Кроме того, такого рода опросы, в основном, касаются молодых людей, которые легко откликаются на SMS-акции», - заметил в интервью ЮФ волгоградский политолог Александр Стризое.
«Однако, тем и интереснее результат, полученный в рамках проекта «Слава Волгограда». Для «поколения пепси» остаются авторитетами не только олимпийская чемпионка Исинбаева, но и лидер советской эпохи Иосиф Сталин. Очевидно, что молодое поколение не только реагирует на телевизионный дискурс, где в последнее время постоянно доминируют олимпийские и сталинские образы, но и ищет собственные пути примирения двух историй нашей страны – советской и современной», - сказал в интервью ЮФ председатель Совета по внутренней политике Волгоградской области Николай Малыгин.
«Мы не стремились получить абсолютно репрезентативный взгляд волгоградского общественного мнения на те или иные фамилии из анкеты «Слава Волгограда», - сказала в интервью ЮФ генеральный директор «Первого Волгоградского канала» Екатерина Голод. - Этим должны заниматься социологические службы. Наш проект позволил выявить отзывчивость телевизионной аудитории на предлагаемые ей образы. И, безусловно, итоги этого исследования показывают, что именно телевидение, различные телевизионные жанры и проекты, новости, прежде всего, формируют основные предпочтения у зрительской аудитории. Сегодня именно телевидение помогает «вспомнить» те или иные фамилии, или же, напротив, их «забыть». А ведь все эти имена – это своеобразные коды, с помощью которых моделируются определенные установки в общественном сознании».