ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА УЛИЦУ?! Как Дагестану избежать негативного опыта иных регионов в реформировании сферы ЖКХ
Как и другие регионы России, Дагестан недавно подал заявку на получение помощи из федерального бюджета на проведение капитального ремонта жилого фонда. Как известно, государство быстро уходит из сферы ЖКХ. Да уходит ли? Скорее бежит, оставляя своих граждан в рассыпающихся от старости домах наедине с монополистами – акулами капитализма. Помощь в ремонте крайне изношенного жилого фонда станет «последним приветом» от государства.
«Люмпенов выселить в резервации…»
В 2005 году в России стартовала реформа ЖКХ. Сегодня она вызывает множество проблем и нареканий. К счастью, по объективным причинам эта реформа коснется Дагестана значительно слабее, чем население других регионов России. Тем не менее, жесткость нового Жилищного кодекса еще предстоит оценить сотням тысяч дагестанцев.
Труднее всего придется бедным, неспособным полностью оплачивать коммунальные услуги. Уже сейчас многие дагестанцы не в состоянии платить за квартиры. Как известно, в Дагестане неплатежи за свет, газ, коммунальные услуги носят массовый характер. На начало этого года долги населения за электроэнергию, по разным подсчетам, составили от 600 до 800 миллионов рублей. Долги дагестанцев за газ, если бы не постоянное списание их «Межрегионгазом» путем реорганизации «дочек», составили бы свыше 10 миллиардов рублей… Такого объема долгов нет нигде в России.
Соседи, многодетная семья, живущая в нашем доме, очень долго не платили за коммунальные услуги. У них отрезали свет. Уже больше месяца они так и живут – в темноте. Денег всё равно у них нет. Живи они в другом регионе России, судебные приставы давно уже выкинули бы их на улицу, квартиру продали, а вырученные деньги пустили бы на оплату долгов и судебные издержки. Еще накануне реформы ЖКХ, в 2005 году, в России прошла целая серия показательных процессов, которые широко транслировались российскими СМИ. Десятки семей, имеющих задолженность по коммунальным платежам, были выселены из собственных квартир. Говорят, этот наглядный урок капитализма способствовал улучшению «сознательности» населения. В Дагестане, к счастью, такая «пунктуальность» в исполнении жестоких законов капитализма противоречит сознанию людей. Правда, зимой 2006–2007-го первый урок населению Махачкалы преподали энергетики, отключившие свет в городе, но это не в счет – скорее всего, речь шла о банальном переделе собственности.
Население крупных городов России (особенно заметно это в Москве) совершенно непримиримо настроено в отношении собственных сограждан, неспособных самостоятельно нести всё растущие расходы по ЖКХ. Согласно новому Жилищному кодексу РФ, должника и проживающих с ним членов семьи можно легко выселить из муниципальной квартиры, если задолженность за жилищно-коммунальные услуги превысила полгода. Собственника приватизированной квартиры также можно выселить, но пока – через суд. Выселенным из муниципальных или государственных квартир власти обязаны предоставить иное жилье с учетом социальной нормы – 6 кв. м на человека. «Люмпенов надо выселить в резервации…» – так прокомментировала эту норму одна известная российская газета. Москва слезам не верит.
По данным Росстроя, в России насчитывается от полутора до двух миллионов злостных неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. Общий их долг превысил 70 млрд рублей. Какая судьба ждет этих несчастных?
Новые законы подогрели настроения социального расизма в стране, так как в случае неплатежей часть суммы коммунальных услуг будет перекладываться на добросовестных плательщиков. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения... Согласно этим Правилам, если кто-то из жильцов не сможет оплатить услуги ЖКХ, часть оплаты за них будет включена в счета для его соседей. Платить за бедных?! Представляете негодование московского обывателя?
Спасительный частный сектор
В последние годы в Дагестане активно ведется жилищное строительство. С 2003 года в строй введено более 3,2 млн кв.м жилья. Больше всего жилья в частном секторе – 41 123,7 (96 %). На втором месте муниципальный фонд – 1 445,3 (3 %) и по 1 % – государственный – 447,2 и юридических лиц – 363,9 тысячи кв.м.
Большая часть возводимого у нас жилья – возведена самими гражданами и на их деньги; является частной собственностью. Это неплохо, так как наиболее жесткие меры принимаются в отношении тех, кто квартиры не приватизировал. Собственника из квартиры, а уж тем более дома так легко на улицу не выкинешь. Тут уж, как к Дедушке Тыкве из мультфильма о Чиполлино, лучше сразу приезжать с пушкой.
Города-мышеловки
Как известно, в Дагестане степень урбанизации – одна из самых низких в России. Во многих регионов России две трети населения проживает в городах, более половины – в областных центрах. У нас даже Махачкала, столица, – «большая деревня», где подавляющее большинство застройки – частный сектор. И это, несомненно, снизит социальную тяжесть реформы, которая в наибольшей степени бьет по потребителям всех коммунальных услуг, те есть по тем, кто живет в квартирах.
Уже сейчас частая тема разговоров махачкалинцев, живущих в квартирах, – размер оплаты услуг ЖКХ. Как же так, возмущаются они, мы платим за двухкомнатную квартиру столько же, а то и больше, сколько другие платят за двухэтажный дом?.. Вот она – суть реформы. Богатые, даже если бы они платили за услуги ЖКХ, отдавали бы за свою недвижимость десятые доли процента месячного дохода, бедные – половину пенсии, а то и сверх того.
Реформа ЖКХ своей целью ставит переложить 100 % стоимости оплаты жилья на самих жильцов. Вот уже несколько лет цены на коммунальные услуги быстро растут. Никакая инфляция не объясняет в среднем ежегодный рост стоимости коммунальных платежей более чем на 30 %. И это несмотря на их государственное регулирование, которое не сдерживает опережающий рост тарифов. А ведь в связи с реформой нас ждет очередной виток повышения тарифов, повышение налогов и включение в обязательные новых платежей.
Недавно, к примеру, энергетики объявили, что со следующего года электроэнергия в Дагестане подорожает на 35 %.
При колоссальном росте стоимости тарифов на ЖКХ за последние годы и растущем социальном расслоении жителям самим придется нести бремя, которое до этого совместно несли федеральный, региональный и муниципальный бюджеты. При этом, сбрасывая обязательства по содержанию сферы ЖКХ, ни один бюджет не намерен снизить налоги с граждан. Фактически не намерено государство и провести капитальный ремонт в домах и квартирах, где его не проводили долгие годы, так как обещанное выделение на эти цели 250 млрд руб. не покрывает и 15 % от реальной потребности.
Бедность – тормоз реформ
Проблемы, стоящие на пути реформы ЖКХ в Дагестане, в сущности те же, что и в стране в целом. Прежде всего это высокая степень износа жилья, которое не строилось и не ремонтировалось более пятнадцати лет. В Дагестане объем ветхого и аварийного жилья составляет в 2006 году 10,9 млн кв.м. В ветхом и аварийном жилье живут более 694 тысяч человек. Да и жильем, в традиционном понимании, это назвать трудно. Так, более 80 % водоснабжения и канализации не обеспечены очистными сооружениями. Население потребляет воду, не соответствующую существующим стандартам.
В России в годы реформ и кризиса жилищное строительство претерпевало глубокий кризис, из которого до сих пор не видно выхода. Так, по подсчетам специалистов, в 1987 году в России в строй было введено около 76 млн кв. метров жилья, а в 2003 году российские строители возвели лишь 36,5 млн кв. метров. Соответственно, ситуация с жильем усугубляется в связи с катастрофическим старением и даже обветшанием жилого фонда. Из общего объема жилого фонда России, составляющего 2,85 млрд кв. метров (19 млн жилых строений), зданий старше 30 лет в России более 62 %, со степенью износа более одной трети – 61,6 %, а ветхие дома – это почти 90 млн кв. метров (3,1 %). Две трети россиян живут, мягко говоря, в сложных условиях.
Очевидно, недостаточно вводится жилья и в Дагестане. Старение существующего жилья, которое давно выработало ресурс, сопровождается еще более быстрым старением объектов коммунальной инфраструктуры. Например, официально установленная норма расхода холодной воды на одного жителя Махачкалы установлена в размере 375 литров в сутки. Реально горожанин расходует не больше 100 литров. Всё остальное фактически – потери воды. Вследствие разных аварий горожане платят за 375 литров воды в сутки.
Кроме того, специфическая проблема Дагестана – бедность при относительно высокой рождаемости. В Дагестане субсидии на услуги ЖКХ получают более 100 тысяч семей. Рост коммунальных платежей теперь вносит всё более существенную лепту в снижение жизненного уровня. Только в 2006-м платежи по ЖКХ выросли на 25 %. Уже сегодня многие пенсионеры, проживающие в центральной части Махачкалы, отдают в оплату квартиры свыше половины пенсии, едва сводя концы с концами. А ведь реализация реформы ЖКХ означает ещё более быстрый рост коммунальных платежей.
Реформаторский навар
Критическая проблема для республики сегодня – крайняя изношенность жилищного фонда. Государство уходит из сферы ЖКХ, переводит сферу ЖКХ на 100-стопроцентную оплату самими жильцами. Но при этом жилой фонд не развивался, не ремонтировался он почти два десятилетия и в основном выработал ресурс. За счет кого должен проводиться капитальный ремонт?
Очевидно, что государство будет присутствовать на рынке ЖКХ и после того, как снимет с себя обязательства в качестве надзирающей структуры. Посредством надзирающих структуры оно будет требовать ремонт от жильцов и штрафовать их.
Правда, следует отметить, чтобы смягчить переход к 100-процентной ответственности жильцов за свой дом, государство учредило Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства, который и должен, по идее, взять на себя проблемы капитального ремонта домов и коммунальной инфраструктуры. Фонд истратит на эти цели 250 млрд рублей – на всю Россию. Это, как мы говорили, примерно шестая часть от реально требуемой суммы. Но даже эта небольшая помощь государства в ремонте сферы ЖКХ обусловлена целым рядом условий.
Некоторые муниципальные образования Дагестана, в том числе – Махачкала, оперативно подготовили необходимые данные по аварийному фонду жилья, собрали соответствующие бумаги. Они готовятся к получению средств от Фонда. Но уже самое ближайшее время покажет, во что выльется эта поддержка на практике – оможет ли она действительно отремонтировать жилой фонд и коммунальную инфраструктуру, а значит – сделает их потенциально привлекательными для инвесторов. Или же, как обычно, дело завершится косметическим ремонтом, а все средства осядут в безразмерных карманах «ответственных лиц».