ГЕНЕРАЛЬСКАЯ РОТАЦИЯ. В регионах России предпринята первая попытка заменить «путинских» силовиков на «медведевских».

12/08/2008 - 16:26
Подпишитесь на ЮФ на

В регионах России предпринята первая попытка заменить «путинских» силовиков на «медведевских».
В России в начале августа 2008 года была предпринята первая попытка заменить «путинских» силовиков на «медведевских». В качестве «пилотной» территории для отработки технологий такой замены, видимо, избраны регионы Южного федерального округа (ЮФО), где (есть основания об этом говорить) готовятся чистки силовых ведомств. В ходе них путинских руководителей правоохранительных органов и могут сменить люди Дмитрия Медведева.
Соцопрос от Владимира Устинова
Вывод о скорой «генеральской ротации» можно сделать, внимательно присмотревшись к инициативе нового полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Владимира Устинова, которую он озвучил в конце июля в Волгограде. Будучи в городе-герое на Волге, Владимир Устинов выразил недовольство показателями борьбы с коррупцией и выступил с инициативой проведения фактического мини-референдума (опроса общественного мнения), с помощью которого местное население дало бы свою оценку работе правоохранительных органов региона. Какая именно структура и по каким критериям будет проводить опрос жителей области – пока неизвестно.
Очевидно, что на самом деле необходимости в такого рода опросе нет. Результаты его уже сегодня вполне предсказуемы. Очевидно, что большинство силовиков области (за исключением разве что традиционного чтимого в общественном мнении «ВЧК» – ФСБ) получат от населения неудовлетворительную оценку. В пользу этого говорят, кстати, и аналогичные соцопросы, проводившиеся в городе и регионе в 2004–2007 годах. Население традиционно скептически относится к деятельности силовиков, и эта тенденция характерна не только для Волгоградской области, но и для подавляющего большинства регионов России.
Если же исход «всенародного голосования» фактически предрешен, то можно сделать вывод о том, что объявленный полпредом соцопрос населения является не самоцелью, а, вероятнее всего, началом нового кадрового проекта в ЮФО, отправной точкой в зарождающемся процессе отставок руководства правоохранительных органов не только в Волгоградской области, но и других регионах ЮФО.
Примечательно, кстати, что губернатор Волгоградской области Николай Максюта «энергично поддержал» инициативу Устинова. Думаю, что сделал он это по двум простым причинам. Во-первых, губернатор обязан по должности поддерживать полпреда как своего непосредственного начальника. Во-вторых, с помощью инициативы Устинова команда губернатора, в настоящее время слабо стоящая на ногах, вероятно, постарается снять напряженность в отношениях с местной прокуратурой и ФСБ, заметно активизировавшихся в борьбе с коррупцией и должностными преступлениями в регионе.
Генерал генералу - рознь
Можно долго гадать, зачем Владимиру Устинову понадобилось через опрос населения (хорошо еще, что не через SMS-голосование!) «снести» нынешнее руководство волгоградских силовиков. На наш взгляд, под видом борьбы с якобы непопулярными руководителями силовых ведомств вскоре произойдет замена генералов, назначенных на свои должности указами президента Владимира Путина, на новых генералов, назначенных уже указами президента Дмитрия Медведева. Напомним, что все назначения на руководящие должности в правоохранительных органах производятся Президентом РФ.
Если такая массовая ротация генеральских кадров произойдет, то она станет доказательством того, что между Путиным и Медведевым начался период скрытой конкурентной борьбы за контроль над силовой бюрократией в регионах РФ. Именно на силовой блок традиционно опирается федеральная власть. Поэтому неудивительно, что Медведев попытается в первую очередь взять рычаги управления силовиками на себя.
Любопытно, что именно Владимир Устинов, считавшийся до сих пор «бойцом» «силовой башни Кремля», фактически запустил механизм пилотной ротации кадров в силовых структурах, и начал он этот процесс в Волгоградской области. Таким образом, Волгоградская область может стать полигоном для отработки технологий перехвата рычагов управления правоохранительными и репрессивными органами новой президентской командой, и, возможно, губернатор Николай Максюта чутко уловил этот первый сигнал нового кремлевского лидера.
Информационная война против «путинского» ФСБ уже началась
К истории с «опросом общественного мнения» следует добавить еще один штрих. В течение последних двух-трех недель в целом ряде средств массовой информации начался качественный «слив» негативной информации на руководителей управлений ФСБ сразу трех регионов – Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. Любопытно, что интенсивный сброс информации, компрометирующей чекистское руководство трех областей, чудесным образом совпал с озвучиванием Устиновым инициативы об опросе общественного мнения относительно деятельности силовиков... Вряд ли это простая случайность, тем более что в регионах РФ уже много лет не проводилось организованных информационных кампаний по дискредитации чекистского начальства – основной путинской опоры в субъектах РФ. Важно также заметить, что слив компромата осуществляется в отношении структур ФСБ – которые по сравнению с другими российскими силовыми структурами на местах гораздо менее коррумпированы и активнее других ведут борьбу с должностными преступлениями российской бюрократии. Во всяком случае, в Волгоградской области дела обстоят именно так.
Впрочем, пока вышибание «путинского клина» из правоохранительной и спецслужбистской системы не носит тотального характера. Это, возможно, связано с традиционной политической неактивностью летом. Вероятно, осенью-зимой 2008–2009 года процесс замены путинских генералов на медведевских может пойти более активно.
«Грузинский фактор»
Не ясно пока, каким образом на грядущих чистках в генеральской корпорации ЮФО скажется августовская война в Южной Осетии. Путинская команда наверняка попытается использовать «грузинскую агрессию» для того, чтобы укрепить положение своих генералов. «Медведевцы», напротив, могут апеллировать к грузинскому успеху на первом этапе августовской войны – как к основанию для генеральских ротаций в силовых ведомствах РФ (российские силовики, – и это очевидно, – плохо подготовили к грядущим боям южноосетинскую армию, которая практически оказалась неспособной самостоятельно дать отпор грузинской армии).
Война в Южной Осетии может стать эффективным рычагом влияния путинской «силовой башни» на президента Медведева. Эскалация российско-грузинского вооруженного противостояния объективно будет способствовать укреплению политических позиций генеральского сообщества, выросшего в путинскую эпоху. Кстати, этот, внутрироссийский, элемент внешней воинственности РФ в Южной Осетии и Грузии сегодня, на наш взгляд, недостаточно внимательно исследован экспертами. Политика – вещь циничная. И, очевидно, что спасение от геноцида южноосетинского народа со стороны грузинского спецназа является далеко не единственной целью Кремля.
Сегодня в боях на Южном Кавказе (как в 1999–2002 годах в боях в Чечне) выстраивается, в том числе, и новая политическая архитектура внутриэлитных российских спецкоммуникаций, формируется новый баланс сил и интересов между основными группировками кремлевской элиты.
Новая спецслужба Медведева
Очевидно также, что ожидаемая «медведевская атака» на путинских силовиков является частью более масштабной стратегии нынешнего Кремля по укреплению позиций новой президентской команды в бюрократическом классе России. Одну из ключевых ролей в решении этой задачи должна сыграть недавно подписанная Дмитрием Медведевым специальная программа борьбы с коррупцией, которую он озвучил на совещании в городе Гагарине Смоленской области.
Эта программа состоит из четырех этапов-направлений, наиболее важным из которых, на наш взгляд, является второй элемент. Он предусматривает создание во всех государственных структурах, органах власти и управления специальных отделов по борьбе с коррупцией. Главной задачей этих «антикоррупционных отделов» станет сбор информации на работников бюрократических структур. Объективно, в силу этого, «антикоррупционные отделы» скоро превратятся в фактически альтернативную сетевую спецслужбу, не подчиняющуюся ни одной правительственной структуре (то есть не подконтрольную премьеру Владимиру Путину). Очевидно, что именно через проект «борьбы с коррупцией» команда Дмитрия Медведева будет пытаться перехватывать у команды Владимира Путина контроль над гражданским бюрократическим классом, а также над силовым блоком.
«Административное раздвоение»
О том, что интересы Путина и Медведева в вопросах кадровой политики уже начинают расходиться, свидетельствует спущенное из Москвы в южное полпредство «техническое задание» подготовить два списка «кадрового резерва»: один – для Путина, второй – для Медведева. Это на самом деле тревожный симптом для российской государственной системы. Возникают предпосылки для возникновения в России реального двоевластия, для формирования параллельных систем управления. Подобное положение уже существовало в 1993 году и закончилось вооруженным путчем и настоящей гражданской войной в центре Москвы. Разумеется, прямые аналогии проводить преждевременно, однако очевидно, что нынешнее «административное раздвоение» верховной власти в РФ может резко усилить политическую напряженность в российском обществе.

Автор: Сергей САХАРКОВ