Дмитрий Медведев впервые участвует в саммите «большой восьмерки»

07/07/2008 - 09:53

Вчера вечером самолет Дмитрия Медведева приземлился в Японии. Несколько месяцев назад, когда нынешний президент России еще лишь готовился занять этот пост, западные журналисты активно интересовались вопросом, кто же будет представлять Россию на саммите глав государств «большой восьмерки». Не потому, что сомневались в победе г-на Медведева на выборах, а потому, что ожидали увидеть в Японии Владимира Путина, пусть и в премьерском статусе. Когда подобные вопросы задавали самому Путину, он лишь недоумевал. И хотя прецедент в российской истории был (в 1999 году во встрече «восьмерки» в Кельне участвовал премьер Сергей Степашин), сомнения в политических возможностях Дмитрия Медведева добраться до Хоккайдо и прежде выглядели смехотворно. А вчера уже никто не мог в них сомневаться.

В аэропорту городка Титосэ, куда прибыл г-н Медведев и откуда он на вертолете должен был добраться к месту проведения саммита, фешенебельному отелю «Виндзор» на берегу озера Тоя, к вечеру сгустился туман. В связи с чем, по неофициальной информации, вертолетную поездку пришлось отменить, а до отеля добираться на автомобилях. Местная дорога, впрочем, ненамного безопаснее тумана: она имеет всего два ряда, петляет между холмов и лесов, а дорожные знаки указывают на наличие лосей, медведей и прочей живности, которая, видимо, не брезгует создавать на проезжей части опасные ситуации. Однако в последние дни, когда окрестности оккупировали японские полицейские и служащие сил самообороны, инцидентов с лесными жителями зафиксировано не было.

В остальном после вчерашнего тумана программа Дмитрия Медведева на саммите ясна. Помимо всех рабочих встреч в формате «восьмерки» он проведет около десяти двусторонних переговоров. Причем первым его собеседником сегодня будет президент США Джордж Буш, который накануне отметил 62-й день рождения. Сегодня же пройдут переговоры еще с тремя лидерами «восьмерки» -- Ангелой Меркель, Николя Саркози и Гордоном Брауном. На каждую встречу протоколом отведено по полчаса, хотя понятно, что у всех у них есть своя драматургия и своя интрига. Например, с британским премьером г-н Медведев увидится впервые, и трудно предсказать, как пройдет их знакомство на фоне плохих межгосударственных отношений. («Я не думаю, что им потребуется много времени для знакомства. На встрече будут обсуждаться вполне конкретные вопросы, в которых заинтересованы оба лидера, -- сказал на днях журналистам помощник российского президента Аркадий Дворкович. -- Я думаю, что встреча будет интересной и будет шагом вперед в двусторонних отношениях».)

Завтра на саммите основной день работы. Фактически это и будет встреча именно «восьмерки», поскольку сегодня и в среду главы государств встречаются в расширенном составе: сегодня вместе с главами ряда африканских государств, а послезавтра с участием руководителей крупнейших развивающихся экономик, включая Китай, Бразилию, Индию, Индонезию и др. Тем не менее на завтрашний вечер у Дмитрия Медведева запланированы и двусторонние переговоры -- с японским премьером Ясуо Фукудой и с Сильвио Берлускони. И если заранее понятно, что беседа с итальянским премьером обещает быть приятной во всех отношениях, то точно так же заранее понятно, что встреча с хозяином саммита будет непростой: слишком напориста в Японии агитация по возврату «северных территорий», чтобы разговора о них можно было избежать.

Наконец, в среду российский президент проведет переговоры с президентами Кореи и Бразилии Ли Мен Баком и Лулой, премьер-министром Индии Сингхом и китайским председателем Ху Цзиньтао, а перед отлетом с Хоккайдо проведет заключительную пресс-конференцию.

Хотя Дмитрий Медведев не единственный «новичок» на саммите (кроме него, впервые в таком мероприятии участвуют Гордон Браун и Ясуо Фукуда), именно для него на Хоккайдо настоящая политическая премьера. Не в последнюю очередь и потому, что по сравнению с коллегами из Британии и Японии политические перспективы российского президента выглядят весьма и весьма убедительно и только он кажется сегодня кандидатом на долгожительство в клубе G8. Судя по последним выступлениям г-на Медведева, он к этой роли готов.

На Хоккайдо, как и год назад в германском Хайлигендамме, единственная и главная интрига связана с тем, смогут ли мировые лидеры прийти к единому пониманию угроз, связанных с изменениями климата, и договориться о совместных действиях. Глобальный продовольственный кризис и всплеск инфляции в мировом масштабе лишь на первый взгляд отодвинули проблемы климата на второй план.

Напротив, Гордон Браун уверен, что странам Запада необходимо объединить усилия и уменьшить зависимость от ископаемых видов топлива, а также увеличить объемы производства продовольственных товаров в развивающихся странах. Об этом он заявил в интервью газете Guardian. Издание в связи с этим отмечает, что мнение Брауна служит ответом на опасения экспертов, которые считают, что кризис мировой кредитной системы может заставить индустриально развитые страны отказаться от сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу и от обещания увеличить объем помощи бедным странам. Как известно, мнение о том, что защитой климата не стоит увлекаться, поскольку это тормозит экономический рост, весьма популярно. «Мир столкнулся с тремя проблемами: ростом цен на топливо, подорожанием продуктов питания и кризисом кредитования. Я бы хотел донести до "большой восьмерки", что наблюдаемый ныне экономический кризис означает, что вместо того, чтобы расслабиться по поводу климатических изменений и проблем в развивающихся странах, мы должны ускорить решение этих вопросов, -- приводит агентство Рейтер слова Брауна. -- Это не просто ключ к решению проблем окружающей среды и бедности, это ключ к будущему нашей экономики в целом».

Браун считает, что о результатах саммита можно будет судить по тому, удалось ли справиться с протекционизмом, поддержать более чистую энергетику и разработать меры борьбы с подорожанием топлива и продовольствия. Применительно к энергетике британский премьер выражает надежду на то, что «восьмерка» уже в следующем году сможет добиться успехов в работе над международным соглашением, призванным сменить Киотский протокол (оно, как известно, должно быть согласовано на сессии Рамочной конвенции ООН по изменениям климата в декабре 2009 года). Впрочем, президент Института энергетической политики Владимир Милов обращает внимание, что достичь прогресса в борьбе с изменениями климата можно лишь при деятельном участии основных «производителей» парниковых выбросов -- США и Китая, а они категорически не готовы к смене своей энергетической политики.

Кроме того, судя по всему, Браун везет на Хоккайдо конкретную идею по изменению мировой финансовой архитектуры. О необходимости корректировки глобальных финансовых институтов говорил в своем интервью и Дмитрий Медведев. Он подчеркивал, что последние события в мировой экономике подтолкнули к тому, чтобы «отрегулировать» эту систему по-новому: она «должна быть более справедливой», «учитывать тот набор рисков, которые являются актуальными на сегодняшний день» и «учитывать негативный опыт, связанный с перегревом экономики». Предложения о том, как это сделать, сказал г-н Медведев, «готовятся рядом государств, в том числе Великобританией». «Готовятся подобные предложения и нами», -- добавил российский президент.

По мнению Гордона Брауна, «восьмерке» необходимо договориться «превратить Всемирный банк в энергетический банк» наряду с его функциями банка развития. Г-н Браун, который на протяжении нескольких лет занимал пост министра финансов Ее Величества, вплотную работал с международными финансовыми организациями, в отличие от других сегодняшних лидеров «восьмерки» давно требует их реформирования. Что касается Международного валютного фонда, то г-н Браун давно (и небезуспешно) пытается сократить роль МВФ до инструмента в руках его основных акционеров. У Всемирного банка, судя по всему, в системе координат г-на Брауна есть шансы выжить. Очевидно, на саммите британский премьер изложит свою идею более подробно, тем более что на Хоккайдо присутствует и глава ВБ Роберт Зеллик.

Кстати, Всемирный банк уже предпринял шаг, который инициирован тремя странами «восьмерки» и пока не совсем нравится другим членам клуба, включая и Россию. Неделю назад ВБ учредил глобальный Климатический инвестиционный фонд с объемом ресурсов до 5 млрд долл. Как известно, идею такого фонда для инвестиций в создание новых энергетических технологий предложила в рамках «восьмерки» Япония. Токио предложил внести в фонд 10 млрд долл. и сразу объявил о готовности вместе с США и Британией обеспечить 5 млрд. Предполагалось, что еще 5 млрд профинансируют остальные члены клуба, в том числе и Россия. Однако Москва публично выразила сомнения в необходимости этой инициативы, заявив устами министра финансов Алексея Кудрина, что подобные институты уже существуют. В итоге инициаторы фонда решили не ждать всех остальных и подключили к проекту ВБ. По всей видимости, дискуссия о финансировании инициатив, которые выдвигает «восьмерка», займет на саммите видное место. И предсказать ее итог очень трудно.

Автор: Сергей САХАРКОВ