УБЭП конфисковал архив видеосъемок Бориса Ельцина

20/06/2008 - 09:22

УБЭП конфисковал архив видеосъемок Бориса Ельцина и хранит его в отделении по ЦАО Москвы. Адвокат оператора Александра Кузнецова готовит документы с требованием проверить законность изъятия 600 кассет с 10 тыс. часами съемки деятельности первого президента России. Оператор считает, что архив — его частная собственность. Бывший глава службы протокола Ельцина уверен: видео принадлежит государству.
Видеоархив съемок Бориса Ельцина, изъятый в среду у личного оператора первого президента России Александра Кузнецова, до сих пор находится в отделении по борьбе с экономическими преступлениями ЦАО Москвы. В то же время, как сообщил «Газете.Ru» адвокат Кузнецова Виктор Запрудский, весь сегодняшний день защита готовила заявление в прокуратуру и ГУВД о «проверке правомерности действий ОБЭПа». Все еще непонятно, кому принадлежат записи, сделанные Кузнецовым во время работы на Ельцина, — государству или оператору лично. Свои аргументы защита Кузнецова обещает обнародовать в ближайшее время.

Дело в том, что у Бориса Ельцина был один личный оператор – Кузнецов, и один личный фотограф – Дмитрий Донской. Но последний работал при президенте по специальной аккредитации от РИА «Новости». «Ему просто нравилось, как я снимаю, поэтому у меня был доступ ко всем личным событиям и частной жизни Ельцина. Но мой архив принадлежит СМИ, в котором я работал, и фотобанкам, которые эти снимки выкупали. В моем распоряжении те снимки, на основе которых я выпустил альбомы и книги о Ельцине», — пояснил Донской «Газете.Ru».

Кузнецов, в свою очередь, работал непосредственно на президента и значился в штате Федеральной службы охраны, как все личные операторы и фотографы главы государства.
«Кузнецов занимался другим. Он вел ежедневную хронику, постоянно был при Ельцине, присутствовал на всех совещаниях, в том числе и закрытых. Мне как фотографу там было мало что интересно, одни говорящие головы», — рассказал Донской.

Кузнецов «жил» с Ельциным вплоть до 2000 года. В начале президентства никаких правил насчет хранения и распространения отснятого материала не было, но вскоре – по некоторым данным, после того как некоторые «госоператоры» и «госфотографы» начали продавать свои кадры зарубежным агентствам, — пресс-секретарь президента Сергей Ястржембский добился того, что съемки и фотографии стали государственной собственностью и должны храниться в едином закрытом архиве.

Но Кузнецов и его адвокат заявляют, что 600 изъятых ОБЭПом кассет — это частная собственность.
На них — более 10 тыс. часов съемок Ельцина и его окружения, сделанные с 1989-го по 2000 год. «90% из этого — официоз, то есть какие-то приемы, выступления, также моя съемка в Белом доме во время путча 1991 года, и 10% — кадры личной жизни Бориса Ельцина, где, например, он с семьей на отдыхе или играет в теннис с президентом Южной Кореи Ро Дэ У. Съемка не представляет собой какой-либо тайны, она по большей части существует в архивах телевидения», — сказал Кузнецов «Газете.Ru».

Бывший руководитель протокола первого президента РФ Владимир Шевченко, в свою очередь, полагает, что изъятый архив не может принадлежать Кузнецову.
«Как можно было утащить кассеты, которые принадлежали частично пресс-службе, частично службе безопасности президента, и при этом считать, что это личная собственность оператора?» — сказал он агентству «Интерфакс». По его словам, «даже если это не подлинники, а копии — все равно это, во-первых, нарушение подписки о неразглашении, и во-вторых, это как минимум нарушение служебной этики работника безопасности». Согласно правилам, операторы и фотографы, работавшие и пользовавшиеся государственной аппаратурой, все отснятые материалы должны были сдавать, уточнил Шевченко. «Пусть разбираются сейчас соответствующие службы, как организовано хранение архивов, но совершенно ясно, что кассеты с воспроизводством деятельности президента страны — это государственная собственность, а не личная», — заключил он.

Ни ГУВД, ни УБЭП официальных комментариев о скандале с президентским архивом пока не дают.

Напомним, что работники ГИБДД остановили микроавтобус, за рулем которого находился сын телеоператора Евгений Кузнецов, в среду около 14.00 на Космодамианской набережной. Поводом якобы стал ржавый капот. В салоне автомашины лежали 13 сумок с более чем 600 видеокассетами формата «бетакам». Сотрудники ГИБДД обследовали груз, потребовали накладную на перевозку, а после вызвали на место оперативников ОБЭП по Центральному округу Москвы и сотрудников ФСО. Те сообщили водителю и хозяину архива Александру Кузнецову, что собираются проверить видеокассеты на предмет их контрафактного происхождения. После этого милиционеры вызвали двух понятых и стали описывать кассеты.

Как рассказал «Газете.Ru» сам владелец архива, кассеты он перевозил в студию, чтобы приступить к монтажу своего четвертого по счету документального фильма. По его мнению, именно политический характер будущего фильма и мог быть истинной причиной изъятия кассет.
«Сценарий ленты был написан, идею можно обозначить как «что осталось от демократии в России». Фильм должен был выразить общее настроение в обществе, это был бы объективный взгляд на те изменения, которые произошли в России, начиная с демократических реформ Ельцина и до нынешнего момента», — сообщил Кузнецов. По словам собеседника, если кассеты не вернут, работа будет сорвана, хотя практически вся съемка существует в копиях. Какие конкретно кадры собирался использовать оператор в фильме, он не пояснил.

Автор: Сергей САХАРКОВ