В Новочеркасске вспоминают жертв 1962-го года
В Новочеркасске сегодня вспоминают погибших в 1962 году. Тогда в результате расстрела мирной демонстрации 2 июня 1962 года на площади у здания ГК КПСС и Горисполкома убили 24 человека и 87 ранили. По другим оценкам, погибло 26 человек и ранено было 90.
Городской информационный портал Новочеркасска пишет, что органами КГБ и МВД СССР было возбуждено 57 уголовных дел, по которым осудили 114 человек. Из этих 114 лиц 7 приговорили к смертной казни и расстреляли, 82 были осуждены на срок в основном на 10-12 лет и 25 человек осудили за злостное хулиганство.
По некоторым данным, было привлечено к уголовной ответственности до 200 человек. Из 87 раненых 30 человек остались инвалидами на всю жизнь. Получили травмы разной степени тяжести 35 военнослужащих, трое были госпитализированы.
Тогда накануне событий, названных позднее «Новочеркасской трагедией», правительство СССР объявило о первом за последние десятилетия повышении цен на мясо-молочные продукты, а дирекцией Новочеркасского Электровозостроительного завода им. Буденного одновременно — о снижении расценок на производимую рабочими продукцию. И то и другое снижало жизненный уровень трудящихся. Поэтому 1 июня 1962 года на НЭВЗе стихийно возникла экономическая забастовка, участники которой пытались у директора завода Курочкина выяснить вопросы о том, как же им теперь жить без мяса, масла и других продуктов. Директор, не поняв взрывоопасной ситуации, ответил, что «раз нет денег на пирожки с мясом, то ешьте с ливером».
Возмущенные рабочие, подогреваемые призывами к расправе с администрацией, заблокировали в здании заводоуправления прибывшего к ним на переговоры 1-го секретаря Ростовского Обкома КПСС Басова. Не найдя общего языка и с ним, митингующие приняли решение перекрыть железнодорожные пути и тем самым заявить о себе не только на Дону, но и в Москве. К многотысячной толпе митингующих электровозостроителей стали примыкать и хулиганствующие элементы, требующие разгрома продовольственных магазинов. Ситуация накалялась, и бастующие уже не подчинялись ни требованиям прибывшей милиции, ни военных офицеров.
К вечеру 1 июня в Новочеркасск прибыли несколько танков и бронетранспортеров. Таким образом, наряду с внутренними войсками и милицией, а также военно-учебной частью (артшкола) в противостоянии с забастовщиками приняли участие и воинские части.
Утром 2 июня в рабочем поселке Буденновском собралась многотысячная масса людей, в том числе женщины и дети. Многим уже был известен плакат, написанный художником НЭВЗа Коротеевым: «Мясо, масло, повышение зарплаты!» Среди протестующих звучали призывы и лозунги идти демонстрацией к зданию городского комитета партии и горисполкома и там получить ответ на вопрос: «Как жить дальше?» Огромная колонна людей с портретами Ленина под красными знаменами, лозунгами и требованиями: «Мяса, масла !!!» пошла, преодолевая огромное расстояние (более 10 км) и преграды из милиционеров и солдат в центр города.
К этому времени, а точнее с утра 2-го июня, в здании ГК КПСС и Горисполкома собрались прибывшие в Новочеркасск многие члены Президиума ЦК КПСС Козлов, Микоян, Кириленко, Ильичев, Полянский и Шелепин (почти половина тогдашнего Президиума, т.е. Политбюро ЦК КПСС) и более десятка руководителей различных ведомств, в том числе и силовых, например генералы Захаров, Ивашутин и др. Они пытались взять ситуацию в Новочеркасске под свой контроль, в целом даже не понимая, что же происходит в городе.
Для прекращения беспорядка автоматчики дали предупредительный залп в воздух. Затем начались выстрелы по толпе.
Многие из арестованных с 1-го по 17 июня (а некоторые и позже) прошли через камеры Новочеркасской тюрьмы, а затем попали в лагеря. Название «Устимлаг» в бывшей Коми АССР известно многим участникам Новочеркасских событий.
Почти 30 лет молчали о Новочеркасской трагедии 1962 г. как осужденные участники событий, так и те, кто по долгу службы (милиция, внутренние войска, армия, КГБ и др.) давал подписку о неразглашении тайны.
Молчание было прервано активными запросами общественности в различные государственные органы СССР и России в начале 1990-х годов. Первый городской митинг новочеркасцев, посвященный памяти жертв событий 1962 г. состоялся у здания администрации в 1991году, т.е. в день 29-й годовщины. На месте гибели людей в сквере перед площадью установили памятный знак-камень из белого мрамора с лаконичной надписью «1962г.» и православным восьмиконечным крестом.