Ваши письма

21/05/2008 - 14:54

Отвечаем на ваши письма

Фирма применяет упрощенную систему налогообложения. Как учесть суммы авансов при исчислении единого налога, если договор с поставщиком расторгнут?

Васильева Р., бухгалтер

При возврате покупателю сумм авансов фирма вправе уменьшить доходы в том отчетном периоде, в котором получено уведомление от контрагента о расторжении договора. Данная корректировка производится на день списания денежных средств со счета в банке или возврата из кассы (п. 1 ст. 346.15, п. 2 ст. 249 и п. 1 ст. 346.17 НК). При этом следует обратить внимание на то, что в этой ситуации не нужно пересчитывать налоговую базу и представлять уточненную декларацию в инспекцию, так как данные действия производят только при выявлении ошибок и искажений (ст. 54 НК).

Алла Орлова, налоговый консультант

В типовой конфигурации 1С-Предприятие в печатной форме Баланса незаполненные строки убираются, остаются только заполненные. Подскажите, на основании чего это происходит и как избежать этого?

Цыпленкова Г., бухгалтер

В формах бухгалтерской отчетности на печать выводятся не все строки, а только заполненные. Так как в комплект документов начиная с IV квартала 2003 года включены бланки, установленные приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н. При отсутствии у фирмы данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам и расходам, показатели по которым предусмотрены в образцах форм, эти строки и графы в бланки не включаются.

Такое правило указано в пункте 5 Указаний о порядке составления и представления отчетности. Вы можете распечатать полностью только пустой бланк, для этого в кнопке «Печать» имеется команда «Напечатать пустой бланк».

Андрей Голицын, ведущий эксперт компании «Информ-ресурс»

Фирма-упрощенец сдает в аренду торговый павильон. Можем ли мы учитывать при расчете единого налога затраты на приобретение кабеля, светильников, лампочек и других электроприборов, используемых в помещении?

Пономарева Е., бухгалтер

Да, можете. Для целей обложения единым налогом расходами признают любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК). Таким образом, фирма, применяющая УСН, может учесть затраты на приобретение светильников, розеток и выключателей для торгового павильона, переданного в аренду, при исчислении единого налога. Однако следует помнить, что это возможно, только если деятельность компании по передаче торговых мест в указанных павильонах рыночного комплекса не переведена на уплату ЕНВД. Такое мнение высказал Минфин в письме от 30 ноября 2006 г. № 03-11-05/260.

Владимир Сидорчук, аудитор

У нашей фирмы много обособленных подразделений, расположенных в разных регионах. Среднесписочная численность сотрудников каждого филиала не превышает 30 человек, а количество работников головной компании — более 250 человек. Подскажите, нужно ли филиалам теперь подавать отчетность в электронном виде?

Смирнов А., исполнительный директор

Да, нужно. Если среднесписочная численность сотрудников главного офиса превышает 250 человек, то подразделения такой компании обязаны сдавать отчетность в электронном виде. В данной ситуации неважен тот факт, что в самих филиалах трудится гораздо меньше 250 работников. Такого же мнения придерживаются и специалисты Минфина в письме от 29 декабря 2006 г. № 03-02-07/1-364.

Оксана Тутова, аудитор

В 2006 году наша компания отчитывалась по НДС ежеквартально. В декабре был превышен лимит выручки 2 млн рублей. Имеет ли фирма право с января 2007 года сдавать декларацию и платить налог ежеквартально?

Новикова О., бухгалтер

Если в последнем месяце квартала сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг без учета этого налога превысила 2 млн рублей, то фирма утрачивает право на ежеквартальную уплату и представление декларации по налогу. Поэтому вы должны были представить отчетность по НДС не позднее 20 января 2007 года в общем порядке (п. 1, п. 2 ст. 163, п. 6 ст. 174 НК). Кроме того, вам также следовало заполнить отдельные декларации за два предыдущих месяца указанного квартала, то есть за октябрь и ноябрь, и подать их в инспекцию одновременно с отчетностью за последний месяц.

Для данной ситуации Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность компаний предварительно информировать контролеров о своем решении перейти на ежеквартальную сдачу декларации по НДС и уплату налога. При условии соблюдения лимита выручки фирма вправе вернуться к прошлогоднему порядку начиная с I квартала 2007 года (письмо УМНС по г. Москве от 23 декабря 2003 г. № 24-11/71005).

Елена Емельяненко, ведущий эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Подскажите, как оформить работника, если срок действия срочного трудового договора уже истек, но мы не планируем увольнять сотрудника?

Волкова Н., инспектор отдела кадров

Статьей 58 Трудового кодекса предусмотрено, что если по истечении действия срочного трудового соглашения ни одна из сторон не потребовала его расторжения и сотрудник продолжает работать, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В письме Роструда от 20 ноября 2006 г. № 1904-6-1 чиновники указали, что работодателю не требуется делать еще какие-либо записи в трудовой книжке сотрудника. Однако следует внести изменения в договор, заключив с работником дополнительное соглашение.

Инна Аполова, аудитор

Какие документы нужны для приема на работу несовершеннолетнего?

Попова Е., бухгалтер по зарплате

Основным документом при приеме на работу несовершеннолетнего является согласие родителя, а для детей, оставшихся без родительского попечения, — опекуна или попечителя. Кроме того, указанные лица допускаются к работе только после обязательного медицинского освидетельствования, при прохождении которого выдается справка (ст. 266 ТК). Работники в возрасте до 16 лет должны представить справку из учебного учреждения, подтверждающую расписание занятий. Помимо этого несовершеннолетний при заключении трудового договора приносит на работу паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, страховое свидетельство пенсионного страхования. А если их нет, работодатель обязан их оформить.

Валентина Малыгина, аудитор

Подскажите, какие документы нужно представить банку при открытии счета?

Гурина О., бухгалтер

Вы должны представить в банк следующие документы: свидетельство о государственной регистрации, учредительные документы, карточку с образцами подписей и оттиска печати, документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке. Помимо этого нужно свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции и, если вы занимаетесь лицензируемой деятельностью, необходимо представить соответствующее разрешение. Кроме того, при наличии филиалов в банковское учреждение подают положение об обособленном подразделении, документы, подтверждающие полномочия его руководителя, а также ИНН. Правила открытия и закрытия банковских счетов регламентирует Инструкция Центробанка от 14 сентября 2006 г. № 28-И.

Ирина Вавилкина, юрист

Фирма заключила договор на охрану офиса путем подключения к пульту централизованного наблюдения. Стоимость услуг в месяц — 100 000 рублей. Как отразить в бухгалтерском учете данные операции и какие подтверждающие документы для этого нужны?

Степанова С., бухгалтер

Подтверждающими документами в данной ситуации будут: договор об оказании охранных услуг, техническая документация, относящаяся к установленному средству охраны, акт приемки сигнализации и другие. Бухгалтер должен ежемесячно делать следующие проводки:

Дебет 44 Кредит 60
– 100 000 руб. — учтены расходы на охрану;

Дебет 90-2 Кредит 44
– 100 000 руб. — расходы на охрану списаны на себестоимость;

Дебет 60 Кредит 51
– 100 000 руб. — оплачен счет поставщика услуг.

Марина Кулагина, аудитор

Инспекция отказала в вычете НДС, ссылаясь на то, что представленный счет-фактура не соответствует пункту 5 статьи 169 Налогового кодекса, поскольку заполнена графа «К платежно-расчетному документу». А это предусмотрено только в случае осуществления предоплаты за товар. Однако мы перечисляли деньги за уже отгруженную продукцию. Подскажите, насколько правомерны действия контролеров?

Курочкина Ю., бухгалтер

Указание дополнительной информации в счетах-фактурах (номера и даты накладной) не может являться основанием для отказа в применении налоговых вычетов. Это объясняется следующим. Если документ не соответствует условиям, которые не предусмотрены пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса, то инспекторы не вправе отказать фирме в вычете НДС, предъявленном продавцом. Кроме того, в данной статье указаны обязательные требования к документу, что ни в коей мере не может отождествляться с заявлением о недопущении включения в счет-фактуру дополнительной информации. Аналогичного мнения придерживаются и чиновники в письмах ФНС от 20 мая 2005 г. № 03-1-03/838/8, Минфина от 26 июля 2006 г. № 03-04-11/127 (с данным документом вы сможете ознакомиться в справочной правовой системе Консультант Плюс. — Прим. ред.).

Судьи также считают, что при внесении дополнительной информации в счета-фактуры не происходит нарушения правил статьи 169 Налогового кодекса. Такой вывод содержится, например, в постановлении ФАС Московского округа от 5 октября 2004 г. № КА-А40/8818-04.

Юрий Лермонтов, консультант Департамента бюджетной политики Минфина

При расчете среднесписочной численности у меня возникло несколько вопросов. Подскажите, входят ли в нее те, кто трудится по гражданско-правовым договорам?

Коробова М., бухгалтер

Нет, не входят. Среднесписочную численность работников формируют по методологии, предложенной в постановлении Росстата от 3 ноября 2004 г. № 50.

В пункте 86 данного документа указано, что ее рассчитывают путем деления списочной численности сотрудников, в которую не входят работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера, на число календарных дней.

Вера Смелякова, аудитор

На каком счете комиссионер должен учитывать товар, приобретенный для комитента?

Григорова П., бухгалтер

В соответствии с пунктом 1 статьи 996 Гражданского кодекса, вещи, поступившие комиссионеру от комитента либо приобретенные за его счет, считаются собственностью последнего.

Таким образом, в бухгалтерском учете компании-посредника стоимость товаров следует отражать на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

Светлана Прохорова, главный бухгалтер

Для рекламы своих товаров наша фирма пользуется услугами почты и курьеров из специального агентства. Они расклеивают буклеты на столбах, остановках и т. д. Конечно, не бесплатно. Можем ли мы эти затраты списать на расходы, например на услуги связи, и уменьшить тем самым налог на прибыль?

Лерогина К., бухгалтер

Эти затраты относятся к «прочим» нормируемым рекламным расходам. Такое разъяснение дали сотрудники финансового ведомства в письме от 12 января 2007 г. № 03-03-04/1/1. Списывать их в целях налогообложения прибыли можно, но существуют ограничения, установленные пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса.

Размер этих расходов не должен превышать 1 процент от выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 главного налогового документа. Кроме того, нужно смотреть на условия, прописанные в договоре.

Светлана Яблонская, аудитор

В здании, принадлежащем нашей фирме, есть большое свободное помещение. Мы там собираемся открыть что-то вроде физкультурного клуба: бег, ходьба, танцы живота и т. д. Можем ли мы перейти на уплату ЕНВД? Относится ли все это к бытовым услугам?

Крачева О., бухгалтер

Статья 346.27 Налогового кодекса относит к бытовым услугам только те, которые предусмотрены Общероссийским классификатором услуг населению по коду 010000 «Бытовые услуги». А все ваши планируемые мероприятия обозначены под кодом 070000 «Услуги физической культуры и спорта».

Поэтому платить ЕНВД вам не придется, можете применять либо упрощенную систему, либо общий режим налогообложения. Такое мнение высказал Минфин в письме от 15 декабря 2006 г. № 03-11-04/3/540.

Евгения Саронова, консультант

Автор: Сергей САХАРКОВ