Предолимпийские проблемы-хлопоты . С «ОГЛЯДКОЙ» НА ПЕСОК И ЩЕБЕНЬ ИЗ АБХАЗИИ...

13/02/2008 - 14:32

Как доставлять, где выгружать стройматериалы
для грядущей «стройки века» в Сочи?
В начале нынешнего года произошло несколько «знаковых» событий, которые имеют непосредственное отношение сразу к проблемам транспортного комплекса российского Причерноморья – в контексте подготовки к Олимпиаде-2014. Руководством СКЖД принято решение о реконструкции станции Сочи и улучшении технологии работы в Адлерском районе; а главное, в ОАО «РЖД» рассматривается возможность строительства в этой зоне Черноморского побережья новых перегрузочных районов. Основная цель – обеспечение растущих объемов выгрузки инертных (сыпучих) стройматериалов для возведения олимпийских объектов... В конце января по сути скандальное заявление «в тему» сделал руководитель Федеральной таможенной службы Андрей БЕЛЬЯНИНОВ, выступая на заседании Совета Федерации: подготовка грядущей Олимпиады в Сочи, по его мнению, может затормозиться из-за плачевного состояния в тамошнем приграничье транспортной инфраструктуры. Кроме того, заявил глава ФТС, состояние в погранично-таможенной зоне Кубани пунктов пропуска, через которые из Абхазии пойдут массовым потоком строительные грузы, «оставляет желать лучшего и не соответствует современным требованиям».
Как известно, федеральным центром для возведения олимпийских объектов в Адлерском районе намечено увеличить поставки различных стройматериалов, в том числе песка и щебня из соседних регионов Юга РФ и Абхазии. Но пропускная способность приграничных с Абхазией пунктов такова, что, как полагает Андрей Бельянинов, там невозможно организовать даже нормального прохода большого количества людей, не говоря уже о провозе крупных партий грузов и нормальном их таможенном досмотре. В своем выступлении глава ФТС неожиданно напомнил сенаторам и об отсутствии моста на абхазско-российской границе: «Такого объекта там до сих пор нет! Нужно срочно построить в нынешнем году, желательно к лету, мост для грузовых автомобилей, что будут перевозить такие сыпучие грузы. Ведь уже в ближайшее время в районе Красной горы нужно возвести десятки олимпийских объектов...» Действительно, будет очень странно, если «стройка века» ощутимо затормозится из-за отсутствия моста! Тогда точно разгорится нешуточный скандал, Кремль такого не потерпит! В перечне причин, приведших к столь грустной ситуации, в заявлении господина Бельянинова фигурируют «невнимание властей ко всем этим проблемам в предыдущие годы и недостаток финансирования...» Вполне возможно, глава ФТС очень надеется, что подготовка к Олимпиаде-2014 и грядущее строительство спортивных объектов в Сочи помогут косвенно улучшить финансовое обеспечение и техническую оснащенность таможенных постов Краснодарского края, да и на других южных рубежах. Но, с другой стороны, по многим позициям в этом вопросе Бельянинов прав по сути: российско-абхазская граница вполне может «захлебнуться» в потоке инертных строительных грузов! По данной проблеме, затронутой главой ФТС, не поступило официальных комментариев ни из Минтранса, ни из Минрегионразвития (в пресс-службе последнего высказывания главного таможенника России вызвали раздражение – что, де, он нам «америку открыл», мол, ситуация известна).
А, например, в ОАО «РЖД», судя по событиям последних недель, сложился иной взгляд на саму проблему и возможные пути ее решения: нужно не «оглядываться» на ту же Абхазию, а беспокоиться об ином. Как уже не раз говорилось руководителями отрасли и Северо-Кавказской магистрали, железнодорожникам придется ежегодно «одолевать» на сочинско-адлерском направлении до 10 миллионов тонн грузов в основном строительного назначения. Мало того что нынешняя реальная пропускная способность участка Туапсе – Адлер в несколько раз меньше требуемого, и потому там необходима повсеместная прокладка вторых путей. Потребуются также новые перегрузочные комплексы в одной припортовой зоне, где, как задумано Минтрансом РФ, будут сходиться грузовые «нитки» разных видов транспорта. В подтверждение вышесказанного: компании-застройщики Олимпийской деревни и «Росморпорт», как уже сообщал «ЮФ», намерены приступить в текущем году к строительству в Имеретинской долине двух портовых комплексов для приема аналогичных грузов, что будут доставляться морским путем; ибо мощностей нынешнего Сочинского порта явно недостаточно...
По данным службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок СКЖД, из общего грузопотока на станции Сочи основную долю уже в конце 2007 года составляли строительные материалы: в среднем 15 вагонов цемента, примерно 60 вагонов – инертные (сыпучие) грузы. Наметился дальнейший рост «притока» таких грузов. Вот почему реконструкция этой станции неизбежна.
– На данные цели планируется направить 60 миллионов рублей, – сообщил начальник вышеупомянутой службы СКЖД Сергей ПОЛТАВСКИЙ. – В Сочи предусмотрено увеличить ежесуточную выгрузку до 200 вагонов прежде всего за счет улучшения технологии работы грузового двора и обустройства повышенного пути. Выгрузка, скажем, цемента там возрастет в два-три раза.
Между тем, руководством «РЖД» поставлена более глобальная задача – в течение ближайших двух-трех лет поднять общий грузооборот в Сочи и Адлерском районе до 12 миллионов тонн в год, причем с учетом предстоящего строительства дополнительных площадок для выгрузки. Речь идет о четырех земельных участках, выделенных в Адлерском районе под строительство перегрузочных терминалов. Один из новых грузовых районов «РЖД» будет находиться по соседству с аэропортом, другой – примыкать к приграничной с Абхазией станции Веселое; остальные построят на территории Имеретинской долины, ближе к объектам нового портового комплекса. Все новые грузовые районы будут иметь прямые выходы к приграничному с Абхазией перегону Адлер – Веселое. Как видим, железнодорожники «подстраховываются» на ближайшую перспективу. А остальные?

Владимир ТИХОВ

P.S.: В начале февраля на участке Туапсе – Адлер – Веселое представители Международной олимпийской комиссии изучали возможности транспортников и, в частности, СКЖД по доставке строительных грузов для возведения объектов в Сочи. Комиссию возглавляли аудиторы МОК: инженер по транспортной инфраструктуре ФРАНСУА ВЮЙМЕР и инженер по строительству ПЕТЕР ХУФШИД. Гостей интересовали перспективы развития железнодорожной инфраструктуры, возможные объемы пассажирских перевозок накануне и в период проведения Олимпийских игр 2014 года. Планами железнодорожников по обеспечению Олимпийских объектов строительными материалами, реализацией программы интермодальных перевозок (в частности, строительство ветки ст. Адлер – аэропорт) поделились руководители дирекции по капстроительству СКЖД.

Автор: Сергей САХАРКОВ