НАПИ: Без инвестиций в $520 млрд юг России не выдержит нагрузки

05/02/2008 - 12:59

Национальное агентство прямых инвестиций (НАПИ), один из разработчиков стратегии развития ЮФО, прогнозирует, что до 2025 года регион столкнется с проблемами в области энергетики, транспортной инфраструктуры и нехваткой квалифицированных кадров, сообщают «Ведомости». По подсчетам НАПИ, во избежание кризиса в экономику юга необходимо привлечь $520 млрд.

«Мы получили шокирующие, но очень важные результаты, — заявил Юрий Вдовин, председатель правления НАПИ. — Базовые отрасли экономики юга — сельское хозяйство, туризм, транспорт — не смогут обеспечить рост в долгосрочной перспективе».

По словам Вдовина, на юге самый низкий уровень оплаты труда. Среднемесячная зарплата занятых в экономике ЮФО в 2006 году составляла 7 тыс. 300 руб., тогда как в среднем по России показатель составлял 11 тыс. 100 руб. Экономический рост будет сдерживать дефицит квалифицированных кадров, продолжает Вдовин. Численность экономически активного населения в ЮФО к 2025 году снизится на 3% до 10,41 млн человек по сравнению с 2005 годом.

По данным «Strategy Partners», дефицит рабочей силы в зависимости от сценария развития экономики РФ до 2020 года может достичь 237 тыс. — 853 тыс. человек. Особенно будет не хватать кадров со средним и начальным профессиональным образованием, добавляет Вдовин. За последние 15 лет система профессионального образования была разрушена и, чтобы снять дефицит, нужно увеличить количество профтехучилищ, муниципалитетам совместно с представителями бизнес-сообщества определить, каких кадров не хватает, и повысить рабочим зарплату, говорит партнер «Strategy Partners» Игорь Скачков.

К 2025 году возникнут проблемы в области энергетики: разница между потребностями и существующими мощностями может составить 50%, отмечает Вдовин. По сравнению с 2005 годом спрос на электроэнергию в ЮФО увеличится в 2,9-4,6 раза и составит 163-266 млрд кВт/ч в год. По словам начальника департамента по работе со СМИ РАО «ЕЭС России» Мариты Нагоги, разрыв между существующими мощностями и энергопотреблением к 2025 году может достигать 44-46%.

Как отметил Вдовин, к 2025 году объем грузоперевозок в ЮФО вырастет в 3-5 раз. Объем только транзитных российских перевозок через ЮФО может увеличиться в 3,4-6 раз до 26-46 млн т в год. Объем пассажирских перевозок в округе вырастет к 2025 года в два раза до 104,026 млн человек в год. Такой рост приведет к дополнительной нагрузке на морские порты, автомобильные и железные дороги. Наиболее перегруженными окажутся дороги в Краснодарском крае: пропускная способность будет превышена в 3-4 раза. Дефицит портовых мощностей прогнозируется на уровне 40 млн т, а пропускная способность аэропортов составит 4,748 млн человек — на 40% меньше спроса, говорится в стратегии.

Как сообщил глава правления НАПИ, для реализации стратегии в 2008-2025 гг. в ЮФО необходимо привлекать по $26 млрд в год. По его словам, всего в экономику юга надо инвестировать $520 млрд, для этого необходимо использовать ресурсы инвестфонда, госкорпораций, координировать действия российских и западных инвесторов. Реализация стратегии обеспечит рост ВРП в 3-6 раз, доходов населения — в 4-6 раз, отметил Вдовин.

Стратегия развития юга до 2025 года была представлена 31 января на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей в Краснодаре. Инициаторами проекта выступили министр регионального развития Дмитрий Козак, РСПП, Национальное агентство прямых инвестиций (НАПИ) и крупные федеральные компании – ВТБ, «ГидроОГК», РАО ЕЭС.

В течение двух месяцев после обсуждения на общественном совете Минрегионразвития стратегия будет представлена на утверждение в правительство РФ, рассказал президент РСПП Александр Шохин. По его словам, скорее всего, курировать реализацию стратегии будет Минрегионразвития. Полученный опыт можно будет использовать для создания аналогичных программ в других российских макрорегионах, считает Шохин.

Автор: Сергей САХАРКОВ