Новый старый рецепт. Как на Дону хотят победить коррупцию…
…Названные меры, безусловно, строги, но необходимы. И, как справедливо заметил ещё дореволюционный специалист по государственному праву Николай Коркунов, «установление законности всегда чувствуется как стеснение произвола властвующих». И здесь выбор для нас очевиден…
Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию, 5 ноября 2008 г.
Когда впервые слышишь, что в Ростовской области подготовлен и будет приниматься собственный антикоррупционный закон, невольно надеешься: вдруг так вот взяли, да придумали нечто сверхсовременное и супердейственное! Типа «таблетки от всех болезней» или «философского камня», который бы любого чиновника превращал из потенциального коррупционера в воплощенную бескорыстность и законопослушность!.. Обратившись к тексту законопроекта или послушав его разработчиков, поначалу столь же невольно разочаровываешься: всё, мол, в русле президентского «антикоррупционного пакета», ничего сверх и супер… К этому, как выясняется, никто и не стремился. Только потом начинаешь вникать и задумываться…
Как готовились?
Первая «презентация» новой версии антикоррупционного законопроекта (с ним в Ростовской области «носятся» уже более года) состоялась 6 ноября во время заседания комитета областного заксобрания по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку. Иными словами, в достаточно «узком» кругу депутатов и СМИ, без «помпы».
Пикантность ситуации придавало то обстоятельство, что разрабатывали проект при областном прокуроре Сергее Чаплине, который за несколько дней до вынесения антикоррупционного законопроекта на депутатский суд отправился на повышение в генпрокуратуру по ЮФО. Новый донской прокурор – в это кресло прочат Валерия Кузнецова, более трех лет руководившего прокуратурой Чечни, – с предыдущего места работы еще не «убыл» и на грядущее не заступил.
Поэтому депутатам и СМИ о проекте рассказывал старший помощник прокурора РО по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления Сергей Тришин. По его словам, данный проект областного закона позволит выстроить систему координации деятельности всех органов, а также граждан в противодействии коррупции на территории Ростовской области, но с учетом государственной политики, которая будет выработана на федеральном уровне.
Высказал Сергей Александрович и достаточно любопытную вещь: «На современном этапе борьба с коррупцией – это не столько юрисдикция компетентных органов, сколько социально-политическая проблема. И складывающиеся общественно-экономические отношения побуждают искать наиболее эффективные методы противодействия проявлениям коррупции. Практика показывает, что наиболее удачными факторами предупреждения правонарушений, в том числе коррупционной направленности, являются как применение всех правовых рычагов воздействия, включая дисциплинарные, административные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, так и четкое правовое регулирование во всех сферах жизнедеятельности».
В переводе с «чиновничьего» на русский это означает примерно следующее: тех, кто «злоупотребляет», ловили, ловим и будем ловить и наказывать. Но существенно повысить эффективность борьбы с преступностью может только «неудобство» условий для процветания коррупции. Иными словами, благоприятный коррупционный климат хотят на Дону «испортить».
Что обещают?
Спикер донского парламента Виктор Дерябкин накануне очередной сессии сказал: «Мы изучили аналогичные документы всех субъектов федерации, которые имеют подобный опыт. В 24 субъектах – это законы, в пяти – программы. В первом чтении будем принимать потому, что нужно посмотреть, что примет Государственная Дума, и тогда мы доработаем наш закон ко второму чтению, чтобы он был максимально полон, конкретен и полезен для Ростовской области».
По словам Сергея Тришина, проект предусматривает три основных направления: профилактику коррупции, борьбу с коррупцией – то есть выявление, предупреждение и пресечение; и третье направление – минимизация и ликвидация последствий коррупционных факторов. Еще одно предназначение законопроекта – формирование в обществе нетерпимости к данному правонарушению.
Предлагается также создать орган по координации деятельности по противодействию коррупции. Очевидно, это будет областная комиссия, в состав которой войдут депутаты ЗС РО, представители администрации области и органов местного самоуправления, а также правоохранительных органов, СМИ, общественных организаций, учреждений науки, высшего образования, а также граждане, специализирующиеся на изучении проблем коррупции. Законопроект также предусматривает возможность разработки и принятия областной целевой программы по противодействию коррупции.
«Туз в рукаве»
Председатель профильного комитета заксобрания области Александр Ищенко прокомментировал положения проекта более детально: «Всё, что касается уголовного процесса, уголовного наказания, деятельности органов милиции и прокуратуры, ФСБ – эти вопросы находятся в сфере компетенции Президента, Правительства и федеральных органов исполнительной власти. В компетенции субъекта федерации остается не так много инструментов для противодействия коррупции. Но они есть. И этот проект выделяет из общего перечня мер следующие.
Первое: формирование в нашем отдельно взятом регионе в рамках единой программы борьбы с коррупцией соответствующего отношения к коррупции в обществе и в среде государственных и муниципальных чиновников.
Второе: постоянный мониторинг уже принятых и действующих на сегодняшний день областных законов, постановлений, распоряжений Законодательного собрания, администрации области, органов исполнительной власти и местного самоуправления вплоть до базового – поселенческого – уровня, а также проведение антикоррупционной экспертизы на вновь принимаемые нормативно-правовые акты.
Третье: в законопроекте предусмотрена возможность подключения к этой работе общественности. Возможно, в данной редакции проекта этот аспект прописан не так глубоко, как хотелось бы, но ко второму чтению законопроекта в него могут быть включены такие нормы, которые обеспечат максимальное участие общественности в этой работе.
Подчеркну, что областной закон (после его принятия) – это лишь дополнительные меры по отношению к тем, которые сегодня разрабатываются и принимаются на федеральном уровне.
Думаю, что весь 2009 год уйдет на проработку конкретных механизмов антикоррупционной экспертизы. Быстрых результатов в такой сложной работе не будет. Нам нужен прочный фундамент и хорошие результаты на его основе через год, два, три. Но так, чтобы все четко знали: вот – ясные «правила игры», если ты их соблюдаешь, значит, всё в порядке. Если ты их нарушаешь, наступает ответственность, установленная федеральным законом».
Рецепт выписан…
В последних двух предложениях столь длинной цитаты на самом деле кроется почти вся ее «соль». А именно – создание четких и недвусмысленных «правил игры», при которых персональные качества чиновника не имеют ровным счетом никакого значения. Это означает, что закон или любой другой нормативно-правовой акт можно трактовать только однозначно: 2х2=4. Любое иное решение – суд, тюрьма, конфискация.
Идея, в общем-то, хороша. Как и любая другая, столь же глобальная по замыслу. Коррупция, если прибегнуть к терминологии Михаила Булгакова, не «старуха с клюкой», а банальное неисполнение должным образом своих обязанностей. Какою-то одной мерой – будь то судебные преследования или любые другие «репрессии», либо, напротив, полное стимулирование «добропорядочности» – четкого результата не добиться. Нужна система, при которой «климат» для пораженного коррупцией человека станет непригодным для существования.
Для этого мало «вычистить» только региональную и муниципальную (в рамках одного региона) нормативно-правовую базу от различных «разночтений» и «лазеек». Ведь их достаточно и в федеральной правовой базе. Чтобы не быть голословным, приведу один пример: депутаты другого комитета того же донского парламента готовы выйти с инициативой в Госдуму и поправить относительно «свежий» федеральный закон, который позволяет не продавать бизнесмену-арендатору занимаемое им помещение, если за два последних года у того была хоть одна просрочка по арендной плате. А можно и продать – на усмотрение местного чиновника…
На самом деле, тема требует продолжения, даже серьезной дискуссии, к которой «ЮФ» и приглашает своих читателей…
На фото: старший помощник прокурора РО по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами Ростовской области, органами местного самоуправления Сергей Тришин и Председатель профильного комитета заксобрания области Александр Ищенко