Кое-что об Арт-терапии

29/10/2008 - 18:47

Рисование акварелью на мольберте.
Рисование на мольберте акварелью является уникальным средством эмоционального выражения для подавленных клиентов. Клиенты, которые боятся прямого контакта с пачкающими материалами, находят в мольберте и акварели те выходы, которые не угрожают им. С помощью кисточки они получают возможность пачкать предложенный материал (бумага, картон, ткань), но в контролируемой форме. Использование кисточки позволяет клиентам косвенно признавать своё стремление запачкаться. Рисование и раскрашивание – первый шаг к выражению своих чувств и стремлений, свободный от вины. Ваши клиенты могут получить разрядку своих чувств без раскрытия истинной природы их проблем. Только кисточкой некоторые клиенты начинают более свободно использовать пачкающие материалы, например, глину, краску для рисования руками.
Чрезмерно активные или агрессивные клиенты, однако не способны использовать рисование для уменьшения напряжённости. Для них рисование служит источником дополнительной энергии, которое увеличивает напряжённость и стимулирует регресс проблем. Для таких клиентов лучшими инструментами для рисования будут цветные мелки, мел, цветные карандаши, которые требуют фокусировки внимания.

Работа с глиной.
Глина – материал, обладающий особой значимостью для определённого круга клиентов. Глина обеспечивает выходы, как для творческих, так и деструктивных порывов. Она открывает возможность спонтанной манипуляции и создания случайных объектов, что зачастую ведёт к планомерной творческой деятельности со стороны клиента. Глина, больше чем любой другой материал, позволяет наглядно выражать скрытое любопытство по поводу устройства тела, экскрементов и гениталий. В глине клиенты могут представить в зрительной форме свои истинные и ложные представления о других телах и вечную загадку различий между полами. Глина может быть эффективно использована всеми клиентами, как агрессивными, так и подавленными, одарёнными и более ординарными, общительными и более замкнутыми. Агрессивные клиенты могут использовать глину, чтобы шлёпать и бить, сублимируя, таким образом, враждебность, обычно направленную на других людей. Поскольку глина не требует посредников, то боязливым клиентам не обязательно манипулировать инструментами, несущими угрозу, так как они могут мять и расплавлять этот материал непосредственно, получая удовольствие от собственных отпечатков пальцев на этом мягком материале. Клиенты, чувствующие себя неадекватно, повышают самооценку, делая фигуры, которые положительно оценивают со стороны. Демонстрируя свои изделия, клиенты начинают снимать комплексы неполноценности, теперь и у них обнаружены способности.

Рисование пальцами.
Неудовлетворённая потребность детства – пачкать исследование своих экскрементов, приводит к потребности пачкать. Рисование пальцами предоставляет подходящее средство для удовлетворения этой потребности. Главное достоинство рисования пальцами – та лёгкость, с которой оно позволяет клиентам переводить свои чувства в краски и слова. Прямой контакт с мягким веществом стимулирует свободный полёт фантазии даже у сверхконтролирующих себя клиентов. Практический опыт показывает, что рисование пальцами вдохновляет спонтанность в подавленных клиентах, но не подходит чрезмерно активным. Агрессивные клиенты обычно чрезмерно оживляются при рисовании пальцами и начинают неистово пачкать себя и находящихся рядом. Поэтому рисование пальцами противопоказано для расторможенных и гиперактивных клиентов.

Хамзина Е.М.

Предлагаем вам фрагменты и рекомендации из книги авторов Мэри Энн, Ф. Кол, Рени Рамси, Дана Боумэн «Первый рисунок»

Рисование пальцами – классический опыт детского рисования. Детям нравится открывать разные способы рисования. Как только они решат, что уже перепробовали всё, придумайте что-то новое. Предлагаем вам способ рисования пальцами. Обычно он нравится «особым» детям, и не затруднит взрослых сложной подготовкой. Быстрый прохладный и липкий способ рисования пальцами – весёлая, и, что очень важно, осязаемая возможность для детей использовать свои руки, размазывать и растирать краски по бумаге, создавая свой удивительный мир.
Рисовать пальцами прямо на столе – самый увлекательный и весёлый способ испачкаться! Погрузить свои руки по локоть в краску, почувствовать какая она мягкая и прохладная, отпечатать такие красивые причудливые следы на бумаге, провести опыт от одного пальчика до двух рук сразу, или босыми ногами натопать следов на большом листе бумаги на полу – каждая стадия развития художественных способностей детей очень увлекательна, и никогда не повторится вновь.
Готовьтесь к занятиям радостно для всех, кто в нём участвует. Включите лёгкую, красивую музыку. Накройте газетами или любой ненужной тканью, клеёнкой то место, где будет проходить занятие, будь то стол, стена, пол или стойка, закрепите их кнопками
Гораздо легче после занятия снять грязную газету, чем чистить и мыть поверхность незащищённого рабочего места. Очень удобно переносить занятия летом на природу. Сделайте так, чтобы мытьё рук было удобным и не отвлекало детей. Снабдите всех мокрыми губками, мокрым свёрнутым старым полотенцем или рулоном бумажных салфеток, которые поместите рядом с рабочим местом, поместите также ведёрко с мыльной водой. Пусть дети моют и вытирают пальцы, если есть такая необходимость. Удобно завести специальную одежду только для художественных занятий. Для этого подойдут любые старые майки, трико, пижамы и т.д. Можно из клеёнки сделать плащ-накидку. Когда дети рисуют, лепят или клеят, они любят чувствовать себя свободно, не обращая внимания на одежду. Рабочая одежда со временем может превратиться в предмет гордости для ребёнка.
Для первого опыта лучше не использовать никаких инструментов. Если рисунок быстро высыхает на столе, побрызгайте водой, капните разведённый крахмал или добавьте свежей краски. Налейте лужицы краски разных цветов прямо на поверхность стола. Затем поэксперементируйте с разными инструментами – пластмассовыми шпателями, деревянными ложками, фрагментами расчески, половинками пластмассовых крышек с краями, нарезанными зигзагами и волнами. Задайте разные сюжеты, например, покажите детям, какие отпечатки получаются, если покатать по поверхности стола опрокинутые пластиковые стаканчики. Можно завихрить эти следы в разноцветные спирали, оставляя между ними чистую поверхность стола. Попробуйте создать разные эффекты использования разных инструментов. Готовьтесь к занятиям радостно для всех, кто в нём участвует. Включите лёгкую, красивую музыку. Накройте газетами или любой ненужной тканью, клеёнкой то место, где будет проходить занятие, будь то стол, стена, пол или стойка, закрепите их кнопками или скотчем. Гораздо легче после занятия снять грязную газету, чем чистить и мыть поверхность незащищённого рабочего места. Очень удобно переносить занятия летом на природу. Сделайте так, чтобы мытьё рук было удобным и не отвлекало детей. Снабдите всех мокрыми губками, мокрым свёрнутым старым полотенцем или рулоном бумажных салфеток, которые поместите рядом с рабочим местом, поместите также ведёрко с мыльной водой. Пусть дети моют и вытирают пальцы, если есть такая необходимость. Удобно завести специальную одежду только для художественных занятий. Для этого подойдут любые старые майки, трико, пижамы и т.д. Можно из клеёнки сделать плащ-накидку. Когда дети рисуют, лепят или клеят, они любят чувствовать себя свободно, не обращая внимания на одежду. Рабочая одежда со временем может превратиться в предмет гордости для ребёнка.

Рецепты смесей для рисования пальцами
• Смешать в миске ? стакана разведённого крахмала или сваренного киселя с таким же количеством жидкой темперы или пищевого красителя
• Смешайте ? стакана жидкой темперы или пищевого красителя с 1/8 стакана жидкого мыла.
• Жидкую темперу можно смешивать с желатиновым раствором, сваренным заранее, как любое желе
• Жидкая глина – прекрасный материал для рисования пальцами

Дайте детям самим приготовить краску. Дети обожают трогать что-нибудь руками. Крахмал, смешанный с водой, обладает уникальными физическими свойствами – прилипает к ложке, но не пристаёт к пальцам. А самое главное - руки легко очищаются с помощью воды.
Насыпьте в таз или кастрюлю 2 стакана крахмала. Дайте детям потрогать сухой крахмал до добавления воды. Затем добавьте 1 стакан воды и дайте детям почувствовать разницу. Пусть они смешивают смесь руками. Капните в смесь немного пищевого красителя, затем другого цвета, давая наблюдать детям за растворением и изменением раствора. Наблюдать, как растекаются и смешиваются цвета – истинное наслаждение. Добавьте крахмала, чтобы смесь стала гуще или воды, если хотите сделать её жиже. Предложите детям рисовать пальцами на песке, насыпанном в коробку с низкими краями.
Одно обязательное условие для «особых» детей – им всегда нужна большая бумага или большое пространство. Занимаясь творчеством, дети получают одновременно несколько эффектов – развивают координацию зрения с движениями, контролируют мышцы, активизируют цветовое восприятие, восприятие формы, величины, пропорций. Рисование стимулирует воображение и делает ум ребёнка более изобретательным. Стимулируйте активность детского мозга с помощью разных инструментов, материалов, на которых дети будут рисовать и мест, где это будет происходить, используя для этого все мыслимые возможности. Наша задача – развивая творческие возможности, помочь детям добраться до собственных вершин настолько высоко, насколько это возможно.

Автор: Сергей САХАРКОВ